Особенности социальной адаптации детей после развода родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 15:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение нарушений социальной адаптации у детей после развода родителей.
Объект исследования: социальная адаптация детей.
Предмет исследования: нарушения социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей.
Гипотеза: после развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения переживания детьми ситуации развода родителей.
Общая характеристика развода как социально - психологического явления. Динамика развода……………………………………………5
Понятие социально – психологической адаптации
в отечественной и зарубежной психологии………………………..18
Психологические особенности детей предподросткового
возраста………………………………………………………………..25
Выводы по Главе 1...……………………………………………….....32
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей социальной адаптации детей после развода родителей.
2.1 Обоснование гипотезы………………………………………………..33
2.2 Описание методов и процедуры исследования…………………….34
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….39
2.4 Выводы по Главе 2.…………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованных источников………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Диплома.docx

— 111.88 Кб (Скачать)

Соответственно, мы можем предположить, что у детей, которые в ситуации развода ограничены в контактах с отцом, будет отмечаться значительно большие проблемы в социальной адаптации, выражающиеся в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации, чем у детей, которые в ситуации развода могут общаться с обоими родителями.

 

2.2 Описание методов и процедуры исследования.

 

Для получения первичных данных нами были использованы «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга и разработанная ранее анкета для детей, переживающих ситуацию развода родителей.

Методика С.Розенцвейга выявляет тип реагирования (взаимодействия с окружающей средой, другими людьми), обнаруживая наиболее уязвимое место испытуемого, с чем, прежде всего, будут связаны его эмоции:

- концентрацией на препятствии, возможности или невозможности  его преодолеть (буквенное обозначение OD),

- концентрацией на самозащите, что свидетельствует о слабости  и уязвимости (буквенное обозначение ED),

- сосредоточением на путях получения желаемого (буквенное обозначение NP).

Помимо типа реагирования в методике С.Розенцвейга изучается и направленность реакции:

  • экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию) – Буквенное обозначение Е;
  • интропунитивные реакции (реакция направлена на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации) – буквенное обозначение I;
  • импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать) – буквенное обозначение М.

В ходе эксперимента ребенку предлагаются 24 схематических контурных рисунка, на которых изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором.

Реакция ребенка на каждый из предложенных рисунков оценивается и по типу реагирования (концентрация на препятствии, на самозащите, на достижении желаемого) и по направленности реакции (экстрапунитивная, интропунитивная, импунитивная).

В результате на каждого ребенка заполняется карта, в которой реакция на каждую из 24 ситуаций записывается с помощью соответствующих символов:

  • Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).
  • Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
  • Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).

Далее карта ребенка сверяется с таблицей нормативных для выборки данного возраста реакций и по количеству совпадений типа и направленности реакций индивидуальной карты ребенка с нормативной для этого возраста вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.

Согласно таблице-ключу баллы GCR (количество совпадений в индивидуальной карте с нормативной картой) переводятся в проценты, где 100% означает максимально высокую способность к социальной адаптации.

Помимо показателя GCR, у каждого ребенка вычисляется в процентном соотношении частота использования тех или иных типов и направлений реакций в ответ на фрустрирующую ситуацию: OD, ED, NP, Е, I, М. Это позволяет выявить соотношение типов и направленностей реагирования на фрустрирующую ситуацию у ребенка.

В целях исследования нами была разработана анкета (Приложение 1), направленная на выявление отношения ребенка к отцу, матери, родителям, своей жизни. Анкетирование проводилось с детьми в ходе индивидуальной беседы.

Анкета содержит 10 вопросов:

- 1, 6, 7 вопросы  направлены  на раскрытие отношений ребенка  к родителям в целом,

- 2, 4 вопросы – на раскрытие  отношения к маме,

- 3, 5 вопросы – на раскрытие  отношений к папе,

- 8, 9, 10 вопросы – на  раскрытие отношение к жизни  самого ребенка, его прошлому  и будущему.

Данная методика предполагает как качественную обработку (анализ высказываний каждого ребенка), так и количественную.

