Особенности социальной адаптации детей после развода родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 15:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение нарушений социальной адаптации у детей после развода родителей.
Объект исследования: социальная адаптация детей.
Предмет исследования: нарушения социальной адаптации детей, переживающих ситуацию развода родителей.
Гипотеза: после развода родителей дети испытывают трудности социальной адаптации, которые выражаются в недостаточной способности справляться с ситуациями фрустрации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения переживания детьми ситуации развода родителей.
Общая характеристика развода как социально - психологического явления. Динамика развода……………………………………………5
Понятие социально – психологической адаптации
в отечественной и зарубежной психологии………………………..18
Психологические особенности детей предподросткового
возраста………………………………………………………………..25
Выводы по Главе 1...……………………………………………….....32
Глава II. Эмпирическое изучение особенностей социальной адаптации детей после развода родителей.
2.1 Обоснование гипотезы………………………………………………..33
2.2 Описание методов и процедуры исследования…………………….34
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….39
2.4 Выводы по Главе 2.…………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...53
Список использованных источников………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Диплома.docx

— 111.88 Кб (Скачать)

* Таблицы математической статистики представлены в Приложении 1.

Как видно из таблицы 3, в обеих группах превалирует процент детей  со смешанными эмоциями относительно общей ситуации развода, что вполне естественно, т.к. исследовались дети, развод в семьях которых случился не более года назад, поэтому большинство детей всё ещё эмоционально переживают развод.

Однако, процент детей с нормальным, позитивным отношением по интегральному показателю (к себе, матери и отцу, родителям в целом) в двух выделенных группах различен: треть детей, общающихся с отцами (33%) имеют позитивное отношение к себе, своим родителям, ситуации и только 13% детей из группы «не общающихся с отцами» имеют аналогичное отношение. Негативное отношение к ситуации, себе, родителям выявлено у 39% детей, не общающихся с отцами и только у 14% детей, которые продолжают общение с отцами после развода родителей. Этим объясняется наличие достоверно значимых различий по интегральному показателю отношения к ситуации в целом.

Наглядно уровни эмоционального отношения к себе, родителям и ситуации после развода в обеих группах представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3.  Соотношение среднегрупповых интегральных показателей эмоционального отношения детей изучаемых

 

Таким образом, нами проведён первичный анализ данных по двум выделенным методикам («Методика изучения фрустрационных реакций» С.Розенцвейга и анкета, направленная на выявление отношения ребенка к отцу, матери, родителям как паре, своей жизни). Нами выявлено, что по ряду показателей/шкал у детей двух выделенных групп обнаружены достоверно значимые различия (особенностей реагирования на ситуацию фрустрации и особенностей эмоционального отношения). Это позволяет интерпретировать полученные результаты на уровне достоверной значимости.

Нами выявлено, что у детей, которые общаются с отцами после развода родителей и детей, которые ограничены в общении с отцом после развода отмечаются следующие значимые различия в особенностях реагирования на ситуацию фрустрации:

- GCR (социальная адаптивность): U=111,500, р < 0,05;

- ED (концентрация на самозащите в фрустрирующей ситуации): U=55,000, р < 0,05;

- NP (концентрация на путях  достижения цели в фрустрирующей  ситуации):  U=12,000, р < 0,05;

- I (интропунитивная направленность  фрустрирующей реакции): U=33,000, р < 0,05;

- М (импунитивная направленность  фрустрирующей реакции): U=110,000, р < 0,05.

Эти различия можно интерпретировать следующим образом:

1. GCR (социальная адаптивность): у детей, которые после развода родителей не общаются с отцом значимо ниже уровень социальной адаптивности, чем у тех детей, которые поддерживают отношения с отцом.

Это, на наш взгляд, объясняется тем, что для детей, переживших развод родителей и утративших контакт с отцом, та жизненная основа, которой являлась семья – полностью разрушилась. Жизнь только с матерью, ограничение детско-родительских контактов отношениями только с одним из родителей – существенно отражается на восприятии окружающего мира. Цельность и полнота и отношений, которые давали ребенку общение с обоими родителями – теперь исчезли. Возможно, ребенок сталкивается с ощущением, что и весь остальной мир небезопасен и хрупок: то, что случилось с его семьёй, отношениями с родителями, может случиться и с любым аспектом отношений в окружающем мире. Поэтому дети, не общающиеся с отцами после развода значимо менее социально адаптированы: они скорее дезориентированы в окружающем социуме, не знают, как себя вести, как реагировать, чего ожидать, поскольку в их «мире» все кардинально изменилось.

Дети, которые после развода продолжают общаться с отцом, также переживают стресс, однако они видят, что отношения изменились на уровне родительских (мать и отец не живут теперь вместе), но на уровне родительско-детских остались (пусть не в полной мере прежними, но остались как вид отношений). Иными словами, «крушение мира», которое переживает ребенок после развода родителей не столь критично: остается основа – отношения с обоими родителями. Этот факт позволяет детям более быстро адаптироваться к новой ситуации (сама ситуация для ребенка оказывается менее травмирующей и сложной), что и обуславливает значимо более высокую степень социальной адаптивности.

