Организационная культра и имидж организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Внутренний имидж организации, на наш взгляд, играет важную роль в имидже организации, так как именно от сотрудников предприятия зависит качество продукции и услуг. Данная тема хорошо разработана в психологии управления персоналом.
В нашей работе мы постараемся изучить внутренний имидж организации посредством изучения его составляющих (организационной культуры, социально-психологического климата, мотивации и ценностей) на примере компании «СибХолод».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие имиджа организации ……………………………….......................................5
1.1. Понятие, виды и функции имиджа организации ………….……………………...5
1.2. Понятие внутреннего имиджа организации ………………………………..…..12
Глава 2 Факторы внутреннего имиджа организации ………………………………………15
2.1. Организационная культура, как фактор внутреннего имиджа организации ...15
2.2. Социально-психологический климат, как фактор внутреннего имиджа организации ……………………..……………………………………………….......19
2.3. Мотивация, как фактор внутреннего имиджа организации ………………… 22
2.4. Ценности, как фактор внутреннего имиджа организации…………………… 28
Выводы по теоретической части исследования ……………………………………………35
Глава 3. Эмпирическое исследование организационной культуры, социально-психологического климата, мотивации и ценностей, как факторов внутреннего имиджа организации у сотрудников различных подразделений ……………..37
3.1.1.Рабочая концепция исследования……………………………………..37
3.1.2. Объект, предмет, цель и задачи, гипотезы исследования…………...40
3.1.3.Описание выборки……………………………………………………...41
3.1.4. Описание методов исследования……………………………………...42
3.2. Особенности организационной культуры у сотрудников различных подразделений …………………………………….. …………………………...45
3.3Особенности социально-психологического климата организации у сотрудников различных подразделений …………………………………………….………….47
3.4 Особенности мотивации у сотрудников различных подразделений ………….49
3.5. Особенности ценностей у сотрудников различных подразделений
организации ………………………………………………….…………………51
3.6. Создание типологии внутреннего имиджа организации …………..…….…...54
Выводы ………………………………………………………………………………………...60
Заключение……………………………………………………………………………….........62
Список использованной литературы………………………………………………………...64
Приложения……………………………………………………………………………………67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 566.50 Кб (Скачать)

 Далее мы поясним компоненты данной структуры.

  • Имидж товара составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает товар.
  • Имидж потребителей включает представления о стиле жизни, общественном статусе, характере потребителей.
  • Внутренний имидж. Любая организация состоит из людей, она выступает как своего рода «группа». Имидж организации содержит те или иные символы, относимые обобщенному образу члена данной  группы [4].

Имидж фирмы  зависит от каждого работника. Если работники фирмы расценивают  отношение к ним как плохое, то это недовольство так или иначе  сказывается на их поведении по отношению к клиентам, что подрывает усилия фирмы по созданию положительного имиджа.

В основе внутреннего  имиджа организации лежит корпоративная  культура и социально-психологический климат. Внутреннему имиджу в нашей работе мы и уделим основное внимание.

    • Имидж руководителя организации – совокупность определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью личности.
    • Имидж персонала – собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты.
    • Визуальный имидж – представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующие информацию об интерьере и экстерьере офиса, торговых и демонстрационных залах, внешнем облике персонала.
    • Социальный имидж – представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества. Он формируется посредством информирования общества о социальных аспектах деятельности организации.
    • Бизнес-имидж – представления об организации как субъекте определенной деятельности

          В изучении имиджа помимо видов, выделяют типы имиджа, которые позволяют объединить различные типы имиджа по определенному основании. В нашей работе мы рассмотрим наиболее популярную типологию в отечественной литературе [21].

Типологии имиджа:

  1. Направленность проявления (по каким признакам имидж формируется)

- внешний, который  проявляется в основном во  внешней среде, ориентированный  на клиентов и потребителей (фирменный  стиль, логотип, слоган, интерьер  офиса и пр.);

- внутренний  имидж формируется как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции, ценности и т.д.)

2. Эмоциональная  окраска имиджа:

- позитивный  имидж;

- негативный (формируется  в основном в политике политическим оппонентам с помощью так называемого «черного пиара» и антирекламы).

3. По целенаправленности:

- естественный  имидж, складывающийся стихийно, без специальных PR-акций и рекламы в результате практической деятельности организации;

- искусственный, создаваемый специально рекламой и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности организации.

4. По степени  рациональности восприятия:

- когнитивный,  дающий «сухую» специальную информацию;

- эмоциональный,  чувственный.

5. Содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности:

- политический;

- имидж руководителя;

- имидж организации;

- имидж территории;

- имидж идеи, проекты [13].

Таким образом, под имиджем организации подразумевается образ деятельности данной организации. Имидж организации состоит из имиджа товара, потребителя, внутреннего имиджа, персонала, визуального имиджа, социального имиджа, а также бизнес имиджа.

 

 

    1. Понятие внутреннего и внешнего имиджа организации.

В данном параграфе  мы рассмотрим понятие внутреннего имиджа организации, т.к. он является значимым компонентом имиджа организации в целом.

Организация имеет  несколько имиджей: для каждой группы общественности - свой.  Синтез представлений  об организации различных групп  общественности создает более общее  и емкое представление об организации, называемое ее корпоративным имиджем

Большинство отечественных  авторов выделяют два основных типа имиджа организации имидж: внешний  имидж и внутренний имидж.

