Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.
Задачи:
убедились в том, что проблема действительно существует.
неоднократно посетили детский дом.
провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.

Оглавление

Введение. стр.3-5
I. 1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом. стр.5-7
2. Причины возникновения проблемы взаимодействия сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия. стр.8-11
3. Обзор исследований причин, возникновения, проблемы
взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг
с другом и обществом. стр.12-18
II. 1. Трудности в общении со сверстниками.
2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом. стр.19-20
3. Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми. стр.19-20
4. Контент-анализ стр 21-22
III. Выводы. стр. 23
IV. Заключение. стр. 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом..doc

— 287.00 Кб (Скачать)

         Отмечаем и противоположный   тип детей-сирот. Эти дети стараются  держаться вместе, вместе гуляют, вместе смотрят телевизор, рядом сидят на занятиях. Они стараются помогать друг другу и не бросают друг друга в беде. Также помогают младшим в трудных ситуациях. Эти дети более оптимистичны и более податливы, лучше идут на контакт. Они любят одно и то же, например: смотрят одни и те же фильмы, сериалы, мультфильмы. Наиболее популярный мультфильм среди этих детей  про мамонтенка, который искал свою маму. После написания сочинения несколько ребят из групп выявили желание прочитать вслух свои работы. Они не стеснялись того, что написали, а дети, слушавшие их, не смеялись, а наоборот, отнеслись с пониманием. У всех в глазах была грусть. Особенно меня потрясло сочинение одного 11-летнего мальчика, заканчивающееся словами: «Иногда я думаю о том, зачем я родился на свет и думаю то, что я умер, и я в гробу, и мне становится грустно».

Несколько психологических  портретов таких детей, также  по классификации Е. И. Морозовой.

  1. «Неудачники». Основной психологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребёнка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.д. Повышенный уровень тревоги наблюдается у большинства детей-сирот, перенёсших глубокую психологическую травму, семейные драматические события или материнскую депривацию. Состояние тревоги проявляется как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Ситуация, которую большинство детей восприняло бы как вполне рядовую, при высоком уровне тревоги вызывает стресс.
  2. «Мечтатели». Развитие по данному типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Уход от реальной деятельности – это уход во внутренний мир, в игровое фантазирование. Ребёнок как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. В данном случае дело не в повышенной отвлекаемости. Ребёнок не отвлекается на что-то постороннее, а погружён в себя: в свои фантазии и мечты. Фантазирование позволяет восполнить недостаток внимания. Игра в уме становится средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании окружающих. Обычная жизнь для таких детей недостаточно насыщена впечатлениями, она кажется им скучной, монотонной. Фантазия предоставляет им выход из этой обыденности.
  3. «Умники». Дети с этим вариантом развития, интеллектуализмом, отличаются хорошим логическим мышлением при недостаточности эмоциональной сферы, образных представлений, воображения, восприятия. Обычно интеллектуализм складывается в дошкольном возрасте. Его главная причина- это недооценка взрослыми той роли, которую играют в развитии ребёнка «детские» занятия: рисование, лепка, конструирование из кубиков. Такому ребёнку с раннего детства предлагаются разнообразные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа. Соответственно в деятельности ребёнка преобладают учебно-познавательные занятия; его общение сужено.

4. «Говоруны». Вербализм  (в дословном переводе с лат.- «словесность»)- это значительно более выраженный, чем интеллектуализм, тип дисгармоничного формирования личности. Вербализм характеризуется преобладанием речевого развития над другими психическими процессами – в том числе, и над логическим мышлением. Вербализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в раннем возрасте. Бойкая речь, уверенные ответы на любой вопрос (как правило, всего лишь воспроизводящие то, что услышано ранее), огромная «эрудиция» ребёнка привлекают повышенное внимание окружающих, которые высоко оценивают его достижения. На самом деле эти достижения являются односторонними. Они исчерпываются высоким уровнем развития речи (иногда не только устной, но и письменной) и словесной памяти. Между тем у ребёнка может возникнуть самоощущение «вундеркинда». Он не столько действует, сколько  демонстрирует свои способности взрослым. Общеразвивающие дошкольные виды деятельности окончательно исчезают из арсенала его занятий. Общение со сверстниками нарушается из-за отсутствия общих интересов.

        Когда мы пришли к этим же  детям во второй раз, они  приняли нас не так настороженно. Мы поприветствовали друг друга, и мы попросили написать их ещё одну работу: «Моё будущее». На тему этого сочинения дети отреагировали намного лучше, чем на тему предыдущего. Они с радостью принялись за работу. Они много фантазировали, обменивались друг с другом идеями и мыслями. Было интересно смотреть на них, с каким воодушевлением они писали и мечтали. Не многие из них хотели иметь свою семью и детей. «Хочу жить нормально, но чтобы не было семьи и детей». В основном   все мечтали о том, чтобы вырасти, устроиться на работу (но ни один из детей-сирот не мог назвать ту профессию, которую он выберет), купить квартиру, машину и сотовый телефон.

            Когда работа была выполнена,  дети читали её с увлечением,  все вместе мы смеялись. У них как будто была цель насмешить всех, посмеяться от души, было видно, что они надеются только на себя. Всё, что написали дети, была просто выдумка, т.к. они осознают, что на пути к своей цели у них будет много препятствий, которые им вряд ли удастся преодолеть.  Например: «Вряд ли я буду жить хорошо. У меня нет родителей, которые могли бы оплатить мне учёбу в университете. У меня нет знакомых, которые смогли бы устроить меня на высокооплачиваемую работу. Да и вообще, кто узнаёт, что я детдомовский, шарахаются от меня».

           Примерно 75% всех детей это «негативисты»,  «актёры», «путаники», т.е. дети которые относятся ко всему негативно, не хотят идти на контакт. И всего лишь 25% это дети «неудачники», «говоруны», «мечтатели»,  «умники». Эти дети настроены более оптимистично к окружающему миру. Из этого соотношения следует, что детей,  не желающих идти на контакт, настроенных негативно, больше, чем детей, идущих на контакт и более открытых, более оптимистичных. Таким образом, это соотношение ещё раз подтверждает, что проблема взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом действительно существует, и она очень актуальна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудности в  общении со сверстниками.

 

        Нам бы хотелось дать следующие  простые рекомендации. Поначалу  ребёнка надо учить общаться и сотрудничать с одним-двумя взрослыми. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь и ненавязчивая подсказка. Предположим, что дети не могут сами придумать, чем им заняться. Тогда взрослый должен посоветовать им какую-нибудь интересную игру. Как только они начали играть, взрослый отходит в сторону, предоставляя детям полную свободу. Но вдруг снова возникает затруднение – например, поспорили двое ребят, кто из них будет  ведущим  в игре. Тут взрослый снова вмешивается, помогает решить спор (скажем, предлагает ввести ещё одну не менее значимую роль) и снова уходит в сторону.

            Детям проще всего общаться  со старшими ребятами: они охотно  берут на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнять их указания. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребёнку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми. Следующий этап в развитии навыков общения – это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его пока ещё не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие. Самое трудное – это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому постоянно находить «золотую середину» между руководством и подчинением; соотносить свои намерения с желаниями других детей.

В чём проблема взаимодействия детей-сирот между  собой, сверстниками и социумом.

            Таким образом, обедненная индивидуализированным  отношением, монотонная среда детского дома «замораживает» психическое развитие. «В замкнутый мирок поступает слишком мало стимулов, слишком мало информации, чтобы растущий человек научился связывать плохие и хорошие поступки с плохими и хорошими последствиями. Разные поступки так или иначе всегда есть. Разных последствий не хватает». Поэтому  в большинстве случаев к моменту выпуска молодых людей трудно назвать адаптированными, приспособленными и оптимистичными людьми. Именно поэтому эти дети не могут общаться с детьми из благополучных семей. Дети-сироты держатся особняком, не желают идти на контакт, всячески отгораживаются и держатся группами. Дети из полноценных семей  относятся к сиротам с опаской, если даже они первоначально из жалости шли на контакт, сироты сами их отталкивали.  Заметно было пренебрежение детей из благополучных семей к детям из детского дома. Со взрослыми сироты также не находят общего языка. Многие взрослые относятся к таким детям с пренебрежением, как к «бездомным котятам». Дети, в свою очередь, чувствуют неприязнь к ним взрослых, и в дальнейшем эта неприязнь сопутствует им всю жизнь. Именно из-за этого сироты не хотят идти на контакт.

 

 

     Общение детей-сирот друг с  другом, с детьми из благополучных  семей, со взрослыми.

            Однообразная обратная связь  от окружающего мира ведёт  к пассивности как черте личности, так как способствует формированию представления о мире как неконтролируемом, а о себе - как не способном влиять на собственную жизнь. В качестве реакции на хроническую ситуацию психологического насилия у детей, проживающих в детских домах, формируется такая черта, как негативизм, или пассивное сопротивление всему. Что им навязывается в виде привычки имитировать любую деятельность. При таком развитии не формируется столь важная для самостоятельной жизни способность к систематическим усилиям. Иными словами, ребёнок в сиротском учреждении привыкает к тому, что от него самого мало что зависит, а происходящее с ним определяется другими людьми; соответственно, он не способен планировать свою жизнь и деятельность, его представление о своей способности справляться с различными проблемами и жизненными трудностями крайне низкое. Бедность моделей для социального научения в условиях детского дома приводит к крайне бедному репертуару социальных навыков. Несформированность социальных навыков становится одной из центральных причин социальной дезадаптации выпускников интернатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контент-анализ

 

Фразы

Мальчики

Девочки

«Мой любимый фильм- это Рыцарь Дорог»

5

3

«Я ненавижу родных»

5

3

«Я люблю играть, рисовать»

4

3

«Мой любимый актер  Джеки Чан»

8

0

Папа

2

1

Мама

5

3

Природа

3

2

«Я хочу иметь машину, квартиру и сотовый телефон»

8

3

Профессия

2

1

Высшее образование

3

1

Звезда

0

3

Семья

4

2

Париж

0

3

Учитель

0

3

Проблемы

8

3

Миллионер

8

3

Маленькие деревья уходящие в никуда

4

1

Дерево в верхнем  левом углу

1

0

Ствол тонкий, крона маленькая

4

1

Ветки хорошо прорисованы

2

1

Большие деревья

4

2

Дупло

1

1

В дупле сидит белка

0

1

Цветная раскраска

1

1

Ствол толстый, крона большая

4

2

Агрессивные животные

8

0


 

Рисунки, находящиеся в левом верхнем углу

5

1

Зубы оскалены

6

1

В руках меч

7

0

Крылья как у летучей мыши

2

0

Прорисованы пальцы на руках и на ногах

5

3

Небольшие рисунки

8

3

Животные смотрят прямо

8

3

Рот очень большой

2

1

Животные напоминающие кошку и белку

0

3

Рисунки по середине листа

3

2

Глаза большие, хвост  торчит, нос маленький

0

3

Уши торчат

0

3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

  1. Развитие ребёнка происходит в процессе его собственной активной деятельности в непрерывном диалогическом контакте со взрослыми и осмыслении или рефлексии, этой деятельности и себя в ней.
  2. Без знаний теорий развития, а также основ детской и возрастной психологии невозможна эффективная работа как с детьми   социальными сиротами, так и с их окружением, включая неблагополучные кровные и замещающие семьи.
  3. Усиление традиционной слабой психологической подготовки специалистов, работающих с детьми и семьями, - необходимое условие успешного решения проблемы сиротства в России.
  4. Помощь государства малоимущим и многодетным семьям экономически: введение различных льгот и повышение пособий.
  5. Улучшение условий жизни детей-сирот в детских домах: ремонт зданий, детские площадки, различные игрушки и интеллектуальные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

С проблемой сиротства  многие из нас сталкиваются, даже не подозревая этого, так как она пронизывает всю нашу современную жизнь. Она вырастает не только из экономических трудностей, но и из просчетов в организации образования и здравоохранения, из традиционного отставания отечественной науки и социальной работы, из острейших социальных проблем –алкоголизма и безработицы, наконец, из нашего равнодушия и слабости местной общественной инициативы. В её решении не существует единство правильных методов. Она требует личного самоопределения и творческого отношения от каждого, кто к ней обращается. Вместе с тем, можно указать на некоторые достаточно обоснованные современной наукой и практикой пути, которые выступают в виде общих ориентиров решения этой проблемы, среди них:

Информация о работе Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом