Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.
Задачи:
убедились в том, что проблема действительно существует.
неоднократно посетили детский дом.
провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.

Оглавление

Введение. стр.3-5
I. 1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом. стр.5-7
2. Причины возникновения проблемы взаимодействия сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия. стр.8-11
3. Обзор исследований причин, возникновения, проблемы
взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг
с другом и обществом. стр.12-18
II. 1. Трудности в общении со сверстниками.
2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом. стр.19-20
3. Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми. стр.19-20
4. Контент-анализ стр 21-22
III. Выводы. стр. 23
IV. Заключение. стр. 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом..doc

— 287.00 Кб (Скачать)

Ребёнок, растущий с раннего  детства вне семьи,  лишён самого главного и важного – безусловной  любви. Поэтому для него характерно простое и нерасчленённое отношение к себе, чаще всего – отрицательное. Для возникновения позитивного образа «Я» (положительного отношения к себе) ребёнку от окружающих его взрослых не хватает, прежде всего, проявлений безграничной и бескорыстной любви и положительной оценки его действий и поступков.

Знание особенностей развития детей, переживших материнскую  депривацию в той или иной форме поможет лучше понять их переживания и психическое состояние в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Последствия институционального воспитания

(обзор исследований)

Первое научно обоснованное исследование влияния воспитания на развитие и социализацию ребёнка-сироты в рамках традиционной модели заменяющей заботы – сиротского учреждения – было проведено известным американским учёным Дж. Боулби в 1951 г. по заказу Всемирной организации здравоохранения. Результаты этого исследования выявили задержку эмоционального, когнитивного и социального развития детей и не вызвали сомнений в плане необходимости отказа от сиротских учреждений как модели воспитания.

         Дж. Боулби пришёл к выводу, что  проблема коренится не в самой  сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых ребёнок-сирота мог бы установить интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, способствующие формированию здоровой, активной и социально адаптированной личности. 

         Воспитание детей в детском доме строится без учёта адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, которые тормозят психическое развитие. Выделяют такие негативные черты общественного воспитания:

  1. неправильная организация общения взрослых с детьми, неадекватность тех его форм, которые доминируют в сиротских учреждениях:

сниженная интимность и  доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми;

дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребёнка с определённым взрослым;

высокая частота сменяемости  взрослых с несовпадающими требованиями к поведению детей; групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий;

жёсткая регламентация  поведения детей, гиперопёка в деятельности – пошаговое планирование и санкционирование их поведения; это приводит к тому, что положительное отношение взрослого ребёнок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;

  1. недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей;
  2. недостатки программы воспитания и обучения, которая не компенсирует дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;
  3. бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды: малым числом и однообразием предметов, с которым они действуют;
  4. постоянное нахождение детей в условиях коллектива, невозможность уединиться.

Для детей из закрытых учреждений характерен особый тип общения как со взрослыми, так и со сверстниками. А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых указывают на гипертрофированную потребность в общении со взрослыми ( вызванную дефицитом такого общения в сиротском учреждении). Зависимость эмоционального благополучия ребёнка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность последнего и создаёт специфический тип общения со взрослым, который, в свою очередь, влияет на отношения со сверстниками. В.С. Мухина, А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых выделяют два симптомокомплекса у младших школьников, воспитывающихся в детских домах, - « тревога по отношению к взрослому» и «враждебность по отношению к взрослому». У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного разрешения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, стремлении переложить всю ответственность на окружающих.

       Дефицит  адекватного общения приводит  к тому, что у ребёнка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Это распространяется и на родных братьев и сестёр. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сёстрам и в процессе общения оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми.     

      В своём устном выступлении перед специалистами на одном из семинаров руководитель московского центра постинтернатной адаптации С.А. Левин сформулировал следующие типичные черты личности выпускника интерната:

  1. отчуждённость от мира взрослых;
  2. негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия в учёбе;
  3. неспособность к самоутверждению в труде- привычка имитировать учебную деятельность, неспособность делать усилия, напрягаться в работе;
  4. неспособность к планированию своей работы и жизни в целом;
  5. инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание- равнодушие к себе и своей судьбе;
  6. неразвитый социальный интеллект;

       Для  подростков характерно особое  психологическое образование –  детдомовское «мы». Дети без « родителей » делят мир на « своих » и « чужих », на « мы » и «они». От чужих они обособляются, ведут себя с ними агрессивно, готовы использовать в своих целях. Внутри своей группы дети, живущие в интернате, также обособлены, от они могут проявлять жестокость в обращении со своими сверстниками или ребёнком младшего возраста. Психологическое отчуждение от людей создаёт внутренние условия, которые впоследствии становятся благоприятной почвой для правонарушений.

       Необходимо  подчеркнуть, что эта установка  подкрепляется настороженным. А нередко отрицательным отношением обывателей, противопоставлением детей из детского дома детям, проживающим в семьях. Обидные клички « детдомовец», дистанцирование с ожиданием подвоха с обеих сторон замыкает порочный круг отношений между открытым обществом и детьми, растущими за стенами детского учреждения. Общество для этих детей выступает как  отвергающее, а они для него -  как неизбежное зло.

       Собственные  наблюдения за выпускниками детского  дома в условиях городской дискотеки показали, что идентификация с детдомовским «мы» остаётся устойчивой и в последующие годы. Ребята от 18 до 21 года танцуют только своим кругом и проявляют вербальную и физическую агрессию по отношению к любому, кто хочет присоединиться к ним.