Как внешний, так  и внутренний,  имидж можно  создавать заново (для новой организации), изменять. Успешный процесс формирования имиджа требует управления (планирования, организации, контроля). Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнители, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономическая эффективность).

Рассмотрим  подробнее понятия внешнего и внутреннего имиджа: внешний имидж организации - это то, как ее воспринимает общество, средства массовой информации, инвесторы и общественная работа организации, а внутренний - отношение к организации ее персонала и руководителей.

В дальнейшей нашей  работе, мы остановимся на рассмотрении внутреннего имиджа организации.

Капитонов Э. рассматривает  внутренний имидж как атмосферу  внутри предприятия, компании, фирмы, позитивное и негативное отношение сотрудников к руководителям и политике организации. Важным фактором является и то, насколько преданы сотрудники данной фирме. Внутренний имидж также влияет на восприятие организации обществом.[17]

Неосязаемые аспекты внутреннего имиджа - отношение персонала к работе и его эмоциональный настрой - влияют на репутацию организации так же, как и более осязаемые, видимые элементы имиджа. Ведь именно сотрудники предприятия, компании, фирмы представляют их перед своими потребителями, покупателями, создавая важную связь организации с клиентами.

Внутренний  и внешний имиджи одного и того же объекта могут сильно отличаться. Это как бы два взгляда с  противоположных сторон на один объект, две социально-психологические характеристики. Нужно отметить, что в основе внутреннего имиджа организации лежит корпоративная культура (совокупность используемых неформальных процедур или преобладающая в организации философия, обуславливающая предпочтения относительно способов достижения организационных целей и объясняющая причины текущего состояния организации).

Внутренний  имидж предприятия составляют представления  персонала о своей организации. Персонал при этом рассматривается  не только как фактор конкурентоспособности  организации, одна из ключевых групп общественности, но и как важный источник информации об организации для внешних аудиторий.

Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации (система подбора и  обучения персонала, система отношений  руководства и подчинения, система оценки работы персонала на основании принятых в организации критериев, система вознаграждений, система социальных льгот, фирменный стиль предприятия) и социально-психологический климат (настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе).  [3]

Внутренний  имидж имеет свою структуру. Она  описывается параметрически и моделируется, так же, как и сам процесс  его формирования. Учитывая то, что  модель - отражение значимых сторон объекта, можно представить имидж набором различных его характеристик.

Характеристиками  внутреннего имиджа являются:

  • группа восприятия,
  • набор воспринимаемых и измеримых свойств организации,
  • значения оценок свойств и их веса.

Длительность  существования, четкость и устойчивость имиджа, уровень позитивности/негативности, оптимальность, направления деятельности и затраты по созданию и поддержанию имиджа также являются характеристиками имиджа.[10]

Таким образом, в данном параграфе мы выделили и рассмотрели основные понятия внутреннего имиджа, выделили общие характеристики (группа восприятия, набор воспринимаемых и измеримых свойств организации, значения оценок свойств и их веса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Факторы  внутреннего имиджа организации.

    1. Организационная культура, как фактор внутреннего имиджа организации.

В данной главе  мы попытаемся раскрыть понятие организационной  культуры, а также выделить основные характеристики, т.к она является основной составляющей внутреннего имиджа организации.

Культуру организации  А.В. Карпов определяет как наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих конечных результатов организации.

Магура М.И. (2002) считает, что «корпоративная культура - система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписанными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации. При этом речь идет об убеждениях и ценностях, которые разделяются подавляющим большинством членов организации». [13]

Липатов С.А. (1997) отмечает, что корпоративная культура - «одна из организационных подсистем (технологическая и административная), выполняющая функции адаптации  организации к окружающей среде  и идентификации ее сотрудников. В этом смысле термин «корпоративная культура» описывает атрибут или свойство группы и представляет собой совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятию, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта». [7, c. 56]

Харрис и  Моран выделяют главные характеристики организационной культуры:

  1. осознание себя и своего места в организации;
  2. коммуникационная система и язык общения;
  3. внешний вид, одежда и представление себя на работе;
  4. привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи;
  5. осознание времени, отношение к нему и его использование;
  6. взаимоотношения между людьми;
  7. ценности и нормы; мировоззрение, развитие самореализации и научение работника;
  8. трудовая этика и мотивирование.

Г. Ховстед к основным элементам  организационной культуры относит:

• Поведенческие  стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.

• Групповые  нормы: свойственные группам стандарты  и образцы, регламентирующие поведение  их членов.

• Провозглашаемые  ценности: артикулированные, объявляемые  во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится  организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).

• Философия  организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению  к служащим, клиентам или посредникам.

• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».

• Организационный  климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой  взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.

• Существующий практический опыт: методы и технические  приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.

Помимо компонентов, ряд авторов выделяют различные слои или уровни организационной культуры.

К. Камероном и Р. Куинном были выделены четыре группы критериев, определяющих стержневые ценности организации:

• гибкость и дискретность,

• стабильность и контроль,

• внутренний фокус и интеграция,

• внешний фокус и дифференциация.

Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.

Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.

Информация о работе Организационная культра и имидж организации