Жизненный путь человека и судьба

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Говоря о научной разработанности проблематики, жизненного сценария личности, следует уточнить, что данной темой уже занимались различные авторы (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский, Н. А. Логинова, С.Л. Рубинштейн в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Проблема заключается в недостаточной разработанности исследований по данной теме «Жизненный путь человека и судьба».

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии
2. Понятие судьбы человека и место в ней жизненных сценариев
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

chepilevskaia_kursovaia_rabota.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

И, конечно же,  дети в своих  семьях повторяют сценарии своих  родителей очень и очень часто. Заметнее всего это  на таком простом  примере, как количество и порядок следования детей в семье. Пол ребенка еще невозможно отслеживать, поэтому это единственное, что предоставляет лазейку для нарушения повтора сценариев от поколения к поколению, что дает возможность хоть кому-нибудь из детей начать с чистого листа, по своему сценарию. Очень тщательное изучение нескольких поколений некоторых семей дает очень много «совпадений». Допустим, у семьи пять и более детей, то очень высока вероятность, что у каждого из них будет многодетная семья.

Рассмотрим подробнее такое  понятие в данной теме нашей курсовой работы -  «Антисценарий жизненного пути».

В молодости, на рубеже взросления, и  в  большинство молодых людей  пытаются сделать выбор  между  сценарием и антисценарием. Молодой  человек следует родительским предписаниям, потом, чувствуя назидание, или в силу своей молодости, думая, что родительский сценарий неверен, или же, наоборот, есть желание изменить свою судьбу, и «не поступать как родители» может  восстать против них и позднее выяснить, что все это заключено в его сценарной программе. Поняв бесполезность своих попыток освободиться, он опять станет жить, как было предсказано. Ко времени окончания учебного заведения или к концу службы в воинских частях,  он может принять свое твердое решение: очень строго  держаться родительских предписаний «жизненного пути» или выбрать свой «сценарный путь».

Именно в молодости  индивид  впервые  понимает возможность своего выбора. К сожалению, эта самостоятельность  может оказаться неверной. Антисценарий - та же самая карта, только с другой стороны. Бывают случаи, когда родители уговаривают детей: «Учись на 4 и 5», и сын совсем забрасывает учебу. Таким образом, приходит мысль, что он решил любым способом стать неуспешным.

Рассмотрим подробнее такое  понятие в данной теме нашей курсовой работы -  «Сценарный финал»

Неудовлетворительные финалы, частенько  встречающиеся в жизни человека, можно отнести к 4 основным видам  отрицательного сценария:

• одиночество,

• бродяжничество,

• безумие,

• смерть.

Наркотики и алкоголь могут привести к любому из перечисленных вариантов.

Ребенок может  перевести родительские указания на свой язык, подойти к  ним со своей точки зрения и  порой использовать их в своих  целях. Когда мать сгоряча кричит своим детям, что их жизнь закончится в сумасшедшем доме или в тюрьме, то, возможно, так оно  и может случиться.

Если разобраться, дети находятся  в прямой зависимости от своих  родителей, потому что они могут  сделать из них все, что захотят. Приведем пример. Девочке могут постоянно  говорить, что она истеричка, плакса и все время себя жалеет. Прекрасно зная ее слабые места, родители мучают ее при посторонних, доводя до слез. Если ей уже внушили, что слезы являются признаком жалости к себе, то она пробует сдержаться. Но когда не  станет сил сдерживаться, ее плач будет сродни истеричному припадку.

Насилие – также способ подведения определенных жизненных итогов. Насилие  присутствует в сценариях, которые  мы назовем «телесными». Эти сценарии отличаются от остальных тем, что  в них разменной монетой является жизнь человека. Ребенок, ставший  свидетелем кровопролития,  или перенесший сам, или причинивший другому увечье, имеет отличия от других детей. Ему уже не стать прежним, происходит внутренний конфликт.

Если с детства ребенком никто  не занимался и  был предоставлен только самому себе, его всегда будут беспокоить деньги. Это станет главной «валютой», в которой будет реализовываться его сценарий и выражаться итог. Когда родители часто ругают  своих детей  а и даже на словах желают его смерти, то «валютой» сценария будут именно эти слова.

Итак,  что делает успешных успешными – это сценарий или возможность осуществить самостоятельный выбор? Это  очень спорный вопрос. Но то, что неудачников создает родительское программирование, сомнению не подлежит никакому. В жизни неудачника хорошо просматривается сценарий, потому что он имеет предсказуемый конец.

«Запрограммированными» могут  быть и успешные. Слова «Будь счастливым!», «Будь успешным!» звучат как благословение  родителей. Предписания позволяют  сориентироваться, а не просто запрещают: «Не будь эгоистичным!», а толчки поощряют: «Неплохо сделано!». Такие предписания могут повысить самооценку ребенка и улучшить направленность его жизненного пути.

Итог жизненного сценария человеческой жизни предсказывается или предписывается родителями, но он не будет реализовываться, пока ребенок его не признает.

Если «жизненным сценарием» считается  те обстоятельства, поступки, действия, которые человек еще в детстве  планирует совершить в будущем, то «жизненный путь» – это то, что происходит в действительности, сейчас. «Жизненный путь» в какой-то степени предопределен генетически, а также положением ребенка, которое определяют его родители, также различными внешними обстоятельствами.

Существует другая интерпретация  понятия «основных жизненных  сценариев»:

1. «Я» – хороший, «Все ОНИ – хорошие, жизнь – хороша» – сценарий «победителя»;

2. «Я» – плохой, «ОНИ – плохи,  жизнь – плоха» – сценарий  «побежденного», неудачника;

3. «Я» – хороший, но «ОНИ  – плохие, жизнь – плоха» –  сценарий «озлобленного пессимиста»,

4. «Я» – плохой, а «ОНИ» – хорошие – сценарий «комплекса неполноценности».

Таким образом, жизненный сценарий оказывает огромное влияние на те жизненные позиции, которые проявляет  индивид в своей  карьере, работе, в браке. В сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций:

1) идеализация действительности (выдавать  желаемое за действительное, идеализировать  отношения, людей);

2) крушение (крушение надежд, апатия),

3) вызов всему (неповиновение),

4) уход от дел (уход в себя, в свои мысли),

5) осознание, 

6) решительность, 

7) убежденность.

2.2 Понятие директив 

В начале 70-х годов клинический  психолог Тейби Кейлер сделал необычайно  уникальное открытие. Следуя ранним идеям Берна о том, что «жизненный сценарий»  может проигрываться в течение незначительных по времени  промежутков времени, Тейби Кейлер стал каждую секунду фиксировать слова, интонации, жесты, положение тела и выражение лиц своих клиентов. Он нашел  существование ясно различимых серий поведенческих реакций, которые люди сразу показывали перед тем, как включиться в сценарное поведение.

Тейби Кейлер и его коллеги определили четкий список из пяти таких посекундно расписанных поведенческих последовательностей, которые они назвали директивными.

Основные пять директив оказались  также особым образом связаны  с шестью схемами развития «жизненного  сценария». Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, вы можете с  уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.

Рассмотрим эти основные пять директив:

Во-первых: Будь совершенным/совершенной.

Во-вторых: Нравься (другим).

В –третьих: Упорно пытайся.

В – четвертых: Будь сильным/сильной.

В – пятых: Торопись.

Каждая из данных директив дает о  себе знать определенной совокупностью  слов, интонаций, жестов, положения  тела и выражения лица.

Рассмотрим эти директивы более  подробно:

Первая директива: «Будь Совершенным/Совершенной».

Основные слова человека, следующего данной директивы,  играют роль уточнений, но не добавляют ничего нового к сказанному. Например:  так сказать, по-видимому, возможно, очевидно, несомненно, наверное, как мы видели.

Интонации человека, следующего данной директивы: Нередко как у Взрослого. Голос хорошо поставленный, не высокий и не низкий.

Жесты человека, следующего данной директивы: Считает на пальцах, сопровождая  произнесение цифр или букв при перечислении. Может поглаживать рукой подбородок в традиционном жесте «мыслителя».

Положение тела человека, следующего данной директивы: Нередко как у Взрослого. Прямое, уравновешенное вокруг центральной оси.

Выражение лица человека, следующего данной директивы: Глаза смотрят  вверх (реже вниз) и в сторону, обычно в момент, когда делается пауза. Человек как бы пытается прочесть «совершенный ответ», написанный где-то вверху или внизу, на полу. Рот его при этом слегка напряжен, уголки губ слегка оттянуты назад.

Рассмотрим вторую директиву: «Нравься Другим».

Представим определенные слова  человека, следующего данной директивы: Человек, который выполняет директиву «Нравься Другим», очень часто использует конструкции типа «за здравие – но – за упокой», которые мы уже упоминали в качестве ключа к сценарию «После».

«Мне очень понравилась ваша история, но не знаю, запомню ли я то, о чем Вы говорили».

Такой человек часто будет вставлять  в речь вопросительные слова и  фразы: Хорошо? Да? У тебя все хорошо? Что-то вроде...? Типа...?

