Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:21, реферат
Сократ (469— 399 до н. э.) —первый философ-афинянин, развивавший свое учение изустно, в многочисленных собеседованиях с представителями самых различных слоев афинского общества, но сам ничего не писавший (о воззрениях Сократа мы знаем из произведений его учеников Платона и Ксенофонта, а также Аристотеля и из некоторых других источников). Как бы примыкая к той линии развития философской мысли, какая наметилась в деятельности софистов, но даже еще резче, чем они, Сократ ограничивал предмет философии самим человеком, его жизнью, поведением и познанием
Введение.
Сократ (469— 399 до н. э.) —первый философ-афинянин, развивавший свое учение изустно, в многочисленных собеседованиях с представителями самых различных слоев афинского общества, но сам ничего не писавший (о воззрениях Сократа мы знаем из произведений его учеников Платона и Ксенофонта, а также Аристотеля и из некоторых других источников). Как бы примыкая к той линии развития философской мысли, какая наметилась в деятельности софистов, но даже еще резче, чем они, Сократ ограничивал предмет философии самим человеком, его жизнью, поведением и познанием. Видя слабости предшествующих и современных ему натурфилософских учений, обусловленных их умозрительностью, невозможностью экспериментальной проверки их основных положений, афинский мудрец провозгласил бесполезность всех этих учений. Вставая на путь идеализма, он высказал мысль о том, что познание природы вообще недоступно человеку, а доступно только богу. В этой связи Сократ заявлял, что только богу и приличествует наименование мудреца, себя же он называл лишь любителем мудрости, философом. Повторяя древнее изречение «Познай самого себя», Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. При этом в противоположность софистам философ был убежден, что возможны единые, общеобязательные истины и — соответственно — общеобязательные этические нормы. И первые, и вторые коренятся в глубинах человеческого духа. Мудрость философа и должна состоять в том, чтобы, преодолевая всякого рода зигзаги субъективности, приходить к общеприемлемым и общепонятным истинам, а тем самым и к общеобязательным этическим нормам;
Сократ
разработал и метод поисков и достижения
истины, который получил наименование диалектического (
Мысли Сократа продолжил, углубил и развил до последовательной системы объективного идеализма его ученик Платон. Большинство написанных им произведений облечены в высокохудожественную форму диалогов, ярко демонстрирующих близость философского и художественного творчества в эпоху античности.
Становление философских взглядов Сократа.
В центре сократовской мысли - тема человека,
проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пороков, права и долга, свободы и ответственности,
личности и общества. Сократовские беседы
- поучительный и авторитетный пример
того, как можно ориентироваться в чаще
этих вечно актуальных вопросов. Сократ
действительно явился тем мыслителем,
который в путанице софистики отделил
истинное от неистинного, свет от темноты.
Почва, на которой он стоит, у него с софистами
общая. Его принципом является отрицательная
власть субъективного, не обусловленная
никаким внешним объектом, свободная от
ограниченного и определенного, которые
считаются прочной реальностью непосредственного
сознания; человек также у него
относится только к самому себе; он также,
по его мнению, имеет критерий реальности
в себе самом. Сократ значительно отличается
от софистов тем, что для него таким критерием
является не отдельное, а всеобщее сознание,
сознание истинного и доброго, что он определяет
разумную, абсолютную цель, содержание,
хотя и продиктованное мышлением, но тем
не менее сущее в себе и для себя, устойчивое,
субстанциальное добро, как сущность субъективности.
Сомнение - «я знаю то, что ничего не знаю»,
- должно было, по учению Сократа, привести
к самопознанию - «познай самого себя».
Только таким индивидуалистическим, путем,
учил он, можно прийти к пониманию справедливости,
права, закона, благочестия, добра и зла.
В центре учения Сократа - человек, проблемы
жизни и смерти, добра и зла, добродетелей
и пророков, права и долга, свободы и ответственности,
общества. Сократ рассматривал подходящим
для учения любое место, поскольку весь
мир является школой благодетельности.
Поэтому глупость не в том, чтобы мало
знать, а в том, чтобы не знать самого себя
и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь.
Вот поэтому его философию называют началом
первого антропологического поворота
в истории философской мысли.
Философия в понимании
Сократа.
