Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 08:01, реферат
Личность человека - это его жизненный путь, его деятельность на этом жизненном пути, деятельность, которая способна изменить не только жизнь человека, но и мир вокруг него. Личность - это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен заканчиваться стремлением вверх - к нравственным, этическим ценностям.
Введение 2
1. Жизненный путь человека как проблема психологии 3
2. Варианты жизненного пути 7
3. Поиск смысла жизни 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
1.
Поиск смысла жизни является
психическим процессом,
2. Поиск смысла жизни подразумевает потребность в смысле жизни, которая активизирует и направляет индивида.
3.
Поиск смысла жизни переходит
в практическую реализацию
4.
Поиск смысла жизни
5.
Поиск смысла жизни имеет
«Короче говоря, – заключает Вонг, – понятие «поиск смысла жизни «предполагает возможность строгого научного анализа, в отличие от других понятий, обремененных умозрительными интерпретациями».
С позиций психологии человеческого бытия логично предположить, что за понятием «поиск смысла жизни» скрываются феноменология, закономерности и механизмы понимания личностью своего жизненного пути и его смысла. Другими словами, поиск смысла жизни осуществляется посредством психологических механизмов и закономерностей понимания личностью своего жизненного пути.
Основные виды понимания личностью смысла жизни в юности.
1.
Терминальный вид. В целом
2. Процессуальный вид. Специфику понимания смысла жизни, присущую данному виду, метко передают крылатое выражение: «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».
3.
Нигилистический вид. Личность
с таким видом понимания
4.
Аксиологический вид. Это
5.
Гедонистический вид. Общая
6.
Аскетический вид. Содержание
данного вида составляют
7. Эвдемонический вид. В данном случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести и сохранить счастье.
8.
Глористический вид.
9. Деонтологический вид. Деонтологическое понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличии тесной связи между предназначением личности и ее жизненным.
10.
Гуманистический вид. Прямым
11.
Виталистический вид. При
12.
Фаталистический вид. Понятие
судьбы чаще всего
Поиск
смысла жизни является полимотивированной
активностью личности. Его побудительная
регуляция не сводится к одной лишь потребности
в понимании смысла жизни, а является многокомпонентной
системой, отражающей неповторимые условия
жизненного пути личности.
Заключение
Жизненный путь — «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения». Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.
Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении своего варианта жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.
Смысл жизни сугубо индивидуален и нет универсального смысла, одинаково пригодного для жизни всех людей. Сколько существует людей, столько должно быть и вариантов смысла жизни. Индивидуальный смысл жизни является наиболее адекватным для данного конкретного индивида, поскольку отражает специфику его жизненного опыта и актуальной жизненной ситуации.
Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т. д.— вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.
Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено С.Л. Рубинштейном и стало затем центральным пунктом исследований Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему принадлежит наиболее развернутая, хотя и не бесспорная, концепция жизненного пути как движения от индивида к личности. Им же была сформулирована идея жизненного пути как специфически человеческого способа индивидуального развития.
Именно работами Рубинштейна и Ананьева был заложен принципиально новый взгляд, согласно которому личность не только продукт своей биографии, но и ее субъект, т. е. активный творец.
Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, не только проходит разные возрастные этапы. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется прежде всего индивидуальный характер жизни. Индивидуальность - это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы как якобы независимой от человека. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии "стиль жизни"). Чем меньше человек продумывает, осмысливает свою жизнь, чем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направление, тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, а потому похожей на жизнь других людей, стандартной.
Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни. Оно одновременно позволяет человеку стать относительно независимым, свободным по отношению к внешним требованиям, давлению, внешним "соблазнам". Но это лишь идеал, а реально у разных людей обнаруживается разная мера целостности жизненного пути, разная степень соответствия действий личности ее ценностям, намерениям .
Информация о работе Онтогенез и жизненный путь человека по Ананьеву