Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа
Цель: актуализация проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом весьма велика. Ей занимались такие учёные как Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, С.А. Левин, И.А. Коробейникова и многие другие.
Задачи:
убедились в том, что проблема действительно существует.
неоднократно посетили детский дом.
провели некоторые, которые подтвердили то, о чём писали многие ученые ученые-психологи.
смогли разобраться в причинах возникновения проблемы, а этому послужила эмоциональная депривация, материнская депривация.
проследили процентное соотношение детей-сирот, которые негативно относятся ко всему, что приходит из вне и не хотят общаться.
наблюдение трудностей в общении со сверстниками, детьми из полноценных семей.
Введение. стр.3-5
I. 1. Исследования учёных-психологов проблемы взаимодействия детей-сирот друг с другом и обществом. стр.5-7
2. Причины возникновения проблемы взаимодействия сирот друг с другом и обществом: эмоциональная депривация, материнская депривация и как следствие- агрессия. стр.8-11
3. Обзор исследований причин, возникновения, проблемы
взаимодействия детей воспитывающихся в детских домах друг
с другом и обществом. стр.12-18
II. 1. Трудности в общении со сверстниками.
2. В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом. стр.19-20
3. Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми. стр.19-20
4. Контент-анализ стр 21-22
III. Выводы. стр. 23
IV. Заключение. стр. 24
Список литературы
Отмечаем и противоположный
тип детей-сирот. Эти дети
Несколько психологических портретов таких детей, также по классификации Е. И. Морозовой.
4. «Говоруны». Вербализм (в дословном переводе с лат.- «словесность»)- это значительно более выраженный, чем интеллектуализм, тип дисгармоничного формирования личности. Вербализм характеризуется преобладанием речевого развития над другими психическими процессами – в том числе, и над логическим мышлением. Вербализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в раннем возрасте. Бойкая речь, уверенные ответы на любой вопрос (как правило, всего лишь воспроизводящие то, что услышано ранее), огромная «эрудиция» ребёнка привлекают повышенное внимание окружающих, которые высоко оценивают его достижения. На самом деле эти достижения являются односторонними. Они исчерпываются высоким уровнем развития речи (иногда не только устной, но и письменной) и словесной памяти. Между тем у ребёнка может возникнуть самоощущение «вундеркинда». Он не столько действует, сколько демонстрирует свои способности взрослым. Общеразвивающие дошкольные виды деятельности окончательно исчезают из арсенала его занятий. Общение со сверстниками нарушается из-за отсутствия общих интересов.
Когда мы пришли к этим же
детям во второй раз, они
приняли нас не так настороженн
Когда работа была выполнена, дети читали её с увлечением, все вместе мы смеялись. У них как будто была цель насмешить всех, посмеяться от души, было видно, что они надеются только на себя. Всё, что написали дети, была просто выдумка, т.к. они осознают, что на пути к своей цели у них будет много препятствий, которые им вряд ли удастся преодолеть. Например: «Вряд ли я буду жить хорошо. У меня нет родителей, которые могли бы оплатить мне учёбу в университете. У меня нет знакомых, которые смогли бы устроить меня на высокооплачиваемую работу. Да и вообще, кто узнаёт, что я детдомовский, шарахаются от меня».
Примерно 75% всех детей это «негативисты», «актёры», «путаники», т.е. дети которые относятся ко всему негативно, не хотят идти на контакт. И всего лишь 25% это дети «неудачники», «говоруны», «мечтатели», «умники». Эти дети настроены более оптимистично к окружающему миру. Из этого соотношения следует, что детей, не желающих идти на контакт, настроенных негативно, больше, чем детей, идущих на контакт и более открытых, более оптимистичных. Таким образом, это соотношение ещё раз подтверждает, что проблема взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом действительно существует, и она очень актуальна.
Трудности в общении со сверстниками.
Нам бы хотелось дать
Детям проще всего общаться со старшими ребятами: они охотно берут на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнять их указания. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребёнку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми. Следующий этап в развитии навыков общения – это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его пока ещё не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие. Самое трудное – это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому постоянно находить «золотую середину» между руководством и подчинением; соотносить свои намерения с желаниями других детей.
В чём проблема взаимодействия детей-сирот между собой, сверстниками и социумом.
Таким образом, обедненная
Общение детей-сирот друг с другом, с детьми из благополучных семей, со взрослыми.
Однообразная обратная связь от окружающего мира ведёт к пассивности как черте личности, так как способствует формированию представления о мире как неконтролируемом, а о себе - как не способном влиять на собственную жизнь. В качестве реакции на хроническую ситуацию психологического насилия у детей, проживающих в детских домах, формируется такая черта, как негативизм, или пассивное сопротивление всему. Что им навязывается в виде привычки имитировать любую деятельность. При таком развитии не формируется столь важная для самостоятельной жизни способность к систематическим усилиям. Иными словами, ребёнок в сиротском учреждении привыкает к тому, что от него самого мало что зависит, а происходящее с ним определяется другими людьми; соответственно, он не способен планировать свою жизнь и деятельность, его представление о своей способности справляться с различными проблемами и жизненными трудностями крайне низкое. Бедность моделей для социального научения в условиях детского дома приводит к крайне бедному репертуару социальных навыков. Несформированность социальных навыков становится одной из центральных причин социальной дезадаптации выпускников интернатов.
Контент-анализ
Фразы |
Мальчики |
Девочки |
«Мой любимый фильм- это Рыцарь Дорог» |
5 |
3 |
«Я ненавижу родных» |
5 |
3 |
«Я люблю играть, рисовать» |
4 |
3 |
«Мой любимый актер Джеки Чан» |
8 |
0 |
Папа |
2 |
1 |
Мама |
5 |
3 |
Природа |
3 |
2 |
«Я хочу иметь машину, квартиру и сотовый телефон» |
8 |
3 |
Профессия |
2 |
1 |
Высшее образование |
3 |
1 |
Звезда |
0 |
3 |
Семья |
4 |
2 |
Париж |
0 |
3 |
Учитель |
0 |
3 |
Проблемы |
8 |
3 |
Миллионер |
8 |
3 |
Маленькие деревья уходящие в никуда |
4 |
1 |
Дерево в верхнем левом углу |
1 |
0 |
Ствол тонкий, крона маленькая |
4 |
1 |
Ветки хорошо прорисованы |
2 |
1 |
Большие деревья |
4 |
2 |
Дупло |
1 |
1 |
В дупле сидит белка |
0 |
1 |
Цветная раскраска |
1 |
1 |
Ствол толстый, крона большая |
4 |
2 |
Агрессивные животные |
8 |
0 |
Рисунки, находящиеся в левом верхнем углу |
5 |
1 |
Зубы оскалены |
6 |
1 |
В руках меч |
7 |
0 |
Крылья как у летучей мыши |
2 |
0 |
Прорисованы пальцы на руках и на ногах |
5 |
3 |
Небольшие рисунки |
8 |
3 |
Животные смотрят прямо |
8 |
3 |
Рот очень большой |
2 |
1 |
Животные напоминающие кошку и белку |
0 |
3 |
Рисунки по середине листа |
3 |
2 |
Глаза большие, хвост торчит, нос маленький |
0 |
3 |
Уши торчат |
0 |
3 |
Выводы:
Заключение.
С проблемой сиротства многие из нас сталкиваются, даже не подозревая этого, так как она пронизывает всю нашу современную жизнь. Она вырастает не только из экономических трудностей, но и из просчетов в организации образования и здравоохранения, из традиционного отставания отечественной науки и социальной работы, из острейших социальных проблем –алкоголизма и безработицы, наконец, из нашего равнодушия и слабости местной общественной инициативы. В её решении не существует единство правильных методов. Она требует личного самоопределения и творческого отношения от каждого, кто к ней обращается. Вместе с тем, можно указать на некоторые достаточно обоснованные современной наукой и практикой пути, которые выступают в виде общих ориентиров решения этой проблемы, среди них:
Информация о работе Особенности взаимодействия детей-сирот друг с другом и с обществом