Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.
Задачи:
убедились в том, что проблема действительно существует.
неоднократно посетили детский дом.
провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.

Оглавление

Введение. стр.3-5
I. 1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом. стр.5-7
2. Причины возникновения проблемы взаимодействия сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия. стр.8-11
3. Обзор исследований причин, возникновения, проблемы
взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг
с другом и обществом. стр.12-18
II. 1. Трудности в общении со сверстниками.
2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом. стр.19-20
3. Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми. стр.19-20
4. Контент-анализ стр 21-22
III. Выводы. стр. 23
IV. Заключение. стр. 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом..doc

— 287.00 Кб (Скачать)
    1. 1. социальное проектирование на региональном уровне, основанное на проблемно-инициативном подходе, объединение усилий учёных и практиков, общественности, средств массовой информации, бизнес-сектора, государственных структур;

постепенное наращивание  масштаба решения проблемы- от местных  инициатив к системным региональным изменениям- в соответствии с имеющимся ресурсом общественных и государственных организаций, вовлечённых в борьбу с сиротством, его причинами и последствиями

    1. развитие знаний о семье, совершенствование психологической подготовки всех специалистов, работающих с детьми и семьями, повышение уровня знаний о семье и детском развитии у психологов- консультантов, психотерапевтов и социальных работников;

целенаправленная работа с семьями из групп риска (неблагополучные  семьи, семьи с детьми-инвалидами и детьми с особыми образовательными нуждами):  экономическая поддержка, социальная работа с особым акцентом на проблемах алкоголизации и            

 

    1. безработицы, психологическая помощь, создание условий для образования, развития и интеграции детей из этих семей в общество;
    2. семейное жизнеустройство детей-сирот, создание позитивного общественного мнения о профессиональной замещающей семье как модели воспитания детей-сирот, реабилитация кровной семьи;
    3. развитие системы социальной адаптации для воспитанников и выпускников интернатных учреждений: усиление психологической, педагогической и социальной работы с детьми, направленной на преодоление последствий депривации;
    4. бережное отношение к существующему в России позитивному опыту решения проблемы сиротства, его поддержка, развитие, культурное оформление, распространение. 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Мухина В.С. «Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа»\\ Вопр. Психол. 1989. №1. С. 32-39.
  2. Москвичёв В.В. «Социальная работа с несовершеннолетними». М.: РБФ «НАН», 2000.
  3. Обухова Л.Ф. «Детская психология: теории, факторы, проблемы. М.: Тривола, 1995.
  4. Солоед К.В. «Разлука с матерью на первом году жизни: влияние на объектные отношения у детей».\\Моск. Психотерапевт. Журн. 2000. №4. С. 70-94.
  5. Соколова Н.Д. «Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном детском доме».Дефектология. 1991. №4. С. 38-42.
  6. Прихожан А.М. , Толстых Н.Н. «Развитие личности в условиях психической депривации». \\ Формирование личности в онтогенезе. М.: Просвещение, 1991. С. 78-79, 99-104.
  7. Смирнова Е.О. «Теория привязанности: концепция и эксперимент.»\\Вопр. Психол. 1995. №3. С. 139-149.
  8. Слободчиков В.И. , Исаев Е.И. «Психология человека». М. : Школа-пресс, 1995.
  9. Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство,. Семья». В 2 т. Т. 2. М.: Апрель-пресс,. 1999. С. 334-340.
  10. Выготский Л.С, «Психология возраста.» \\Собр.соч: В6 т. Т. 4 М.: Педагогика, 1984. С. 5-242.
  11. Братусь Б.С. «Аномалии личности». М.: Мысль, 1988.
  12. Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка».- СПб.: Союз, 1997.
  13. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»- М.: Просвещение, 1988.
  14. Венгер А.Л. «на что жалуетесь».- Москва; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
  15. Вроно Е. «Несчастливые дети- трудные родители».\\Семья и школа М. , 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек как личность формируется  в процессе общественной жизни: в учёбе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

    Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определённых правил спортивных соревнований, отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка,  дисциплинированность.

      Умственное воспитание. На занятиях физической культурой  и спортом учащиеся приобретают  знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретённых навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

      Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивой умственной работоспособности. При правильной организации занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам.

        Исследования  показывают, что занятия физическими  упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

        Трудолюбие  также воспитывается непосредственно  в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, воспитанные в процессе занятий физическими упражнениями, переносятся и на трудовую деятельность.

       В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведённых до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение движений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

          Многие люди приобщаются к  спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

        Спорт-  средство укрепления мира, дружбы  и сотрудничества между народами. Выступая в соревнованиях в различных странах, на различных континентах, спортсмены знакомятся с культурой и бытом страны, с историческими местами. Современные тренировки, а в настоящее время и совместные выступления спортсменов разных стран в клубных и национальных сборных командах укрепляют дружбу народов. Теплая дружеская обстановка соревнований, взаимопомощь, уважительное отношение к спортивному противнику способствуют интернациональному воспитанию не только спортсменов, но и зрителей. Международные встречи воспитывают уважение к спортсменам различных стран, к их обычаям, традициям, помогают преодолеть расовые предрассудки, поощряют международное сотрудничество.

        Яркий  пример дружбы и международного  сотрудничества- Олимпийские игры, возрожденные для наших современников  с 1896 года усилиями французского  спортивного деятеля, педагога, графа де Кубертена.

Возникновение и развитие спортивной психологии.

От возникновения у практиков  спорта первичных представлений, сходных с представениями спортивной психологии, до оформления спортивной психологии как самостоятельного наученного направления прошло более полувека.

        Ещё  в 1897 году велосипедист и социолог  Норман Триплет заметил, что  велосипедисты быстрее проходят  дистанцию в гонке с соперником, чем в гонке на время. Встретив возражения, он провел эксперимент в гонке на 25 миль, полностью подтвердивший его точку зрения (разница составляла около 5 секунд) . За этим феноменом он закрепил название «динамогенный фактор в лидировании на гонках».

       Одна  из спортивных книг по спортивной  психологии была написана основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном также в конце прошлого века.

        Предпосылки  становления отечественной спортивной  психологии как специальной области знания были заложены в начале XX века П. Ф. Лесгафтом, выделившим в качестве основания учения о физическом воспитании: единство человеческой личности, интегративную роль движения, гармоничность развития, сознательное освоение движений.

       Первые  статьи и книги П. А. Рудика, Т. Р. Никитина, А. П. Нечаева, З. И Чучмарёва, А. Ц. Пуни, Н. Ф. Кострова в русле будущей научной дисциплины- спортивной психологии – были опубликованы в 1925-30 г.г. В 1950 году А. Ц. Пуни защитил первую в нашей стране докторскую диссертацию на тему «Проблемы спортивной психологии».

      К сожалению,  на признании приоритетов мировой  спортивной психологии сказалась крайне малая информированность и практически полное отсутствие личных контактов спортивных психологов Запада, Востока и Нового света в первой половине века. Следует отметить также, что и сами зарубежные специалисты далеко не едины в определении научных приоритетов спортивной психологии.

      За рубежом  среди основателей спортивной  психологии чаще всего называют  имена Коулмана Гриффита и  Джона Лоутера. Первый работал в 20-30-х годах психологом в Иллинойском университете; в 1922 году он написал книгу «Психология спортсменов». Некоторые зарубежные учёные называют его отцом современной спортивной психологии. Второй из них- Джон Лоутер- также является автором одной из известных книг по данной научной дисциплине, увидевшей свет в 1951 году.

     Как за рубежом,  так и в нашей стране интенсивное  развитие спортивной психологии  началось в 60-70-е годы XX века. Отечественная спортивная психология довольно быстро завоевала ведущие позиции внутри страны и на международной арене, что неоднократно отмечалось многими отечественными и зарубежными авторами. В то же время заокеанские и западноевропейские психологи спорта долгое время проводили экспериментально-описательные исследования, не опиравшиеся на чёткие и основательные теоретические позиции. Тем не менее психологам спорта Англии, Италии, Германии, Японии, США, России, Болгарии, Венгрии, Чехии, Украины, Эстонии, Белоруссии удалось накопить обширный исследовательский материал, который позволял установить общие психологические закономерности динамики предстартовых состояний, уровня активации, тревожности, психомоторных функций, мотивации, а также особенности личности спортсмена, структуры и динамики спортивных групп.

      Успехи  отечественной спортивной психологии  связаны с исследованиями А. В. Алексеева, Н. К. Волкова, Б. А Вяткина, Г. М. Гагаевой, Л. Д. Гиссена, А. Д. Ганюшкина, Г. Д. Горбунова, О. В. Дашкевича, Т. Т, Джамгарова, П. А. Жорова, Е. А. Калинина, Ю. Я. Киселева, Ю. А. Коломейцева, А. А. Лалаян, В. В. Медведева, И. М. Палея, В. В. Плахтиенко, А. Ц. Пуни, А. В. Родионова, П. А. Рудика, О. А. Сиротина, Ю. А. Ханина, Н. А. Худадова, О. А. Черниковой, Б. И. Якубчика.

     В развитии  отечественной спортивной психологии  можно выделить три основных этапа.

      Этап зарождения  характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах , заложивших основы становления спортивной психологии, чётко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений общей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две шкалы психологов спорта: московская и санкт-петербургская, возглавляемы соответственно П. А. Рудиком и А. Ц. Пуни.

        Этап становления  спортивной психологии может  быть охарактеризован стремлением её деятелей к обеспечению практики спортивной деятельности. Разрабатывался широкий круг вопросов, направленных на встраивание психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, где на ряду с общефизической, специальной, технической, тактической была бы особо выделена психологическая подготовка. В русле этой идеи были определены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения тренированности, спортивной формы, готовности к соревнованию, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Было продолжено изучение психологических особенностей различных видов спорта и развития познавательных процессов. Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного освоения спортивной деятельности.

         Этап современного  развития спортивной психологии  характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления, психологического мониторинга- регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьёзных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений, приоритетов и организованности.

Основные направления  психологической подготовки в спорте.

     Социализация личности  в спорте. Занятия спортом сопряжены с включительностью человека в разнообразные социальные отношения. Спортсмен занимает определённое социальное положение, например, становиться на путь профессионального спорта или готовит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия спортом с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические контакты в сфере спорта. Не каждому спортсмену удаётся привыкнуть к многочисленным переездам, спортивному режиму и т.п. Социальный статус разных видов спорта порой весьма неодинаков в мире, в данной стране или у представителей данной национальной культуры в связи с географическим и климатическим положением, уровнем развития культуры и цивилизации, социальным строем, характером основных занятий населения и т.п.

Информация о работе Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом