Организационная культра и имидж организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Внутренний имидж организации, на наш взгляд, играет важную роль в имидже организации, так как именно от сотрудников предприятия зависит качество продукции и услуг. Данная тема хорошо разработана в психологии управления персоналом.
В нашей работе мы постараемся изучить внутренний имидж организации посредством изучения его составляющих (организационной культуры, социально-психологического климата, мотивации и ценностей) на примере компании «СибХолод».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие имиджа организации ……………………………….......................................5
1.1. Понятие, виды и функции имиджа организации ………….……………………...5
1.2. Понятие внутреннего имиджа организации ………………………………..…..12
Глава 2 Факторы внутреннего имиджа организации ………………………………………15
2.1. Организационная культура, как фактор внутреннего имиджа организации ...15
2.2. Социально-психологический климат, как фактор внутреннего имиджа организации ……………………..……………………………………………….......19
2.3. Мотивация, как фактор внутреннего имиджа организации ………………… 22
2.4. Ценности, как фактор внутреннего имиджа организации…………………… 28
Выводы по теоретической части исследования ……………………………………………35
Глава 3. Эмпирическое исследование организационной культуры, социально-психологического климата, мотивации и ценностей, как факторов внутреннего имиджа организации у сотрудников различных подразделений ……………..37
3.1.1.Рабочая концепция исследования……………………………………..37
3.1.2. Объект, предмет, цель и задачи, гипотезы исследования…………...40
3.1.3.Описание выборки……………………………………………………...41
3.1.4. Описание методов исследования……………………………………...42
3.2. Особенности организационной культуры у сотрудников различных подразделений …………………………………….. …………………………...45
3.3Особенности социально-психологического климата организации у сотрудников различных подразделений …………………………………………….………….47
3.4 Особенности мотивации у сотрудников различных подразделений ………….49
3.5. Особенности ценностей у сотрудников различных подразделений
организации ………………………………………………….…………………51
3.6. Создание типологии внутреннего имиджа организации …………..…….…...54
Выводы ………………………………………………………………………………………...60
Заключение……………………………………………………………………………….........62
Список использованной литературы………………………………………………………...64
Приложения……………………………………………………………………………………67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 566.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………...3

 

Глава 1.Понятие имиджа организации ……………………………….......................................5

 

1.1. Понятие, виды и функции имиджа организации ………….……………………...5

 

1.2. Понятие внутреннего  имиджа организации ………………………………..…..12

 

Глава 2 Факторы  внутреннего имиджа организации  ………………………………………15

            2.1. Организационная культура, как фактор внутреннего имиджа организации ...15

 

2.2. Социально-психологический климат, как фактор внутреннего имиджа организации ……………………..……………………………………………….......19

 

2.3. Мотивация, как фактор внутреннего имиджа организации …………………  22

 

2.4. Ценности, как  фактор внутреннего имиджа организации…………………… 28

 

Выводы по теоретической  части исследования ……………………………………………35

 

Глава 3. Эмпирическое исследование организационной культуры, социально-психологического климата,  мотивации и ценностей, как факторов внутреннего имиджа организации у сотрудников различных подразделений ……………..37

 

3.1.1.Рабочая  концепция исследования……………………………………..37

 

            3.1.2. Объект, предмет, цель и задачи, гипотезы исследования…………...40

 

3.1.3.Описание выборки……………………………………………………...41

 

3.1.4. Описание  методов исследования……………………………………...42

 

3.2. Особенности организационной культуры у сотрудников различных подразделений …………………………………….. …………………………...45

 

3.3Особенности социально-психологического климата организации у сотрудников различных подразделений …………………………………………….………….47

 

3.4 Особенности мотивации у сотрудников различных подразделений ………….49

 

3.5. Особенности ценностей у сотрудников различных подразделений

         организации ………………………………………………….…………………51

 

3.6. Создание типологии внутреннего имиджа организации …………..…….…...54

 

Выводы ………………………………………………………………………………………...60

 

Заключение……………………………………………………………………………….........62

 

Список использованной литературы………………………………………………………...64

 

Приложения……………………………………………………………………………………67

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Имиджелогия в России стала развиваться сравнительно недавно. До появления имиджа у нас заботились о репутации, стиле в одежде и т.д.

