Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:46, курсовая работа
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Говоря о научной разработанности проблематики, жизненного сценария личности, следует уточнить, что данной темой уже занимались различные авторы (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский, Н. А. Логинова, С.Л. Рубинштейн в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Проблема заключается в недостаточной разработанности исследований по данной теме «Жизненный путь человека и судьба».
Введение
Основная часть
1. Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии
2. Понятие судьбы человека и место в ней жизненных сценариев
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
1.2 Представления о судьбе, как о жизненном пути
В современной зарубежной психологической науке авторы, такие как Ш. Бюлер, Г. Олпорт, У. Деннис, Х. Леман, В. Дильтея, Э. Шпрангер, Л. Зонди, Адлер, Эрик Берн занимались проблемой понятия жизненного пути. Они предлагали различные подходы в соответствии со своей научной концепцией [2,3,6].
Первое систематическое
Из данных исследований выделился ряд условий, составляющих объективную логику и смысл жизни человека [11, с. 187]:
1. Последовательность внешних
2. Смена переживаний, ценностей;
3. Результат его собственной деятельности.
Ш. Бюлер, указала на огромную роль детства в жизненном пути личности. Она сказала, что на этой стадии развития закладывается проект всей жизни человека, его будущего. В процессе последующих исследований доказаны не абсолютная зависимость жизненного пути от детства.
А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие «жизненный стиль», который ввел в 1926 году [6].
По его словам «стиль жизни» это понятие, которое человек придает миру и самому себе, своим целям и направленности его устремлений.
А. Адлер доказывал, что значение жизни постигается в первые четыре или пять лет своей жизни и подходя к нему, человек не понимает те ощущения, которые он испытывает. К концу пятого года жизни ребенок достигает определенного стиля поведения, собственного, в подходе к проблемам и задачам.
А.Адлер выделил четыре типа «жизненных стилей» [7, с. 123]:
1.
Полезный тип «жизненного
2.
правильный тип «жизненного
3.
избегающий тип «жизненного
4.
получающий тип «жизненного
По мнению А. Адлера, мы самоопределяемся теми знаниями, которым мы придаем огромное значение и всему происходящему с нами. И все это выражается в ранних детских воспоминаниях. Так как для запоминания человек выбирает то, что ощущается, хотя и очень смутно им, как связанное с его нынешней жизнью.
Трансакционный анализ показывает как «устроены» психологически люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении. Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний и сценарии жизни.
Э. Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-ых годов впервые была разработана теория сценариев жизни человека. С времен тех исследований теория сценариев жизни человека стала одной из важных частей теории трансакционного анализа и в современное время является центральной теорией «жизненных сценариев» жизни человека [6, с. 452].
Также в это время изучается такое понятие, как «судьба человека». Э.Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем его мире. Каждый человек, пребывая в детском возрасте, часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в голове свои будущие жизненные сценарии. Сценарий – «это постепенно разворачивающийся жизненный план предполагаемых событий, и этот план который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей, внешних факторов, не влияющих на ребенка (различные методы воспитания). Э.Берн разграничивает понятия «жизненного пути» и «жизненного сценария» человека. Он говорит, что «жизненный путь» - это то, что происходит в действительности, а «жизненный сценарий»– предполагаемый результат.
Продуктом действия различных сил оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к различным типам судьбы. Различают следующие типы судьбы [7, с. 155]:
• сценарный и несценарный;
• насильственный или независимый.
Швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр Леопольд Зонди, автор психологии судьбы и оригинальной проективной методики, определил понятие «судьбы» центральным в своих психологических исследованиях, найдя в нем самое подходящее выражение человеческой жизни. Что касается психологии судьбы, то Леопольд Зонди человека рассматривает как существо, которое, хотя и подвергалось с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает огромную возможность выбирать, исходя из своих возможностей, сил и желания и, соответственно, тем самым реализовывать свою свободу.
Поэтому из вышесказанного, судьба может быть [9, с. 120]:
• навязанной или свободной.
Леопольд Зонди определил, что к «навязанной судьбе» человека относится:
1. наследственность, прежде всего, все то, что было получено им от своих предков генетически;
2.
окружающая среда,
3. социальная среда, в которой появляется на свет ребенок (условия, место рождения).
Сущность психического заключалась для него в стремлении человека к свободе.
Таким образом, можно говорить о том, что многие известные российские и зарубежные психологи обращались к проблеме изучения судьбы как жизненного пути человека и видели как минимум два возможных варианта развития.
Судьба может быть:
• объективно-предопределенной, где предопределенность - это когда событие происходит в данном месте и в определенный момент неизбежными и единственно возможным образом. При этом предопределенность зависит от ряда условий, в большинстве своем берущих истоки из раннего детства.
• субъективно - преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого человека, от его осознания того, что с ним происходит, и желания что-либо изменить.
Итак, в первой главе своей курсовой работы мы рассмотрели теоретические аспекты понятия жизненного пути, рассмотреть представления о судьбе, как о жизненном пути.