Оценивается общая эмоциональная направленность ответов:

0 баллов – ответ эмоционально  негативно окрашен,

1 балл – ответ не  имеет выраженной негативной  или позитивной эмоциональной  окраски (нейтрален),

2 балла – ответ эмоционально  позитивно окрашен.

По каждой из выделенных шкал: отношение к родителям, отношение к матери, отношение к отцу, отношение к себе, своей жизни – баллы суммируются.

В результате по шкалам «отношение к матери» и «отношение к отцу» набирается от 0 до 4 баллов, где 0 баллов говорит о выраженном негативном отношении, а 4 балла – о выраженном позитивном отношении; по шкалам «отношение к родителям» и «отношение к себе, своей жизни» - набирается от 0 до 6 баллов, где также максимальное количество баллов свидетельствует о выраженном позитивном отношении, а минимальное – о выраженном негативном отношении.

Также подсчитывается общее количество баллов (по всей анкете в целом) – эмоциональное восприятие ситуации развода. При этом максимальное количество баллов – 20 (выраженное эмоционально позитивное восприятие), однако у детей в ситуации развода количество баллов близкое к максимальному встречаться не должно, т.к. это свидетельствует скорее о недостоверности результатов. Минимальное количество баллов – 0 (выраженное эмоционально негативное восприятие ситуации).

Опираясь на данные баллы, можно выделить следующие уровни эмоционального восприятия ситуации развода детьми:

15-20 баллов – данные  недостоверны,

10-14 баллов – ребенок  испытывает позитивные эмоции, стресс  не выражен,

5-9 баллов – ребенок  испытывает смешанные эмоции, превалируют  негативные, стресс присутствует,

0-4 балла – ребенок  испытывает в основном негативные  эмоции, стресс выражен.

Исследование  проводилось на базе Муниципальных учреждений городского округа Самара «Центр социальной помощи семье и детям Промышленного района» и «Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района». В исследовании приняли участие 53 ребенка в возрасте от 9 до 12 лет, посещающих Центр в рамках оказания социально-психологической помощи (индивидуальные консультации, групповые занятия с классом и т.д.).

Срок стрессовой ситуации (время, прошедшее после развода родителей) у детей исследуемой группы от 3 до 10 месяцев. Половой состав группы респондентов таков: 24 мальчика и 29 девочек (45% и 55% соответственно).

Все дети проходили тестовые методики в течение недели (по мере посещения Центра в свое групповое время). Также был выяснен путем опроса основной факт, позволивший сформировать две группы исследуемых: общаются или нет дети разведенных родителей с отцами после развода?

В результате обработки ответов респонденты (их данные) были разделены на две группы:

- дети, которые продолжают  общаться с отцом после развода  родителей – 30 детей (57%),

- дети, которые не общаются  с отцом после развода родителей  – 23 ребёнка (43%).

При этом нами не изучались отношения с отцом как таковые (особенности этих отношений, их эмоциональный фон, частота встреч с отцом и пр.), нам важен был сам факт наличия или отсутствия отношений с отцом у детей. Это было важно, т.к. в литературе отмечается, что дети, у которых нет необходимости резкого изменения сложившегося уклада жизни, более конструктивно переживают развод родителей и затем имеют меньше проблем с социальной адаптацией.

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов.

 

Результаты исследования реакции детей двух выделенных групп на фрустрирующую ситуацию представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.Результаты исследования реакции детей на фрустрирующую ситуацию («Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга)

 

Показатели

Дети, общающиеся с отцом (средний % по группе)

Дети, не общающиеся с отцом (средний % по группе)

Уровень значимости различий: критерий Манна-Уитни *

(достигается при р < 0,05)

GCR

29%

19,9%

р < 0,05

OD

18%

23,7%

Не достигнут

ED

36,1%

54,2%

р < 0,05

NP

51,2%

26,1%

р < 0,05

Е

49,8%

44,9%

Не достигнут

I

36%

48%

р < 0,05

М

21,8%

11,6%

р < 0,05


* Таблицы математической статистики представлены в Приложении 1.

 

Анализ таблицы 1 показывает, что у детей обеих групп (общающиеся и не общающиеся с отцом после развода) довольно низкие показатели социальной адаптивности (GCR), что говорит о дезадаптации детей разведённых родителей. При этом, по всем показателям реакции на фрустрирующую ситуацию мы можем отметить у детей двух выделенных групп различия, которые только в отношении двух показателей (OD – фиксация на препятствии и E – экстрапунитивные реакции) не являются значимыми. В отношении всех других показателей: GCR (социальная адаптивность), ED (фиксация на самозащите), NP (фиксация на путях достижения желаемого), I (интрапунитивные реакции), M (импунитивные реакции) – различия в выделенных группах достоверно значимые.

На рисунке 1 показано соотношение среднегрупповых процентных показателей по двум группам.

 

Рисунок 1. Соотношение среднегрупповых процентных показателей у детей изучаемых групп

 

 

Далее в таблицах 2 и 3 представлены результаты изучения эмоционального отношения ребёнка к матери и отцу, себе, а также эмоционального восприятия всей после разводной ситуации в целом.

Как видно из таблицы 2, в обеих группах довольно высок средний балл отражающий отношение детей к матери: и дети, общающиеся с отцом после развода родителей и дети, не общающиеся с отцом, в целом выше среднего оценивают своё отношение к матери.

Наиболее низкие значения имеют в обеих группах показатели «отношение к отцу» и «отношение к родителям».

Возможно, эмоционально негативное отношение к отцу связано с тем, что ребёнок, остающийся жить с матерью (даже если он иногда общается с отцом), воспринимает и основной эмоциональный негатив матери по отношению к отцу. Этот негатив, как правило, имеется после развода, т.к. довольно редко разведённые родители продолжают поддерживать эмоционально ровные отношения (так может сложиться только спустя некоторое время после развода). Ребенок воспринимает негативное отношение матери к отцу и отражает его собственным отношением.

 

Таблица 2. Результаты исследования отношения ребёнка

к родителям и самому себе

 

Шкалы

Дети, общающиеся с отцом (средний балл по группе)

Дети, не общающиеся с отцом (средний балл по группе)

Уровень значимости различий: критерий Манна-Уитни *

(достигается при р < 0,05)

Отношение к матери

2,4

2,3

Не достигнут

Отношение к отцу

1,7

0,9

р < 0,05

Отношение к родителям

1,7

1

р < 0,05

Отношение к себе, своей жизни

2,7

1,7

р < 0,05


* Таблицы математической статистики представлены в Приложении 1.

 

Низкие значения по показателю «отношение к родителям» обусловлены теми проблемами, которые в недавнем времени претерпели родители как пара. Во-первых, родители больше не являются парой и потому у ребенка смешанные чувства по отношению к ним. Во-вторых, восприятие родителей как пары возвращает ребёнка к ситуации развода, которая, как правило, эмоционально болезненна для ребёнка.

Анализ методами математической статистики показал, что значимые различия в уровне эмоционального отношения у детей двух выделенных групп отмечены по всем шкалам, кроме шкалы «отношение к матери».

Наглядно соотношение среднегрупповых показателей эмоциональногоотношения детей двух выделенных групп представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Соотношение среднегрупповых показателей по шкалам эмоционального отношения детей изучаемых групп

 

В таблице 3 представлен интегральный показатель отношений ребёнка, характеризующий особенности его эмоционального отношения ко всей после разводной ситуации в целом.

 

 

 

 

Таблица 3.Результаты исследования эмоционального отношения ребенка к послеразводной ситуации

 

 

Дети, общающиеся с отцом

Дети, не общающиеся с отцом

Уровень недостоверных данных

1 (3%)

0 (0%)

Высокий уровень (позитивное эмоциональное отношение)

10 (33%)

3 (13%)

Средний уровень (смешанные эмоции)

15 (50%)

11 (48%)

Низкий уровень (негативное эмоциональное отношение)

4 (14%)

9 (39%)

Средний балл по группе

8,5

5,9

Уровень значимости различий: критерий Манна-Уитни *

(достигается при р < 0,05)

 

р < 0,05

Информация о работе Особенности социальной адаптации детей после развода родителей