Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:46, курсовая работа
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Говоря о научной разработанности проблематики, жизненного сценария личности, следует уточнить, что данной темой уже занимались различные авторы (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский, Н. А. Логинова, С.Л. Рубинштейн в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Проблема заключается в недостаточной разработанности исследований по данной теме «Жизненный путь человека и судьба».
Введение
Основная часть
1. Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии
2. Понятие судьбы человека и место в ней жизненных сценариев
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Челябинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Жизненный путь человека и судьба |
Фамилия студента |
Чепилевская |
Имя студента |
Алина |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
11603100701002 |
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии
2. Понятие судьбы человека и место в ней жизненных сценариев
Заключение
Глоссарий
Список использованных
Приложения
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Говоря о научной разработанности проблематики, жизненного сценария личности, следует уточнить, что данной темой уже занимались различные авторы (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский, Н. А. Логинова, С.Л. Рубинштейн в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Проблема заключается в недостаточной разработанности исследований по данной теме «Жизненный путь человека и судьба».
Жизненный путь – важная научная проблема, активно исследуемая в психологии. На формирование жизненного пути огромное влияние оказывает семья и именно она имеет большое влияние на формирование личности ребенка. Она предоставляет возможность ему познавать мир, формирует у него определенные взгляды и убеждения, установки. Первая социализация ребенка происходит в семье. Из семьи ребенок выносит основные стереотипы и правила поведения, традиции и отношения, принятые в обществе, представления человека о том, как сложится его жизнь, судьба, чего он добьется в этой жизни.
Объект данной курсовой работы - жизненный путь человека.
Предмет данной курсовой работы: факторы и условия, формирующие и влияющие на жизненный путь человека.
Цель данной курсовой работы: изучить структуру жизненного пути и его развитие.
Задачи данной курсовой работы:
1. изучить теоретические аспекты понятия жизненного пути;
2. рассмотреть представления о судьбе, как о жизненном пути;
3. изучить жизненные сценарии в судьбе человека.
Структура данной курсовой работы. Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.
Во введении устанавливается объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе рассмотрены
Во второй главе рассмотрены директивы а также развитие жизненного сценария.
В заключении представлены выводы по данной теме.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
Теоретическая значимость выражается в изучении данной темы в различных источниках как российских авторов, так и зарубежных.
Практическая значимость состоит в том, что изучение данной темы позволит подробнее подходить к изучению данного вопроса.
1.1 Жизненный путь человека как проблема
В психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию [10, с. 144].
Известный психолог Б.Г. Ананьев в своей работе [3] трактовал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. По Б.Г. Ананьеву онтопсихология – наука, объединяющая в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую, направленную на изучение личностного развитие в процессе жизненного пути человека или индивида. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. Б.Г. Ананьев четко различал две тесно связанные особые формы [3].
1) онтогенез – развитие индивида
и его мозга,
2) жизненный путь, который строится
по социальным проектам во
времени, нумеруется и
В 1935 году в труде «Основы психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути. Он говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать главным изменением в жизни личности. Жизненный путь у С.Л. Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целое, непрекращающееся явление; каждый человек, имеет свою личную историю и становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю. Для С.Л. Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и непосредственно влияет на него. Каждый этап важен и играет свою роль в жизненном пути человека, но не предсказывает его исход с фатальной неизбежностью. Главной и центральной проблемой личной жизни – человек может стать предметом его собственной жизни. Личность как субъект жизни – это идея личности – активной личности, строящей условия жизни и свое отношение к ней (здесь влияет и семья, и традиции, и образование). Предметом его жизни, человек становится из – за способности решать свои проблемы, быть ответственным за свои действия за счет ответственности и отношений с другими людьми. Индивид становится субъектом жизни в том смысле, что она производит способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность за себя и других за последствия такого решения [14, с. 20].
Автор многих трудов К.А. Абульханова–Славская после разработок за С.Л. Рубинштейна предлагает интерпретировать жизненный путь личности в его целостности, а сам путь жизни должен заключаться в раскрытии и разрешении настоящих причин проблем, а не в уходе от них путем жизненных смен обстановки. К.А. Абульхановой-Славская ввела термин «жизненная стратегия», которая определяется как индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизненного пути, которая соответствует ценностям этой личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор самой личности, определение и реализация ценностей жизни. К.А. Абульханова-Славская подразумевает под нравственными ценностями этические ценности [1, с. 156].
В.Н. Дружинин, рассматривая в своих трудах понятие жизненного пути, выдвинул гипотезу, что «существуют независимые от человека, изобретенные человечеством и происходящие во времени жизни многие варианты в жизни человека. Люди, в зависимости от обстоятельств, могут выбрать тот или иной вариант. Степень свободы человека и мера давления внешнего мира - социальной среды, зависят от конкретных исторических условий. Понятие «жизненный путь» - это целостный психологические особенности индивида, и определяется как особенность отношения человека к своей жизни. Вариант формы жизни, «характеризует ее. Индивид становится представителем «жизни личностного типа».
Таким образом, в рамках описания жизненного пути понимается качественная реализация личностью своего жизненного сценария. И естественно, чтобы раскрыть и описать определенные ценности и смыслы жизни, необходимы инструменты жизненных стратегий для их достижения. В этом смысле понятие «вариант жизни» является синонимом «жизненного сценария». Несмотря на некоторый артистизм в названиях типа: В качестве независимых параметров типа жизни: «жизнь начинается завтра», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», «жизнь есть сон», «жизнь по правилам», «жизнь-это пустая трата времени» и «жизнь против жизни» - в них лежит определенная психологическая реальность. Рассмотрим варианты жизни подробнее [7, с. 88]:
1) «Начну Жизнь с завтрашнего дня» – это вариант жизни, в котором личности отводится второстепенная роль мечтателя о лучшей судьбе. Человек, реализующий этот вариант, как правило, имеет много планов на будущее и хорошее чувство временной перспективы, но для практической реализации намеченных мероприятий это проблема. Человек каждый день откладывает на завтра реализацию важных дел. В итоге, подготовительный этап жизненного пути растянут во времени, и времени для реальной жизни на самом деле не остается. Это вечный статус ребенка. У человека, живущего такой жизнью, наступает разочарование и досада за напрасно потраченные впустую годы к годам тридцати, сорока.
2) «Моя Жизнь как творчество» – это вариант жизни, в котором личности отведена роль экспериментатора, ставящего опыты над своей судьбой. Жизненный путь творческой личности отличается от нормативных моделей жизни, нередко представляется бунтом против устоявшегося образа жизни. В самом деле, у личности возникает внутреннее бунтарство и отвращение к реальности жизни, стремление избежать горьких разочарований в жизни. Личность, выбрав этот вариант жизни, в основном, ведет богемную жизнь и смотрит свысока на других людей. Смысл творчества в том, чтобы показать тщетность и бесполезность усилий, направленных на достижение внешней комфортности, респектабельной жизни. Необходимо сосредоточить все свое внимание на изменение внутренней жизни, на очищение души [6, с. 155].
3) «Жизнь как достижение» – это вариант жизни, в котором человек выступает в роли «человека действия», «человека, сделавшего сам себя». Главная психологическая особенность этого варианта жизни - настоящее время (сделать здесь и сейчас), и «поклонение» будущему. Люди часто жертвуют настоящим ради будущего, которое маячит на горизонте. Время жизни рассматривается как ресурс для реализации максимального количества целей, задач, ведущих к улучшению будущего. Наиболее яркие примеры этого параметра жизни - карьеристы, прагматики и трудоголики.
4) «Жизнь есть сон» – это
вариант жизни,
5) «Жизнь по правилам» – это
вариант жизни, для которого
характерна высокая
6) Следующая установка личности
«Жизнь – пустая трата времени»
7) Вариант жизни - «Жизнь против жизни» – это вариант жизни личности, в котором основной главной силой является борьба за выживание в обществе. Человек, который избрал для себя этот вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех, независимо, враги это или нет. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, но жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть.
Это может быть более завуалированная форма борьбы за социальные блага, например, конкуренция в обществе и жесткое соперничество, борьба за «место под солнцем». Этот вариант жизни в своих крайних формах распространен в милитаризованных обществах или обществах с низким уровнем экономического развития, но и встречается в жизни, когда борьба неуместна [14, с. 25].