Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:04, дипломная работа
Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально - волевой сферы в подростковом возрасте.
Гипотеза: Изучение эмоционально - волевой сферы должно осуществляться:
· в условиях образовательной среды;
· на основе выделенных основных компонентов эмоционально - волевой сферы в структуре личности;
· с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста.
Введение 2
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1. Развитие эмоций и воли в онтогенезе 5
1.2.Эмоции и воля в структуре личности 14
1.3 Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте………………19
Глава 2.Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возраст……………………………………….26
2.1. Организация изучения эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 26
2.2. Особенности развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 43
2.3. Основные направления работы по формированию эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 48
Заключение 51
Список использованной литературы………………
Кроме перечисленных сложных
Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность,-- это любовь. О смысле этого чувства в его выс-шем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл [28]. Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление во взаимо-отношения с другим человеком как духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.
Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумы-вается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы со-вершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.
Развиваются ли эмоции и чувства
в течение жизни человека? Есть
две разные точки зрения на этот
вопрос. Одна утверждает, что эмоции
не могут развиваться, поскольку
они связаны с функ-
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с дру-гом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Эле-ментарные эмоции, выступающие как субъективные проявления ор-ганических состояний, действительно изменяются мало. Не случай-но эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устой-чивых личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во - первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во - вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В - третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и являются ее неотъемлемой частью.
3. Формирование эмоций
и воли в подростковом
Переход к подростковому возрасту
характеризуется глубокими
Происходит формирование системы личностных ценностей, ко-торые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересо-ваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессио-нального самоопределения. Однако эта положительная возра-стная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и уси-ливается стремление быть похожим на старших, детей и взрос-лых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начина-ет считать себя уже взрослым, требуя соответственного обра-щения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости - центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский) [27]. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подро-сток часто некритически подражает им. Собственное стремле-ние подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое созда-ст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию лич-ностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающи-ми людьми и с самим собой.
В подростковом возрасте изменяются содержание и роль под-ражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностно-го самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внеш-ним атрибутам взрослости. У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера по-ведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужест-вом, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.
В подростковом возрасте продолжается процесс формирова-ния и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание челове-ком своих личностных особенностей. Совершенствование са-мосознания в подростковом возрасте характеризуется особен-ным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желатель-ный образ «Я» у подростков складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.
В старшем подростковом возрасте многие мальчики начина-ют заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых ка-честв личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, -- юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.
Весьма распространенным среди современных подростков спо-собом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепив-шиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятель-ности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.
Общая логика развития всех волевых качеств может быть вы-ражена следующим образом: от умения управлять собой, концен-трировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хоро-шему завидует тем, кто обладает этими качествами (10--11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11--12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12--13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовос-питания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.
Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойст-венно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подрост-кам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых склады-ваются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домо-водство, а также спорт.
Описанные полоролевые различия между мальчиками и де-вочками способствуют тому, что у них вырабатываются настой-чивость и работоспособность как раз в таких видах деятельно-сти, которыми им придется заниматься, став взрослыми.
В подростковом возрасте происходят
существенные процессы, связанные с
выбором будущей профессии, с
выработкой соответствующих умений
и навыков, нужных деловых качеств
личности. Поэтому детей данного
возраста отличает повышенная познавательная
и творческая активность, они всегда
стремятся узнать что-то новое, чему-либо
научиться, причем делать все по-настоящему,
профессионально, как взрослые. Это
стимулирует подростков к выходу
за пределы обычной школьной учебной
программы в развитии своих знаний,
умений и навыков. Потребность во
всем, что для этого необходимо,
подросток удовлетворяет сам, путем
самообразования и
Выбор будущей профессии способствует
появлению новых мотивов
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально - волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на груп-повой основе: учение, труд, игра.
Большие возможности для ускоренного развития дело-вых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людь-ми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоя-тельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предпри-имчивости, практической сметки.
Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежне-му несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учат-ся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчет-ливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мне-нию сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в част-ности, с интимными человеческими взаимоотношениями.
Формируют-ся и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудно-сти, обусловленные неумением подростков правильно воспри-нять взрослого, дать ему верную оценку.
В этом возрасте происходят положитель-ные изменения в самовосприятии, в частности растет са-моуважение и повышается оценка себя как личности.
По мере взросления первоначально глобальные отрицатель-ные самооценки подростков становятся более дифференциро-ванными, характеризующими поведение в отдельных социаль-ных ситуациях, а затем и частные поступки.
В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подро-стками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тен-денция как бы противоположного характера. В начальный пе-риод подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, за-тем -- черты характера и, наконец, глобальные личностные осо-бенности.
Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подро-стками окружающих людей. Эталоны межличностного восприя-тия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнени-ями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференциро-ванными, индивидуально различными.
Информация о работе Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка