Особенности социальной адаптации детей после развода родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 15:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение нарушений социальной адаптации у детей после развода родителей.
Объект исследования: социальная адаптация детей.
Предмет исследования: нарушения социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей.
Гипотеза: после развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения переживания детьми ситуации развода родителей.
Общая характеристика развода как социально - психологического явления. Динамика развода……………………………………………5
Понятие социально – психологической адаптации
в отечественной и зарубежной психологии………………………..18
Психологические особенности детей предподросткового
возраста………………………………………………………………..25
Выводы по Главе 1...……………………………………………….....32
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей социальной адаптации детей после развода родителей.
2.1 Обоснование гипотезы………………………………………………..33
2.2 Описание методов и процедуры исследования…………………….34
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….39
2.4 Выводы по Главе 2.…………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованных источников………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Диплома.docx

— 111.88 Кб (Скачать)

2. Существуют значимые  различия в степени социальной  адаптации детей в зависимости  от условий постразводной ситуации. У детей, которые ограничены в  контактах с отцом, степень социальной  адаптивности значительно ниже, чем у тех, кто сохраняет отношения  с отцом после развода родителей.

3. Более выраженная социальная  дезадаптация детей, не общающихся  с отцами после развода родителей, проявляется в следующих особенностях: эти дети более склонны к  самообвинению в ситуации фрустрации, т.к. направляют реакцию фрустрации  на себя (ощущать себя как причину  фрустрации, как человека, который  должен все исправить). В то  же время, они не стремятся  к поиску путей достижения  желаемого и готовы воспринимать  ситуацию фрустрации как нечто  малозначительное, то что может  пройти со временем.

4. Дети, не общающиеся  с отцами, обладают пессимистическим  мышлением: они негативно воспринимают  и отцов, и родителей как пару, и себя, и свою жизнь, и будущее. Это является тревожным фактом, т.к. по мнению М.Селигмана, пессимистическое  мышление в подростковом возрасте  является препятствием для нормального  развития подростка и формирования  у него системы жизнестойкости, связанной с развитием стрессоустойчивости, уверенности в себе и позитивной  Я-концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В настоящей работе нами изучены особенности социальной адаптации детей разведённых родителей.

Развод представляет собой разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечёт за собой  реорганизацию семейной системы. Необходимость перестройки отношений и жизненные изменения переживаются людьми как ситуация стресса вследствие своей новизны, неопределенности, эмоциональной значимости, и конструктивность переживания этой ситуации во многом зависит от наличия позитивного опыта преодоления и проживания стрессовых событий.

Дети не всегда имеют возможности отреагировать свои негативные переживания, узнать ответы на актуальные для них вопросы относительно отношений родителей, порой они просто не умеют актуализировать свой опыт и отделить свое собственное отношение к событию от отношений окружающих. Вследствие этого возможно возникновение проблем социальной адаптации, которые проявляются в неспособности детей справляться с ситуациями фрустрации в различных сферах жизни. Развод оказывает существенное влияние на психику ребёнка (подростка), нередко у детей в результате развода родителей развиваются занижение самооценки, тяжёлая форма невроза, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи – это естественным образом способствует снижению социальной адаптации.

Действительно, установленная в ходе исследования степень социальной адаптации детей после развода родителей – крайне невысока. Это говорит о том, что ситуация развода дезадаптирует детей, они утрачивают социальные ориентиры, так как теряют основную социально-психологическую защиту в виде семьи (которая распалась в результате развода) и отдельных родительских реакций.

В рамках настоящего исследования мы обратили свое внимание только на факт общения с отцом после развода, при этом не рассматривая всех их особенностей, которые, конечно, будут иметь большое значение для дальнейшего развития ребенка. Мы считаем, что системное изучение этого явления должно проводиться в лонгитюде и на разнородной выборке испытуемых с учетом множества прочих условий и факторов, что и может стать перспективой изучения данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Божович Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате.М.:1960. – 185с.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Э.Б.Эльконина, Г.В.Драгуновой. М., 1967. – 194с.
  3. Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9-11 лет. М., 1998.
  4. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008.
  5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер Пресс, 1997. – 992 с.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Сфера, 2001. – 464с.
  7. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психического состояния // Вопросы психологии. – 1967. - №6.
  8. Малкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.  - М.: Эксмо, 2004. – 896с.
  9. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). Ер.: Изд-во АНАрм. ССР, 1998. – 262с.
  10. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – Спб., Речь,2007.
  11. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопр. психол. 1994, №1. – 61-69с.
  1. Прихожан А.М., Толстых Н.И. Психология сиротства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 400с.
  1. Проективная психология / Пер. с англ. – М., 2000.
  2. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, - 494 с. 1990
  3. Психология подростка: полное руководство / Под ред. Реана А.А. СПб.: Олма-Пресс, 2002. – 432 с.
  4. Пушкина Т.П. Медицинская психология (методические указания). – Новосибирск, 1996.
  5. Реан Л А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб. ГУ, серия 6, вып.З, 1995. – 115с.
  6. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). — М.: Наука, 1995.
  7. Фрейд А. Эго и механизмы защиты / Пер. с англ. М. Гинзбурга. М.: Эксмо, 2003. – 256 с.
  8. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  9. Целуйко В.М. Психологические проблемы современной семьи. Екатеринбург: 2007.
  10. Barker R. G., Dembо Т., Lewin K. Frustration and agression: an experiment with young children. – In: Studies in topological and vector psychology, vol. 11, Univ. Jowa Stud. Child Welfare, 1941, 18, №1. (386), р. 1-314.
  11. Dembо Т. Der arger als dynamisches problem. – Psychol. Forsch., 1931, bd. 15. – 144 p.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Бланк анкеты.

Фамилия, имя______________________

Возраст_________________

 

 

1.Как ты относишься  к тому, что твои папа и мама  больше не живут вместе? Как ты думаешь, почему они больше не живут вместе?

 

 

 

 

2.Как изменилось поведение  мамы?

 

 

 

3.Как изменилось поведение  папы?

 

 

 

4. Как изменились твои  отношения с мамой?

 

 

 

 

5. Как изменились твои  отношения с папой?

 

 

 

 

6. Общаешься ли ты с  папой? Как часто? Если нет, то  почему? С какими мыслями ты  возвращаешься домой после встречи  с папой?

 

 

 

7. Ты с кем-нибудь обсуждал  свои отношения с мамой и  папой?

 

 

 

8. Что изменилось в  твоей жизни после развода  родителей?

 

 

 

 

9. Каким бы ты хотел  стать в будущем?

 

 

 

10. Представь, что ты волшебник  и у тебя есть волшебная  палочка. Что бы ты сделал?

 

 

Приложение 2.

 

Результаты математической обработки данных, показывающих особенности реагирования детей на фрустрирующую ситуацию («Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга)

Ранги

 Показатели

 

N

Средний ранг

GCR (социальная адаптация)

Общаются с отцом

30

31,67

Не общаются с отцом

23

22,32

OD (концентрация на препятствии)

Общаются с отцом

30

24,37

Не общаются с отцом

23

29,67

ED (концентрация на самозащите)

Общаются с отцом

30

37,13

Не общаются с отцом

23

16,82

NP (концентрация на путях достижения желаемого)

Общаются с отцом

30

39,20

Не общаются с отцом

23

14,80

Е (экстрапунитивные реакции)

Общаются с отцом

30

28,60

Не общаются с отцом

23

25,42

I (интропунитивные реакции)

Общаются с отцом

30

19,13

Не общаются с отцом

23

34,85

М (импунитивные реакции)

Общаются с отцом

30

31,97

Не общаются с отцом

23

22,00


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистика критерия

 

 

Статистика U Манна-Уитни

Статистика W Уилкоксона

Z

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

GCR (социальная  адаптация)

111,500

322,000

-2,466

,015

OD (концентрация на препятствии)

181,000

391,000

-,515

,606

ED (концентрация на самозащите)

55,000

272,500

-3,956

,000

NP (концентрация  на путях достижения желаемого)

12,000

222,000

-5,090

,000

Е (экстрапунитивные реакции)

185,000

397,000

-,501

,619

I (интропунитивные реакции)

33,000

243,000

-4,740

,000

М (импунитивные реакции)

110,000

320,000

-2,483

,013


 

 

 

 

 

 

 

Результаты математического анализа особенностей эмоционального отношения детей (анкета)

Ранги

Шкалы

 

N

Средний ранг

Отношение к матери

Общаются с отцом

30

27,87

Не общаются с отцом

23

26,12

Отношение к отцу

Общаются с отцом

30

38,87

Не общаются с отцом

23

15,33

Отношение к родителям

Общаются с отцом

30

32,63

Не общаются с отцом

23

21,40

Отношение к себе, своей жизни

Общаются с отцом

30

37,10

Не общаются с отцом

23

16,88

Интегральный показатель эмоционального отношения

Общаются с отцом

30

34,66

Не общаются с отцом

23

19,34


 

Статистика критерия

 

 

Статистика U Манна-Уитни

Статистика W Уилкоксона

Z

Асимпт. знч. (двухсто-ронняя)

Отношение к матери

192,000

402,000

-,220

,826

Отношение к отцу

10,000

209,000

-5,282

,000

Отношение к родителям

94,000

302,500

-2,845

,005

Отношение к себе, своей жизни

12,500

223,500

-5,067

,000

Интегральный показатель эмоционального отношения

31,500

241,000

-4,783

,000


 

 

 

 


Информация о работе Особенности социальной адаптации детей после развода родителей