Жизненный путь человека и судьба

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Говоря о научной разработанности проблематики, жизненного сценария личности, следует уточнить, что данной темой уже занимались различные авторы (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский, Н. А. Логинова, С.Л. Рубинштейн в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Проблема заключается в недостаточной разработанности исследований по данной теме «Жизненный путь человека и судьба».

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии
2. Понятие судьбы человека и место в ней жизненных сценариев
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

chepilevskaia_kursovaia_rabota.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Челябинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Психология развития и возрастная психология

Тема

Жизненный путь человека и судьба

Фамилия студента

Чепилевская

Имя студента

Алина

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

11603100701002


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Теоретические аспекты  понятия жизненного пути в  отечественной психологии

    2. Понятие судьбы человека  и место в ней жизненных сценариев

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер.

Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный  и практический интерес.

Говоря о  научной разработанности  проблематики, жизненного сценария личности, следует уточнить, что данной темой  уже занимались  различные авторы (Л.И. Анцыферова,  Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский, Н. А. Логинова,  С.Л.  Рубинштейн в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Проблема заключается в  недостаточной разработанности  исследований по данной теме «Жизненный путь человека и судьба».

Жизненный путь – важная  научная  проблема,  активно исследуемая  в психологии. На формирование жизненного пути огромное влияние оказывает  семья и именно она имеет  большое  влияние на формирование личности ребенка. Она предоставляет возможность  ему познавать мир, формирует у него определенные взгляды и убеждения, установки. Первая социализация ребенка происходит в семье. Из семьи ребенок  выносит основные стереотипы и правила поведения, традиции и отношения, принятые в обществе, представления человека о том, как сложится его жизнь, судьба, чего он добьется в этой жизни.

Объект данной курсовой работы -  жизненный путь человека.

Предмет данной курсовой работы: факторы  и условия, формирующие и влияющие на жизненный путь человека.

Цель данной курсовой работы: изучить  структуру жизненного пути и его  развитие.

Задачи данной курсовой работы:

1. изучить теоретические аспекты понятия жизненного пути;

2. рассмотреть представления о судьбе, как о жизненном пути;

3. изучить жизненные сценарии в судьбе человека.

Структура данной курсовой работы. Структура  данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.

Во введении устанавливается объект, предмет, цель, задачи исследования.

В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы жизненного пути человека как  проблемы в отечественной психологии. Определяются основные понятия, обуславливается  актуальность.

Во второй главе рассмотрены  директивы а также развитие жизненного сценария.

В заключении представлены выводы по данной теме.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.

Теоретическая значимость выражается в изучении данной темы в различных  источниках  как российских авторов, так и зарубежных.

Практическая значимость состоит  в том, что изучение данной темы позволит подробнее подходить к изучению данного вопроса.

Основная часть

1 Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии

 

1.1 Жизненный путь человека как проблема

В психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию [10, с. 144].

Известный психолог Б.Г. Ананьев в своей работе [3] трактовал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. По Б.Г. Ананьеву онтопсихология – наука, объединяющая  в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую, направленную на изучение личностного развитие  в процессе жизненного пути человека или индивида. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. Б.Г. Ананьев четко  различал две тесно связанные особые формы [3].

1) онтогенез – развитие индивида  и его мозга, психофизиологических  функций. Онтогенез программируется  генетически, протекает в биологическом  времени жизни.

2) жизненный путь, который строится  по социальным проектам во  времени, нумеруется и датируется  событиями истории и биографии.

В 1935 году в труде «Основы психологии»  С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути. Он говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать главным изменением в жизни личности. Жизненный путь у С.Л.  Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целое, непрекращающееся явление; каждый человек, имеет свою личную историю и становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю.  Для С.Л.  Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и непосредственно влияет на него. Каждый этап важен и играет свою роль в жизненном пути человека, но не предсказывает  его исход с фатальной неизбежностью. Главной и центральной проблемой личной жизни – человек может стать предметом его собственной жизни. Личность как субъект жизни – это идея личности – активной личности, строящей условия жизни и свое отношение к ней (здесь влияет и семья, и традиции, и образование). Предметом его жизни, человек становится из – за способности решать свои проблемы, быть ответственным за свои действия за счет ответственности и отношений с другими людьми. Индивид становится субъектом жизни в том смысле, что она производит способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность за себя и других за последствия такого решения [14, с. 20].

Автор многих трудов К.А. Абульханова–Славская после разработок  за С.Л. Рубинштейна  предлагает интерпретировать жизненный  путь личности в его целостности, а сам путь жизни должен заключаться  в раскрытии и разрешении настоящих причин проблем, а не в уходе от них путем жизненных смен обстановки. К.А.  Абульхановой-Славская ввела термин «жизненная стратегия», которая определяется как  индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизненного пути, которая соответствует  ценностям этой личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор самой личности, определение и реализация ценностей жизни. К.А.  Абульханова-Славская подразумевает под нравственными ценностями этические ценности [1, с. 156].

В.Н. Дружинин, рассматривая в своих  трудах понятие жизненного пути, выдвинул гипотезу, что «существуют независимые  от человека, изобретенные человечеством  и происходящие во времени жизни  многие варианты в  жизни человека. Люди, в зависимости от обстоятельств, могут выбрать тот или иной вариант. Степень свободы человека и мера давления внешнего мира - социальной среды, зависят от конкретных исторических условий. Понятие «жизненный путь» - это целостный психологические особенности  индивида, и определяется как особенность отношения человека к своей жизни. Вариант формы жизни, «характеризует ее. Индивид становится представителем  «жизни личностного типа».

Таким образом, в рамках описания  жизненного пути понимается качественная реализация личностью своего жизненного сценария. И естественно, чтобы раскрыть и описать определенные ценности и смыслы жизни, необходимы инструменты жизненных стратегий для их достижения. В этом смысле понятие «вариант жизни» является синонимом «жизненного сценария». Несмотря на некоторый артистизм в названиях типа: В качестве независимых параметров типа жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь-это пустая трата времени» и «жизнь против жизни» - в них лежит определенная психологическая реальность. Рассмотрим варианты жизни подробнее [7, с. 88]:

1) «Начну Жизнь с завтрашнего  дня» – это вариант жизни,  в котором личности отводится  второстепенная роль мечтателя  о лучшей судьбе. Человек, реализующий  этот вариант, как правило, имеет много планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но для практической реализации намеченных мероприятий это проблема. Человек каждый день откладывает на завтра реализацию важных дел. В итоге, подготовительный этап жизненного пути растянут во времени, и времени для реальной жизни на самом деле не остается. Это вечный статус ребенка. У человека, живущего такой жизнью, наступает разочарование и досада за напрасно потраченные впустую годы к годам тридцати, сорока.

2) «Моя Жизнь как творчество» – это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отличается от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. В самом деле, у личности возникает внутреннее бунтарство и отвращение к реальности жизни, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Личность, выбрав этот вариант жизни, в основном, ведет богемную жизнь и смотрит свысока  на других людей. Смысл творчества в том, чтобы показать тщетность и бесполезность усилий, направленных на достижение внешней комфортности, респектабельной жизни. Необходимо сосредоточить все свое внимание на изменение внутренней жизни, на очищение души [6, с. 155].

3) «Жизнь как достижение» – это вариант жизни, в котором человек выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего сам себя». Главная психологическая особенность этого варианта жизни -  настоящее время (сделать здесь и сейчас), и «поклонение» будущему. Люди часто  жертвуют  настоящим ради будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, задач,  ведущих к улучшению будущего. Наиболее яркие примеры этого параметра жизни - карьеристы, прагматики и трудоголики.

4) «Жизнь есть сон» – это  вариант жизни, характеристикой  которого является уход личности  от реальной жизни в иллюзорный  мир переживаний и страданий.  Человек, претворяя  этот вариант  жизни, проводит созерцательной, пассивный образ жизни. В.Н. Дружинин описывает это состояние как некий «психологический анабиоз». Очень часто этот вариант жизни в сопровождении употребления наркотиков, алкоголя  и других психотропных веществ, который имеет эффект дереализации (уход от реальности). Это чувство нереальности «внешней» жизни и в то же время чувство реальности приветствовать «домашнюю, затворную жизнь». Данный вариант жизни очень известен  в культурах и религиях Востока, исповедующих принцип невмешательства в естественный ход жизни (жизнь по течению), например, в дзен-буддизме [6, с. 145].

5) «Жизнь по правилам» – это  вариант жизни, для которого  характерна высокая нормативная  регламентация жизнедеятельности  личности. В любой культуре и  в любом обществе существует  набор правил, которые предписывают социально желаемые процедуры реализации личности в жизни. Те, кто выбивается из нормативного графика жизни должны быть наказаны. Согласно В.Н. Дружинина, жизнь по правилам полезно тогда, когда она лишает человека трудное бремя выбора: ведь все уже позади. Эта функция жизни широко распространенна в странах с тоталитарным или авторитарным режимом, репрессивная система норм и правил социального взаимодействия.

6) Следующая установка личности  «Жизнь – пустая трата времени»  – это вариант жизни, в  структуре которого основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Данный вариант привлекает многих людей тем, что в нем заложена гомеостатическая ориентация.  Это значит, что у человека нет нужды применять силу ради достижения жизненных целей, силиться преодолеть негативные обстоятельства, беспокоиться о том, как идут дела. Львиную долю жизни отнимают занятия, направленные на пустую растрату своего  времени, иногда в ущерб другим окружающим их людям [6].

7)  Вариант жизни - «Жизнь против жизни» – это вариант жизни личности, в котором основной главной  силой является борьба за выживание в обществе. Человек, который избрал для себя этот  вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех, независимо, враги это или нет. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, но жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть.

Это может быть более завуалированная  форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция в обществе и жесткое  соперничество, борьба за «место под солнцем».  Этот вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития, но и встречается в жизни, когда борьба неуместна [14, с. 25].

Информация о работе Жизненный путь человека и судьба