Организационная культра и имидж организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 07:43, дипломная работа

Краткое описание

Внутренний имидж организации, на наш взгляд, играет важную роль в имидже организации, так как именно от сотрудников предприятия зависит качество продукции и услуг. Данная тема хорошо разработана в психологии управления персоналом.
В нашей работе мы постараемся изучить внутренний имидж организации посредством изучения его составляющих (организационной культуры, социально-психологического климата, мотивации и ценностей) на примере компании «СибХолод».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие имиджа организации ……………………………….......................................5
1.1. Понятие, виды и функции имиджа организации ………….……………………...5
1.2. Понятие внутреннего имиджа организации ………………………………..…..12
Глава 2 Факторы внутреннего имиджа организации ………………………………………15
2.1. Организационная культура, как фактор внутреннего имиджа организации ...15
2.2. Социально-психологический климат, как фактор внутреннего имиджа организации ……………………..……………………………………………….......19
2.3. Мотивация, как фактор внутреннего имиджа организации ………………… 22
2.4. Ценности, как фактор внутреннего имиджа организации…………………… 28
Выводы по теоретической части исследования ……………………………………………35
Глава 3. Эмпирическое исследование организационной культуры, социально-психологического климата, мотивации и ценностей, как факторов внутреннего имиджа организации у сотрудников различных подразделений ……………..37
3.1.1.Рабочая концепция исследования……………………………………..37
3.1.2. Объект, предмет, цель и задачи, гипотезы исследования…………...40
3.1.3.Описание выборки……………………………………………………...41
3.1.4. Описание методов исследования……………………………………...42
3.2. Особенности организационной культуры у сотрудников различных подразделений …………………………………….. …………………………...45
3.3Особенности социально-психологического климата организации у сотрудников различных подразделений …………………………………………….………….47
3.4 Особенности мотивации у сотрудников различных подразделений ………….49
3.5. Особенности ценностей у сотрудников различных подразделений
организации ………………………………………………….…………………51
3.6. Создание типологии внутреннего имиджа организации …………..…….…...54
Выводы ………………………………………………………………………………………...60
Заключение……………………………………………………………………………….........62
Список использованной литературы………………………………………………………...64
Приложения……………………………………………………………………………………67

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 566.50 Кб (Скачать)

В случае предворительного принятия стимула дальнейший путь волевого импульса (неактуализированного мотива) как бы раздваивается. Его быстрая  актуализация и кратчайший путь к  действиям обеспечивается при наличии  соответствующей установки. Она характеризует готовностью предрасположенности человека к определенному поведению (активности) в конкретной ситуации и как бы связывает притязания и ожидания с прошлым опытом действий в аналогичных условиях. Установка может быть позитивной или негативной в зависимости от того, как влиял прошлый опыт действий на реализацию потребности.[8]

Установка обеспечивает стереотипное восприятие стимула с  точки зрения удовлетворения потребности  и тем самым сокращает путь от потребности к деятельности. Однако она еще не есть мотив. Ее функция в механизме мотивации заключается в превращении идущего от потребности волевого импульса в актуализированный мотив при наличии позитивной установки, либо в консервации, ослаблении или отторжении мотива в случае негативной установки. Установка заключает в себе в концентрированном виде эмоциональный, когнитивный (познавательный, смыслообразующий) и поведенческий (готовность к действию) компоненты, которые могут быть выражены в разной степени и часто едва уловимы. Так, простейшие установки предполагают автоматизм действия, однако это не отменяет того факта, что при формировании установки присутствуют все ее указанные компоненты.

Воспринимая импульсы, идущие от потребности, и соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности. Тем самым несколько укороченный посредствам включения уже сформировавшейся установки цикл действия механизма мотивации завершается.

Второй, более  длительный цикл механизма мотивации  имеет место тогда, когда работник сталкивается с новой ситуацией, относительно которой у него отсутствуют  установки, связывающие потребности, стимулы и пути их достижения. В  этом случае в механизм мотивации включается такое достаточно сложное звено, как когнитивный, рационально-оценочный процесс. Он представляет собой анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с ценностями личности, ситуацией, возможностями и издержками, которые могут появиться в процессе достижения стимула, значимостью других мотивов (если они существуют). На этой стадии происходит борьба мотивов и выносится вердикт об актуализации мотива, его консервации или отторжении. (Аналогичые функции при более коротком варианте функционирования механизма мотивации выполняет установка.) актуализированный мотив служит движущей силой, непосредственно причиной поведения, он, собственно, и завершает общий цикл механизма мотивации.[13]

Учет в процессе руководства действий общего механизма  мотивации способствует более компетентному выбору руководителем форм стимулирования, правильному определению степени и быстроты их воздействия на сотрудников, верному объяснению причин низкой эффективности стимулов. Вместе с тем механизм трудовой мотивации, характеризуя лишь общие звенья мотивационного процесса, еще не дает содержательных представлений о формировании, силе и длительности действия, структуре и субординации, направленности и особенностях взаимодействия различных мотивов поведения человека. Анализ этих аспектов процессов побуждения человека к организационной активности содержится в теориях трудовой мотивации.

В данном параграфе  мы рассмотрели понятие, виды трудовой мотивации. От мотивации персонала зависит успешность организации, а следовательно и внутренний имидж. Чем положительней мотивация, тем имидж благоприятнее.

2.4. Ценности, как фактор внутреннего имиджа организации.

Помимо организационной  культуры, мотивации и социально-психологического климата, на внутренний имидж организации  оказывает влияние ценности, которые присущи сотрудникам данной организации. В данном параграфе мы постараемся раскрыть понятие ценностей, обозначить виды и охарактеризовать их.

Ядром организационной  культуры, несомненно, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.

С точки зрения аксиологии (учения о ценностях), ценности представляют собой свойства общественного  предмета удовлетворять определенным потребностям отдельного человека или группы. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Применительно к организационной культуре ценности можно определить как целевое и желательное событие, поскольку личность всегда занимает позицию оценки по отношению ко всем элементам окружающей ее внешней среды. Ценности в данном случае служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия. [23]

В отечественной  психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Г. Ананьев, Л. Э. Пробст и др.). Разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно-центрической модели:

  • ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;
  • ценности среднего статуса (структурный резерв);
  • ценности ниже среднего статуса (периферия);
  • ценности низшего статуса.

Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны, а ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении.

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основные их:

Ценности —  это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

  1. Ценности — желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).
  2. Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.
  3. Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.
  4. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов [32]

В силу социального  неравенства, существующего как  в обществе, так и в любой  организации, ценности среди людей  распределяются неравномерно. Именно на неравном распределении ценностей  строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства и т.д. Распределение ценностей в социальной группе, например, среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.

Одним из видов  ценностей являются ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей.

Известный социолог С.С. Фролов относит к ним следующие  ценности: благополучие (включает в  себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию). К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества. Такая ценность как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобретать любые другие ценности. [12]

Корпоративные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной культуре, могут включать в себя, например, следующее:

  • предназначение организации и ее “лицо” (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство и другие);
  • старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинство как критерий власти и т.д.);
  • значение различных руководящих должностей и функций (важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служба);
  • обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);
  • критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп и т.д.);
  • организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы и другое);
  • стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);
  • процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов и т.д.);
  • распространение и обмен информацией (информированность сотрудников; легкость обмена информацией);
  • харак<spa

Информация о работе Организационная культра и имидж организации