Во второй главе подробнее рассмотрим понятие «Судьба человека», «жизненные сценарии».
2.1 Жизненные сценарии в судьбе человека
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влияние родителей. Это толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.
Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам:
1)
оно дает жизни какую-то
2)
родительское программирование
дает ему способ
3) ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или ошибочно думают, что научились житейской мудрости). Если у родителей жизнь не удалась, то они передают свою установку неуспеха своим детям, навязывая им свои принципы. Если же они успешны и преуспевают в разных сферах, то, естественно, программируют судьбу своего ребенка в положительную сторону, согласно своим успешным установкам. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И даже, несмотря на то, что результат предопределен родительским программированием в ту или иную сторону, ребенок может выбрать свою собственную судьбу.
Согласно
концепции трансакционного
1) родительские указания;
2)
подходящее личностное
3) решение в детском возрасте;
4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.
Сценарий – это то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, а жизненный путь – это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически, а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план.
Существует такое понятие в данной теме нашей курсовой работы - «Жизненные планы». Каждого человека, его мышление, умение разумно воспринимать происходящее определяет свою судьбу. Мы планируем свою собственную жизнь. Независимость дает человеку силу для реализации своих планов, и эта власть дает свободу мысли, когда необходимо реализовать его или бороться с другими людьми планы. Вся жизнь говорит о постоянной борьбе, даже если план человеческой жизни предопределено других или ее генетический код. Иногда жизнь человека проходит в тишине и подчинения. Обычно это становится бедой. Борьба такие люди видят только члены их семей и родственники. Очень часто такой человек прожил жизнь, непонятные другим, и, самое главное, себя.
Любой из нас еще в детстве, порой бессознательно мечтает о будущем, как бы проигрывает свои жизненные сценарии. Наше поведение в быту подчиняется нашему рассудку, а о будущем мы можем только мечтать: например, каким окажется муж (жена), сколько будет детей. В дальнейшем все, возможно, произойдет и не так, как планировалось, но главное, что человек очень хочет, чтобы его мечты реализовались.
Вызов сценарный план жизни, который начинается в детстве под влиянием родителей. Это сильный психологический заряд направляет лицу, навстречу судьбе, а иногда делают невозможным противостоять и свободно выбрать.
Существует такое понятие в данной теме нашей курсовой работы - «Родительское программирование»
Основой жизненного сценария человека
является его «Родительское
- Он получает уже готовую цель жизни, которую в противном случае пришлось бы выбирать самому. Все поступки ребенка обычно адресованы родителям.
- «Родительское
- Ребенку нужно просто объяснить, как делать те или иные вещи и как вести себя в некоторых ситуациях. Узнавать все самому интересно, но очень непродуктивно учиться на своих ошибках.
Программируя жизнь своих
Первым и самым старым вариантом сценария является первоначальный «протокол», который поступает в сознание ребенка, когда мир вокруг для него еще нереален. Он воспринимает родителей как громадных существ, которые подобно мифологическим титанам обладают волшебной властью благодаря своим большим размерам.
Рассмотрим подробнее такое понятие в данной теме нашей курсовой работы - «Судьба человека».
Под сценарием мы понимаем то, что человек собирается сделать в своем будущем. То, что получается у него из всего этого на самом деле, мы называем «жизненный путь». В определенной степени «жизненный путь» обусловливается:
1. генетически (доказано исследованиями о прямой зависимости наследства на поведение человека),
2. обстановкой, которую формируют родители (быт, культура, методы воспитания)
3. всевозможными внешними причинами (политика в стране, экономические факторы).
Болезни, трагические случайности, война могут свести на нет самый подробный, тщательно подготовленный жизненный план.
Также результат будет таким же, если человек окажется в сценарии малознакомого человека, например, с преступным прошлым. Сочетание этих факторов не сможет определить целенаправленное движение по четкой линии и даже предопределить жизненную драму.
Необходимо указать на множество сил и факторов, которые определяют «Судьбу человека» человека:
- программирование родителей на те, или иные сценарии;
- родительское программирование,
обусловленное течением жизни,
которое называется натурой
- внешние обстоятельства - судьба;
- независимые стремления, которые не имеют отношение ни к генетике, ни к семейным традициям.
Рассмотрим подробнее такое понятие в данной теме нашей курсовой работы - «Воздействие предков».
Некоторые «жизненные сценарии» обязаны своим появлением на свет ранним поколениям тех семейств, у которых история предков зафиксирована письменно, как это бывает у царей, королей, президентов. В данном случае мы можем обратить свое внимание к прошлому и проанализировать воздействие старшего поколения, на жизнь своих отпрысков.
В раннем детстве многие хотят непременно походить на родителей. Это влияет на жизненные сценарии. И если человек горд за своих предков и говорит, что «Мои предки принимали коронование в Великобритании», то можно не сомневаться, что этот человек готов совершать поступки и успех своих предков, это значит, что он намерен добиваться наивысших успехов.