        В результате воспитания детей-сирот  в условиях детского дома наблюдается также специфическое развитие интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, особенностей поведения, которые свидетельствуют о качественно ином характере формирования личности. Эта специфика проявляется в несформированности внутреннего, психического плана действий, собственной мотивации и преобладании ориентации на внешнюю ситуацию. Качественно иную форму имеет и развитие всех аспектов Я (представления о себе, отношение к себе, образа Я, самооценки). Самооценка – центральное личностное образование, важнейший регулятор общения и деятельности. Очень низкая самооценка, характерна для воспитанников детских домов, - основа личностных отклонений и невротических расстройств. Следствием депривации потребности ребёнка в родительской любви является отсутствие у него чувства увеличенности в себе, которое впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанников детского дома.

            В фундаментальном исследовании  И.А. Коробейникова был проведён сравнительный анализ умственного развития и уровня социализации детей с лёгкой степенью недостаточности ЦНС и проблемами школьной адаптации, обучавшихся: 1. в массовой школе, 2 в школе-интернате для детей, имеющих полную или неполную семью, 3 в школе-интернате для детей, лишённых родительского попечительства, т.е. лишённых связей с семьёй. Исследователь делает вывод о том, что «наиболее тяжёлые нарушения и искажения психосоциального развития отмечается у детей… лишённых родительской опеки и интернированных в детские учреждения закрытого типа, где под влиянием тотальной и жёсткой психической депривации формируются специфические механизмы адаптивного поведения, не согласующиеся с нормами адаптации, сложившимися в обществе».

           В сиротском учреждении у ребёнка интенсивно формируются некоторые принципиально иные механизмы, позволяющие ему приспособиться к жизни в особых условиях и тем самым как бы заменяющие ему личность. Важнейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности- системы представлений о себе, о мире и о «себе в мире». Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей- тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного социального общения с принимающим и значимым для данного ребёнка взрослым. Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни; У воспитанников сиротских учреждений не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформность, ведомость, что делает этих детей лёгкой добычей криминальных структур. Мы решили провести  своё маленькое исследование и познакомиться с детьми-сиротами, чтобы лучше разобраться в этой проблеме. Посмотреть, как они пойдут  на контакт, узнать, чем живут эти дети в действительности, что им интересно, как они общаются между собой, какие у них интересы и моральные ценности.

          Когда мы пришли в 4-ый  класс,  дети слегка удивились нашему  приходу. Все дети поприветствовали нас, а когда учитель вышел, они стали задавать различного рода вопросы: «Кто вы такие?», «Что вы хотите?» и т.д. Мы объяснили им, что  хотим с ними поближе познакомиться. Детям было предложено написать небольшое сочинение на тему: «Моё настоящее». Можно было легко проследить реакцию детей на слова «моё настоящее». Многие сразу погрустнели, особенно это хорошо было видно по девочкам, на глаза наворачивались слёзы. Примерно1\4 детей сидели и не знали, что написать, некоторые смотрели в окно, другие чиркали ручками по партам. Просмотрев все сочинения, я нашла в них много общего. Например, дети писали о том, как  навещают их родители. Некоторые из детей хотели бы, чтобы родители навещали их чаще, но большинство детей хотели обратного. Они были отрицательно настроены против своих родителей, например: «Я хочу, чтобы мои родители никогда не приходили ко мне и забыли про моё существование». У других же, родители при любых обстоятельствах оставались самыми хорошими, добрыми, близкими людьми. Вот например, что написал один мальчик: «Мой любимый день, когда меня забирают домой. Дома лучше, там ночью спишь спокойно, все дома, спишь на мягкой кровати». Такие дети хотят, чтобы к ним пришли родители и принесли хотя бы одну конфетку. Для таких детей не имеет значения, пьют ли их родители, бьют ли их, дома им лучше.

         Отмечаю ещё общее. Дети, как  ни странно, пишут о еде.  Например: «Я питаюсь вкусно и сытно, только иногда не наедаюсь по обедам». Противоположное этому утверждение: «Это есть невозможно, кормят очень плохо, никогда не наедаешься досыта».

         Также  заметили, что дети разбиваются  по группам, и в каждой группе есть свой формальный лидер. Дети, которые во всем видят только негативизм, а их большинство, разговаривают только с разрешения их лидера, он подаёт им своеобразные знаки. Если их лидер отсутствует, то дети не знают, что им делать, как отвечать на поставленный вопрос. Они задаются вопросом, как бы в этой ситуации поступил  их лидер, какой бы он нашел ответ на поставленный вопрос.

           Сейчас мы хотим привести несколько психологических портретов проблемных детей которые описывает в своей книге Е. И Морозова «Дети-сироты».

  1. «Негативисты». В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к ним (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается негативное само предъявление. Главное проявление негативного само предъявления состоит в том, что ребёнок привлекает внимание окружающих к себе с помощью постоянного нарушения правил поведения. Негативное само предъявление складывается вследствие невозможности для ребёнка найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимание к себе. Основная психологическая особенность ребёнка-негативиста – это позиция «ужасного хулигана», которого окружающие замечают только в тех случаях, когда он их раздражает и возмущает. 
  2. «Актёры». В основе демонстративного поведения лежит повышенная потребность ребёнка во внимании к нему окружающих. Детям-актёрам свойственно несколько нарочитое поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил поведения, подчёркнутое «идеальное» поведение и даже подчёркнутая застенчивость, когда ребёнок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!»  Основная причина повышенной демонстративности состоит в том, что у ребёнка оказываются недостаточно сформированы содержательные формы делового общения со взрослыми, которые закладываются в раннем детстве. Общение остаётся преимущественно непосредственным: самодемонстрация ребёнка и ответные эмоциональные проявления взрослых.
  3. «Путаники». Социальная дезориентация их проявляется в том, что для ребёнка-путаника резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, ребёнок может ломать ценные вещи. Выясняется, что происходит это от непонимания запретов, а не от их сознательного нарушения.

Информация о работе Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом