Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 15:29, дипломная работа
Цель исследования: изучение нарушений социальной адаптации у детей после развода родителей.
Объект исследования: социальная адаптация детей.
Предмет исследования: нарушения социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей.
Гипотеза: после развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения переживания детьми ситуации развода родителей.
Общая характеристика развода как социально - психологического явления. Динамика развода……………………………………………5
Понятие социально – психологической адаптации
в отечественной и зарубежной психологии………………………..18
Психологические особенности детей предподросткового
возраста………………………………………………………………..25
Выводы по Главе 1...……………………………………………….....32
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей социальной адаптации детей после развода родителей.
2.1 Обоснование гипотезы………………………………………………..33
2.2 Описание методов и процедуры исследования…………………….34
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….39
2.4 Выводы по Главе 2.…………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованных источников………………………………………..55
РЕФЕРАТ
Дипломная работа состоит
из введения, двух разделов, заключения
и списка использованных
Тема: «Особенности социальной адаптации детей после развода родителей».
Целью данной дипломной работы является изучение нарушений социальной адаптации у детей после развода родителей.
Объект: социальная адаптация детей.
Предмет: нарушения социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей.
Гипотеза: после развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.
В первой главе «Теоретические основы изучения переживания детьми ситуации развода родителей» выделены основные подходы к пониманию характеристики понятия «развод»; причины, мотивы и стадии развода; описаны категории социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной психологии; дана возрастная характеристика детей. Сформулированы выводы по теоретической части работы. Показано, что для еще формирующейся личности ребенка нарушение привычной системы существования, вызванное разводом родителей, и связанная с этим утрата чувства безопасности, может стать фактором, усиливающим негативные тенденции его развития и привести к нарушению социально-психологической адаптации. Успешность адаптации ребенка предподросткового возраста зависит от предыдущего опыта переживания и преодоления стрессовых ситуаций, актуальных условий и системы отношений с другими людьми, в частности, наличия или отсутствия значимой социальной поддержки.
Во второй главе «Эмпиричское изучение особенностей социальной адаптации детей после развода родителей» исследована проблема социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей, кратко изложены методики исследования, предоставлены таблицы с результатами исследования и их анализ.
Обнаруженная в ходе исследования степень социальной адаптации детей после развода родителей – крайне невысока. Это говорит о том, что ситуация развода дезадаптирует детей, они утрачивают социальные ориентиры, так как теряют основную социально-психологическую защиту в виде семьи (которая распалась в результате развода). Существуют значимые различия в степени социальной адаптации детей в зависимости от условий постразводной ситуации. У детей, которые ограничены в контактах с отцом, степень социальной адаптивности значительно ниже, чем у тех, кто сохраняет отношения с отцом после развода родителей.
Объем дипломной работы 60 страниц, 2 приложения, количество литературных источников 23.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения переживания детьми ситуации развода родителей.
в отечественной и
зарубежной психологии………………………
возраста…………………………………………………………
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей социальной адаптации детей после развода родителей.
2.1 Обоснование гипотезы…………………………
2.2 Описание методов и
процедуры исследования……………………
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….39
2.4 Выводы по Главе 2.…………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..55
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Исследования семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особое внимание к семейной жизни проявляется последние годы в связи с ростом числа разводов.
Общественное мнение сегодня по-разному расценивает тенденцию увеличения разводов. С одной стороны, оно защищает права человека на личную свободу, единодушно признавая право на освобождение от неудавшегося или ставшего невыносимым супружества. С другой – осуждает его как наносящий непоправимый вред детям, поскольку развод для ребенка - это всегда стресс.
Если взрослые расходятся по собственной воле, то дети практически всегда оказываются «заложниками обстоятельств». За редким исключением, ни один ребенок не желает разрыва между своими родителями. Многими детьми развод переносится очень тяжело, вызывает у детей целый ряд психологических переживаний, страхов, чувств и мыслей. Иногда даже его переживание сравнимо с переживанием смерти кого-то из родителей. Даже самый оправданный развод может стать для ребенка сильнейшим потрясением, вызвать неблагополучные последствия, проявления которых иногда продолжаются значительное время.
В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.А. Сысенко). Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на социально – психологическую адаптацию ребёнка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. В этом и состоит актуальность нашей дипломной работы.
Цель исследования: изучение нарушений социальной адаптации у детей после развода родителей.
Объект исследования: социальная адаптация детей.
Предмет исследования: нарушения социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей.
Гипотеза: после развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования выделены следующие задачи исследования:
Методы исследования: «Экспериментально – психологическая методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвега (детский вариант), анкетирование детей; методы математической статистики.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДЕТЬМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
Развод – достаточно противоречивое социально – психологическое явление, которое определяется в словаре по семейному воспитанию как «способ прекращения брака при жизни супругов». Развод – это лишь финал семейной драмы, юридическое оформление распавшихся супружеских отношений. То есть развод – это разрыв супружеских отношений в юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечёт за собой реорганизацию семейной системы. [21; с.183]
Развод как явление семейных отношений находится во взаимосвязи с другими социальными отношениями и условиями. Выделяют следующие факторы, способствующие росту количества разводов:
Все эти факторы, одновременно действующие на супругов, могут привести семейную систему к сильной дестабилизации, вследствии чего произойдет распад отношений – развод. Счастливый брачный союз, основанный на любви и взаимопонимании, разумеется, добро. А развод? Одни считают его «злом», а другие – избавлением от зла. «А он как дождь: когда необходимо – добро, во всех остальных случаях – зло, и не малое». Пожалуй, в этой метафоре наиболее чётко подмечена психологическая сущность развода. Для кого-то это единственный выход из сложившейся ситуации в семье, когда присутствие рядом другого человека вызывает острое раздражение, даже ненависть, а для кого-то – сильное эмоциональное и психологическое потрясение, оставляющее горький след в душе.
Человеческие отношения чрезвычайно многогранны и сложны, в них объективное состояние теснейшим образом переплетено с субъективным, биологическое с социальным, психологическое с нравственно – этическим, необходимое со случайным. Как показывает практика, далеко не все разведённые хорошо понимают, почему их семейное счастье не сложилось, был ли развод действительно необходим, что ждёт их и детей после развода. Не зря развод довольно часто сравнивают с айсбергом в море: на поверхности видна лишь небольшая часть комплекса драматических переживаний, основная же масса погружена в пучину душ и сердец разведённых. [21; с.184]
Говоря о разводе необходимо различать эмоциональный развод и фактический (юридический) развод:
Обычно психологический развод предшествует фактическому разводу: сначала разрушаются супружеские отношения, затем супруги осознают, что они стали чужими друг другу, после чего приходят к решению о прекращении своего брака. Такая последовательность наблюдается практически всегда, правда, нередко осознание того, что супружеских отношений больше не существует, приходит к одному из супругов, который в дальнейшем и выступает в роли инициатора развода. Однако супруги не всегда приходят к фактическому разводу даже в ситуации психологического развода.
На само решение о разводе оказывают влияние различные факторы, которые можно рассмотреть на примере, обозначенных Н. Н. Обозовым факторов стабильности семьи. Он выделяет в качестве независимых параметров объективные и субъективные факторы, а также внешние и внутренние. Таким образом, получается четыре группы факторов стабильности семьи:
Таким образом, обычная закономерность такова: фактическому разводу всегда предшествует психологический развод, но за психологическим разводом не всегда следует фактический развод.
Информация о работе Особенности социальной адаптации детей после развода родителей