Человека, будь то женщина или мужчина, или ребенок, всегда беспокоило то, как воспринимают его окружающие. Последнее время стали говорить об имидже не только отдельного человека, но и об имидже групп и целых организаций. Рост внимания к проблеме формирования имиджа организации не случаен. Он необходим для высоких и устойчивых позициях среди конкурентов, для высокой производительности труда и успешности организации  в целом.

Сейчас все  больше людей осознает, что представления о ком-то или о чем-то существует всегда, и не всегда они выгодные для носителя данного образа. Поэтому люди приходят к выводу о необходимости создания искусственного имиджа, или изменении существующего, что помогает повысить конкурентоспособность и укрепить позиции организации на рынке.

Имидж же организации  очень сложен и состоит из многих компонентов (далее в нашей работе мы их рассмотрим). Поэтому имиджем  организации занимается группа специалистов, состоящая из маркетологов, социологов, PR‑менеджеров, менеджеров по рекламе, так же участие принимают и психологи. Для наших организаций характерно наличие штатных сотрудников, выполняющих функции создания имиджа организации, реже приглашают специалистов из консалтинговых фирм. Это связано с тем, что данная тема достаточно недавно начала развиваться и информация есть только по отдельным компонентам. Очень мало можно встретить информации о взаимосвязи или о влиянии компонентов имиджа организации друг на друга.

Внутренний  имидж организации, на наш взгляд, играет важную роль в имидже организации, так как именно от сотрудников предприятия зависит качество продукции и услуг. Данная тема хорошо разработана в психологии управления персоналом.

В нашей работе мы постараемся изучить внутренний имидж организации посредством изучения его составляющих (организационной культуры, социально-психологического климата, мотивации и ценностей) на примере компании «СибХолод».

Использование полученного материала заключается  в применении результатов руководителем  организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие имиджа организации

    1. Понятие, виды и функции имиджа организации.

В данной главе  мы рассмотрим основные понятия имиджа с точки зрения разных как отечественных, так и зарубежных авторов.

Термин «имидж»  происходит от английского «image» («образ», «статус», «подобие».

В настоящее  время в отечественной литературе можно встретить очень много  определений имиджа, которые иногда противоречат друг другу. Следовательно, можно сказать, что устоявшегося определения имиджа нет.

Например, Г.М Андреева имидж понимает как «специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышлено смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта».

В.М Шепель сравнивает понятие имиджа с визуальным образом.

А.Ю. Кошмаров говорит, что имидж это экспрессивная, выразительная сторона образа.

Петрова Е. А. указывает  что имидж, являясь феноменом  индивидуального, группового или массового  сознания,  функционирует как  образ-представление, в котором в  сложной взаимосвязи соединяются  внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет [15, с. 27].

Имидж - категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имидж выпускника вуза, колледжа, лицея и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д.

Нефедова И., Власова Е. дают следующее определение  имиджа - «это проявление внутренних ощущений и собственных представлений  о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» [8].

 Имидж должен  скрывать недостатки и подчеркивать  достоинства.

С нашей точки  зрения, такая трактовка имиджа близка к понятию «стратегическая модель поведения», которое используется в  психологии делового общения (Г. В. Бороздина). Под стратегической моделью поведения понимается «способ поведения человека в данной ситуации с целью достижения чего-либо» [5]. Эту модель можно перенести и на организацию, т.е организация также может вырабатывать стратегию поведения с целью подчеркивания своих сильных сторон и делая более незаметными слабые.

Из определений отечественных ученых, занимающихся проблемой имиджа, следует, что имидж – сформированный эмоционально-рассудочный, символический образ у человека, группы или организации, соответствующий социальным ожиданиям, содержащий информацию, оказывающую влияние на них.

Понятие «имидж», как и большинство научных  категорий, может трактоваться в  широком и узком смысле.

 В широком  смысле под имиджем понимается  распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств объекта.

В узком —  имидж это сознательно сформированный образ объекта, наделяющий последнего дополнительными ценностями и дающий возможность продуцировать те впечатления  об объекте, отношения к нему и его оценки, которые необходимы его создателю. [9]

В настоящее  время большой интерес вызывает корпоративный имидж – это  образ организации, сформированный в общественном сознании; целостное  восприятие организации разными  социальными группами.

Богданов Е.Н. и Зазыкин В.Г. выделяют следующие  функции корпоративного имиджа: [24]

  1. Позиционирование организации (например, если организация работает в сфере бизнеса, происходит ее позиционирование на рынке).
  2. побуждение к действиям – для того, чтобы сформировать у человека готовность к действиям в нужном направлении, необходима основа.

Важным отличием корпоративного имиджа является сложность  его аудитории. Если взять, к примеру, производственную организацию, то ее поставщики, дилеры, жители той местности, в которой располагаются производственные  мощности организации, представители политических партий и организаций.

Внутреннюю  аудиторию имиджа организации составляют ее сотрудники.

Обобщая мнения разных авторов, можно сказать, что  имидж – это образ организации, сформировавшийся в сознании клиентов, партнеров и сотрудников компании. Имидж – образ собирательный, составными элементами которого являются  внутренние и внешние деловые и межличностные отношения персонала и официальная атрибутика организации. В дальнейшем, мы будем придерживаться этого, наиболее общего, по мнению многих авторов, определения имиджа организации [2].

Исходя из того, что имидж это образ, такие  авторы как Е.В Гришунина, Г.Г. Почепцов приписывают следующие характеристики:

1)     Имидж – объект идеальный, возникающий в сознании людей; он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по их отношениям, проявляющимися в общении, деятельности;

2) Эффективный имидж целостен и непротиворечив, соответствует однозначным обобщенным представлениям;

3) Как идеальное образование имидж неустойчив, его постоянно нужно «подкреплять» рекламой или PR-акциями;

4)     Как стереотип имидж содержит ограниченное число компонентов;

5)   Имидж, хотя и является иллюзорным образом, в какой-то мере реалистичен: явное преукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;

6)   Имидж прагматичен, т.е ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации;

7) Эффективный имидж обладает свойством вариабельности: абсолютно жесткая конструкция неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив;

8)    Имидж предполагает сильный эмоциональный отклик, что следует из самого определения. [14]

Важной особенностью имиджа является его активность. Он «способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки, как отдельных людей, так и целых групп». [12]

Помимо активности, имидж функционален, т.е. с помощью него можно достичь поставленные цели, более эффективно решать задачи.

Имидж – информативен, т.е. он сообщает информацию, сумму признаков, которые присущи объекту.

Имидж формируется  в соответствии с социальными  ожиданиями масс, и как уже говорилось выше, он информативен, функционален, активен, динамичен, выразителен – все  перечисленные особенности лежат в основе его формирования.

В.М. Томилова предлагает целостную структуру имиджа с  иерархическим строением (рис. 1)

 

Имидж организации

 

Виды имиджа

Имидж товара

Имидж потребителя

Внутренний  имидж

Имидж основателя

Имидж персонала

Визуальный имидж

Социальный  имидж

Составляющие  имиджа

функциональная  ценность товара;

 

 

 

дополнительные  услуги.

стиль жизни  потребителя;

 

 

 

общественный  статус потребителя;

 

 

 

характер потребителя.

культура организации;

 

 

 

социально-психологический  климат.

внешность;

 

 

 

 

особенности вербального  и невербального поведения;

 

 

социальная  и демографическая принадлежность;

поступки, психологические  характеристики

бизнес компетентность персонала;

 

 

культура 

персонала;

соц. демографические  хар-ки

архитектура;

дизайн помещений;

 

 

внешний облик  персонала;

 

 

 

элементы фирменного стиля.

социальные  аспекты деятельности организации.


            Рис. 1 Структура имиджа организации.

Информация о работе Организационная культра и имидж организации