Представим интонации человека, следующего данной директивы: Голос  высокий с писклявой интонацией, обычно повышается в конце каждого предложения.

Жесты человека, следующего данной директивы: Разводит руками, ладони обычно раскрыты кверху. Часто кивает головой.

Положение тела человека, следующего данной директивы: Плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику.

Выражение лица человека, следующего данной директивы: Человек, который  выполняет директиву «Нравься Другим», нередко будет смотреть на вас  немного опустив лицо.

Рассмотрим третью  директиву: «Упорно  Пытайся».

Представим слова человека, который  следует данной директивы: Человек, выполняющий эту директиву, будет  употреблять слова «пытаться», «пробовать».

• «Я пытаюсь объяснить тебе, что...»,

• «Я попытаюсь сделать то, о чем мы договорились».

При таком директивном использовании слова «пытаться» оно всегда означает: «я попытаюсь сделать это вместо того, чтобы сделать». Другие типичные слова: «трудно», «не могу», «что вы говорите?», «не понял», «это нелегко...», а также вопросительные междометия,  вроде: «ага?» «э?».

Интонации человека, который следует  данной директивы: Такой человек  иногда напрягает мышцы гортани, так что голос его звучит сдавленно  или приглушенно.

Представим жесты человека, который  следует данной директивы: Нередко  прикладывает руку к бровям или к уху, будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы могут быть сжаты в кулаки.

Положение тела человека, следующего данной директивы: Как и в случае «Нравься Другим», нередко наклоняется  вперед. Руки могут лежать на коленях. Общее впечатление сутулости.

Представим выражение лица, который  следует данной директивы: Особенный  признак директивы «Упорно Пытайся» – две вертикальные складки над  переносицей. Глаза могут быть прищурены, а иногда и все лицо сморщивается, покрываясь напряженными морщинами.

Рассмотрим четвертую  директиву: «Будь Сильным/Сильной».

Представим слова человека, который  следует данной директивы: Человек, который выполняет эту директиву, нередко будет использовать фразы, передающие мысль: «я не несу ответственности  за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними факторами».

• «Ты заставляешь меня сердиться».

• «Эта книга меня утомила».

• Говоря о себе, он нередко будет использовать обезличивающие слова вроде человек, люди, вы, мы.

• «Похоже, что…» (вместо,  «мне кажется, что…»).

• «Вы должны держать свои чувства при себе (имеется в виду «Я должен...»).

Интонации человека, следующего данной директивы: Голос монотонный, обычно низкий. человека, следующего данной директивы

Представим жесты человека, который  следует данной директивы: Для этой директивы характерно отсутствие жестикуляции. человека, следующего данной Положение тела человека, следующего данной директивы: Нередко наблюдаются «закрытые» позиции. Руки могут быть сложены или скрещены на груди. Нога может быть перекинута за ногу или образовывать «четверку», когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой. Все тело выражает неподвижность.

Выражение лица человека, следующего данной директивы: Лицо бесстрастное и  ничего не выражает.

Рассмотрим пятую  директиву: «Торопись».

Слова человека, следующего данной директивы: «Торопись, быстрее, вперед, пошли, нет времени на...».

Интонации человека, который следует  данной директивы: Голос отрывистый, напоминает пулеметные очереди. Иногда человек, выполняя эту директиву, говорит  так быстро, что проглатывает слова. человека, следующего данной директивы

Представим жесты человека, следующего данной директивы: Постукивает пальцами, притопывает или качает ногой, качается или вертится на стуле, часто поглядывает  на часы. человека, следующего данной директивы

Положение тела человека, который  следует данной директивы: Характерное  положение отсутствует, но общее  впечатление такое, будто человек  находится в непрерывном движении. человека, следующего данной директивы

Выражение лица человека, следующего данной директивы: Направление взгляда часто и быстро меняется.

Отдельный ключ сам по себе не является признаком директивы.

Таким образом, для того, чтобы с  уверенностью определить ту или иную  директиву, нужно обнаружить одновременное  присутствие нескольких характерных для нее признаков [9].

Заключение

 

Таким образом, в своей курсовой работе на тему: «Жизненный путь человека и судьба» мы сделали соответствующие  выводы, представленные ниже.

1) Жизненный путь – «это история формирования и развития личности в определенном обществе». История развития  личности требует от профессии психолога изучения или хотя бы учета исторических моментов   жизни человека. В психологии биографические моменты индивида  всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.

Информация о работе Жизненный путь человека и судьба