Жизненный путь человека и судьба

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ тематики жизненные сценарии личности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Говоря о научной разработанности проблематики, жизненного сценария личности, следует уточнить, что данной темой уже занимались различные авторы (Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский, Н. А. Логинова, С.Л. Рубинштейн в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Проблема заключается в недостаточной разработанности исследований по данной теме «Жизненный путь человека и судьба».

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Теоретические аспекты понятия жизненного пути в отечественной психологии
2. Понятие судьбы человека и место в ней жизненных сценариев
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

chepilevskaia_kursovaia_rabota.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

2) Изучение биографических моментов  жизни  человека имеет не  только теоретическое, но и  практическое значение. Изучая и  учитывая закономерности деятельности  и жизненного пути, человек может куда больше  представить себе самый лучший вариант собственного саморазвития, наметить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении своего варианта жизненного пути способствует более серьезному отношению к нему, к его стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

3) Таким образом, мы определили  понятие смысла жизни индивида. Смысл жизни очень  индивидуален  и не существует  универсального  смысла жизни, подходящего для  каждого человека. Сколько на  свете живет  людей, столько и должно быть  вариантов их личного смысла жизни. В чем смысл жизни «индивида и не существует универсального смысла, и одинаково подходит для всех людей». Сколько людей, столько должно быть и варианты смысл жизни. Индивидуального cмысла жизни является наиболее адекватным для данной конкретной личности, так как она отражает специфику его жизненный опыт и реальная ситуация.

Индивидуальный смысл жизни  человека является наиболее подходящим  для данного конкретного индивида, поскольку выражает всю сущность  его жизненного опыта и жизненной ситуации на данный момент.

Таким образом, можно говорить о  том, что многие известные российские и зарубежные психологи обращались к проблеме изучения судьбы как жизненного пути человека  и видели как  минимум два возможных варианта развития.

Судьба может быть:

• объективно-предопределенной, где предопределенность - это когда событие происходит в данном месте и в определенный момент неизбежными и единственно возможным образом. При этом предопределенность зависит от ряда условий, в большинстве своем берущих истоки из раннего детства.

• субъективно - преобразующаяся линия жизни, которая зависит от самого человека, от его осознания того, что с ним происходит, и желания что-либо изменить.

Итак, в своей курсовой работы мы рассмотрели теоретические аспекты понятия жизненного пути, рассмотреть представления о судьбе, как о жизненном пути.

Итак, соотношение биографических событий и моментов естественного  жизненного пути  индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы каждой из биографий; возрастные особенности внутреннего мира каждого человека; роль развития и преобладания духовных факторов в социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и так далее.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

 

Жизненный мир

термин, введенный основоположником феноменологии Гуссерлем, пытавшимся переосмыслить существующее отношение  к миру и открыть сферу т.н. дотеор. опыта. Ж.м. мир донаучной жизни с ее хаосом неупорядоченных созерцаний, с ее первичными…

2

Путь жизненный личности

являет собой результат  сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих  описываться лишь в терминах безличных структур и процессов.

3

Жизненные события

 

имеют не только объективное  значение, но и субъективный смысл  личностный, расшифровка коего требует  специальных источников и методов  познания

Ни одно жизненное  событие не может быть понято без  соотнесения его:

1) с хронологическим  возрастом индивида в момент  совершения события;

2) с его когортной  принадлежностью;

3) с исторической эпохой  и датой события;

4) с личностным смыслом  этого события для субъекта.

Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического

4

Развитие

направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества

5

Рефлексия

процесс самопознания субъектом  внутренних психических актов и  состояний

6

саморегуляция

процесс управления человеком  собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками

7

Типы судьбы

Сценарный и несценарный  насильственный или независимый.

8

цикл жизненный 

повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают:

1) биологическими —  последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и  смерти;

2) социальными — усвоение, выполнение и, наконец, утрата  определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных  ролей;

3) смешанными, биосоциальными  — смена возрастных поколений,  когорт, где биологические закономерности  старения дополняются социальными,  в силу коих младшие сначала  учатся у старших, затем действуют  наряду с ними и потом сменяют  их.

9

Понимание

мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека.

10

Самопознание

познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.


 

Список использованных источников

1

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.– М., 1980.–360 с.

2

Абульханова-Славская К.А. Стратегия  жизни. - М.: Мысль, 2010. –254 с.

3

Анцыферова Л. И. Психологическое  учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. – 2008. – Т. 19. – № 1. – С. 3–15.

4

Ананьев Б. Г. Человек как предмет  познания.— Л., 1969. – 337с.

5

Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2010. – 135 с

6

Карпинский К.В. Психология  жизненного пути личности: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 167 с.

7

Логинова Н. А. Развитие личности и  ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 156–172.

8

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 4-изд. - СПб.: Питер, 2004. - 678 с.

9

Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии. 4-изд. СПб.: Питер, 2004 – 641 с.

10

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 2007. – 190 . с.


 

Приложения

А





Информация о работе Жизненный путь человека и судьба