2.  ED (концентрация на самозащите в фрустрирующей ситуации). Дети, которые после развода родителей не общаются с отцом, значимо более ориентированы на самозащите в фрустрирующей ситуации, чем те дети, которые после развода поддерживают отношения с отцом.

Нам представляется, что такая реакция у детей, не общающихся с отцом, обусловлена тем, что они в результате развода и прекращения отношений с отцом в большей степени ощутили свою беззащитность и слабость, ведь очевидно, что именно отец, мужчина, является олицетворением силы, защиты. Дети, утратившие контакт с отцом оказываются в более беззащитном положении, они в меньшей степени ориентируются на поддержку и помощь со стороны взрослого, родителя. Это и может обуславливать более выраженную реакцию самозащиты.

Также выраженность реакции самозащиты в ситуации фрустрации у детей, родители которых недавно развелись, может быть обусловлена тем, что ребёнок склонен к самообвнинению в ситуации развода. Нередко в таких стрессовых ситуациях ребенок начинает ощущать свою вину за произошедшее. Благоприятным является такое разрешение ситуации, когда  родители объясняют ребёнку, что он не виноват в их разрыве, что они по прежнему его любят, что и проявляется в эмоциональном общении с обоими родителями. В ситуации, когда ребёнок ограничен в контактах с отцом, он не получает подтверждения своей невиновности в разводе родителей от отца, он не знает мнения отца по поводу развода, роли в этом происшествии ребенка, что может обуславливать повышенную тревожность, ощущение вины. Это ощущение переносится на многие другие ситуации, в большей степени – на ситуации фрустрации.

3. NP (концентрация на путях достижения цели в фрустрирующей ситуации). Дети, которые после развода родителей прекратили общаться с отцом, значимо менее концентрируются на путях достижения цели в фрустрирующей ситуации, чем дети, общающиеся с обоими родителями после развода.

Возможно, это связано с тем, что для детей, не общающихся с отцом, ведущей является концентрация на других аспектах (например, самообвинении). Также, на наш взгляд, сниженная концентрация на путях достижения желаемого у детей, не общающихся с отцами, связана с пониженной уверенностью в себе, в возможности достигать желаемого. Дети, переживающие стресс после развода родителей и ограниченные в контактах с отцом, как уже отмечалось, тяжелее переживают развод, у них затруднены механизмы социальной адаптации, что порождает неуверенность в себе, неуверенность в своих возможностях. Поэтому им сложнее концентрироваться на путях достижения желаемого, чем детям, общение с отцами для которых продолжается после развода.

4. I (интропунитивная направленность фрустрирующей реакции). Дети, не общающиеся с отцом после развода родителей, более ориентированы на себя в ситуации фрустрации, чем дети, продолжающие общаться с отцами после развода родиетелей. Интропунитивность реакции связана с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации. Ребёнок склонен видеть причину ситуации в себе, но не во внешней среде, окружении, других людях.

На наш взгляд, это обусловлено тем, что ребёнок, не общающийся с отцом, как уже отмечалось, более склонен к самообвинениям, он более неуверен в себе. Он не получает полноценной поддержки от обоих родителей, поэтому склонен сомневаться в своих действиях, поступках. Это ориентирует его реакцию на самого себя в ситуации фрустрации.

5. М (импунитивная направленность фрустрирующей реакции). Дети, не общающиеся с отцом после развода родителей менее склонны расценивать ситуацию фрустрации как малозначимую, преодолимую со временем, чем дети, общающиеся после развода и с матерью и с отцом.

Скорее всего, это связано с тем, что дети, утратившие возможность общаться с отцом после развода родителей, находятся в более глубоком стрессе, что не позволяет рассматривать другие сложные, фрустрирующие ситуации как малозначительные, ситуации без угрозы.

Таким образом, мы можем отметить, что дети, которые после развода родителей ограничены в контактах с отцом значительно чаще, чем дети, общающиеся после развода с обоими родителями: концентрируются на самозащите в ситуации фрустрации, имеют фрустрационные реакции, направленные на самого себя. Вместе с тем, они значительно реже концентрируются на путях достижения цели в ситуации фрустрации, а также реже способны воспринимать ситуацию фрустрации как малозначительную, проходящую со временем и без явных последствий. Всё это обуславливает значительно более низкий уровень социальной адаптивности детей, не общающихся после развода с отцами.

Далее нами рассмотрены различия в выраженности эмоциональных отношений к родителям, самому себе, ситуации развода у детей, общающихся с отцами после развода и у детей, чьё общение с отцами прекращено. Нами выявлены следующие значимые различия:

- отношение к отцу: U=10,000, р < 0,05;

- отношение к родителям: U=94,000, р < 0,05;

- отношение к самому  себе, своей жизни:  U=12,500, р < 0,05;

- интегральный показатель  эмоционального отношения (отношение  к ситуации развода в целом): U=31,500, р < 0,05.

1. Отношение к отцу. Дети, ограниченные в контактах с отцом после развода родителей имеют значимо более негативное отношение к отцу, чем те, кто продолжает общаться с отцом.

Этот аспект неоднозначен для интерпретации, так как нельзя однозначно установить, что является толчком для более негативного отношения к отцу в каждом конкретном случае. Однако можно говорить о двух возможных тенденциях.

Во-первых, негативное отношение к отцу у детей, не общающихся с отцом, может быть обусловлено более проблематичной ситуацией развода, чем у тех, кто продолжает общаться с отцом. Если сложилось так, что отец не общается с ребенком после развода, скорее всего развод сопровождался выраженными негативными эмоциями самих родителей. Возможно, негативные отношения с матерью перенесены отцом на ребёнка и потому отец не общается с ним; возможно мать, желая «досадить» отцу за какие-либо обиды, ограничила его в общении с ребёнком; возможно и что-то третье. Однако во всех случаях имеет место выраженный негатив, что может обуславливать более негативное отношение ребёнка к отцу.

Во-вторых, сам факт отсутствия общения с отцом с одной стороны вызывает у ребенка чувство обиды на отца, ощущение, что его (ребёнка) бросили, что отец не хочет его видеть, общаться с ним – это вызывает ответную негативную реакцию. С другой стороны – ребёнок общается только с матерью, которая (если обижена чем-то на отца), может не скрывать собственных эмоций, высказывать, показывать свое отношение к отцу, которое ребёнок воспринимает и проецирует на отца как своё собственное.

Однако на деле, скорее всего, имеет место комплекс из двух описанных аспектов.

2. Отношение к родителям. Дети, которые не общаются с отцом после развода родителей, более негативно относятся к родителям как паре, чем те дети, которые общаются с отцами после развода.

Это обусловлено тем, что для детей, которые не общаются с отцом после развода, родителей как пары уже не существует: мать живет с ребёнком, отец существует в «других плоскостях» и с ребенком не пересекается. Само выражение «родители» для детей, которые не общаются с отцами обретает негативный оттенок, равно как негативный оттенок приобретает все, что связано с отцом. Для тех детей, которые после развода родителей общаются с отцами, при понимании, что родители больше не пара, все же сохраняется образ «родителей»: матери и отца, которые хоть и не живут вместе, но остаются родителями (продолжают эмоциональные отношения с ребёнком). Этим обусловлена меньшая выраженность негативного восприятия родителей вместе у детей, которые продолжают общаться с отцами.

3. Отношение к самому себе, своей жизни. Дети, переставшие после развода общаться с отцами значимо более негативно относятся к себе, своему будущему, своей настоящей жизни, чем те дети, которые общаются с отцом после развода.

На наш взгляд, это обусловлено тем, что ребёнок, переставший общаться с отцом после развода родителей, более дезориентирован в социуме, неуверен в себе (что рассматривалось выше) – это обуславливает негативную оценку самого себя, своего будущего. С одной стороны, ребёнок может винить себя в произошедшем (при этом если мать разубеждает его в этом, то отец – нет, т.к. с отцом он не общается), с другой стороны, ему не хватает поддержки сильного, уверенного в себе начала (мужчины), что не позволяет почувствовать уверенность в себе, в том, что все будет хорошо.

4. Интегральный показатель эмоционального отношения. У детей, не общающихся с отцом после развода родителей, интегральный показатель эмоционального отношения (отражающий отношение к ситуации развода в целом) значительно ниже, чем у детей, общающихся с отцом после развода родителей.

Дети, не общающиеся с отцом, видят более сложную и «трагичную» картину развода: мать и отец больше не вместе, отец не общается с ребёнком – это заставляет детей более негативно воспринимать всю ситуацию. Те дети, которые продолжают общаться с отцом (пусть и в меньших количествах), видят иную картину развода: мать и отец так или иначе общаются (но не живут теперь вместе), отец общается с ребенком, иными словами, разводная ситуация менее критична. И в том и в другом случае родители расстались, однако в первом прекратились всяческие контакты отца с ребенком (и, вероятнее всего, с матерью ребенка); во втором – родительско-детские отношения сохранились (пусть в меньшем, чем раньше объеме), возможно в некоторых случаях сохранились и человеческие отношения между матерью и отцом. Все это обуславливает, почему в случае, когда отец не общается с ребёнком после развода, ребенок воспринимает ситуацию развода более трагичной, критической, чем в ситуации, когда отец продолжает общаться с ребёнком. Это, в свою очередь, обуславливает повышенную тревожность ребенка, ведет к дезадаптивности.

Таким образом, мы можем отметить, что дети, которые после развода родителей ограничены в контактах с отцом имеют более негативное отношение к отцу, к родителям как паре, к себе, своему будущему, а также более негативно оценивают всю ситуацию развода.

 

2.4. Выводы по  Главе 2.

 

1. Ситуация развода для  детей становится стрессовой  ситуацией вследствие ее относительной  внезапности, новизны и эмоциональной  значимости. Источником сильных  негативных переживаний является  нарушение типичного для них  жизненного порядка, что воспринимается  ими как утрата значимой системы  ориентиров, социальной защиты и  поддержки.

Информация о работе Особенности социальной адаптации детей после развода родителей