Сократ
концентрировал свое внимание на человеке
и его поведении, считая эти проблемы важнейшими
для философии. Для Сократа знания и поступки,
теория и практика едины: знание (слово)
определяет ценность «дела», а «дело»
- ценность знания. Отсюда и его уверенность
в том, что истинные знания и подлинная
мудрость (философия), доступные человеку,
неотделимы от справедливых дел и других
проявлений добродетели. С точки зрения
Сократа, нельзя назвать философом того,
кто обладает знаниями и мудростью, но,
судя по его образу жизни, лишен добродетели.
Таким образом, одним из отличительных
признаков истинной философии и подлинного
философа является, по Сократу, признание
единства знания и добродетели. И не только
признание, но также стремление к реализации
этого единства в жизни. Сообразно с этим
философия, в понимании Сократа, не сводится
к чисто теоретической деятельности, но
включает в себя также практическую деятельность
- правильный образ действия, благие поступки.
Словом, мудрость есть добродетель, т.
е. знание о добре, которое включает в себя
внутреннее переживание добра и потому
побуждает к благим поступкам и удерживает
от дурных. Предметом философии, ее основной
задачей и главной целью Сократ сделал
познание «естества» человека, первоисточника
его поступков и дел, его образа жизни
и мышления. Такое познание он считал возможным
лишь на пути самопознания, на пути следования
дельфийскому призыву «Познай самого
себя». В осуществлении этого девиза Сократ
усматривал свое жизненное назначение
и призвание. Для выяснения и определения
понятий Сократ пользовался методом, который
получил название диалектического метода,
или диалектики. Диалектика - великое достижение
философии Сократа.Философия, как ее понимает
Сократ,- не умозрительное рассмотрение
природы, а учение о том, как следует жить.
Но так как жизнь – искусство и так как
для совершенства в искусстве необходимо
знание искусства, то главному практическому
вопросу философии должен предшествовать
вопрос о сущности знания. Знание Сократ
понимает как усмотрение общего (или единого)
для целого ряда вещей (или их признаков).
Знание есть, таким образом, понятие о
предмете и достигается посредством определения
понятия.
Философский метод Сократа имевший своей
задачей обнаружение «истины» путем беседы,
спора, полемики, явился источником идеалистической
«диалектики», под которой в древности
понимали искусство добиться истины путем
раскрытия противоречий в суждении противника
и преодоления этих противоречии. Тогда
некоторые философы считали, что раскрытие
противоречий в мышлении и столкновение
противоположных мнений является лучшим
средством обнаружения истины. Основные
составные части сократовского метода:
«ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция»
и «определение» - по содержанию. Сократовский
метод, это, прежде всего метод последовательно
и систематически задаваемых вопросов,
имеющих своей целью приведение собеседника
к противоречию с самим собой, к признанию
собственного невежества. В этом и состоит
сократовская «ирония». Однако Сократ
ставил своей задачей не только «ироническое»
раскрытие противоречий в утверждениях
собеседника, но и преодоление этих противоречий
с целью добиться «истины». Поэтому продолжением
и дополнением «иронии» служила «майевтика»
- «повивальное искусство». Сократ хотел
этим сказать, что он помогает своим слушателям
родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего»
как основы истинной морали. Основная
задача философского метода Сократа -
найти «всеобщее» в нравственности, установить
всеобщую нравственную основу отдельных,
частных добродетелей. Эта задача должна
быть разрешена стимулированием мощи
души через иронию и индуктивное размышление.
Религиозные взгляды и «демон» Сократа.
Основной
задачей философии Сократ считал обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения.
Материю он определял как субстанцию,
возникающую и уничтожающуюся; идеи как
неразложимую субстанцию, мысли Бога.
Основной философский вопрос Сократ решает
как идеалист: первичным для него является
дух, сознание, природа же - это нечто вторичное
и даже несущественное, не стоящее внимания
философа. Высшим проявлением божественной
заботы о людях является разумность человека.
Человек, по Сократу, был бы вообще лишен
разума и знания, если бы в нем, наряду
со смертным телом, не было бы бессмертной
души. Именно благодаря божественной душе
человек приобщается к божественному
знанию: подобное познается подобным.
Главным является забота о душе: пренебрежение
телесными удовольствиями, которые, скорее,
приносят вред, чем пользу, и украшение
души подлинными добродетелями и плодами
познания - истиной, справедливостью, свободой,
мужеством, воздержанностью.
Сократ считал, будто его сопровождает
некий демон (гений), который, дает ему
советы, останавливает его, когда он хочет
совершить неправильный поступок или
активно побуждает его к действиям. Одни
исследователи видят в демоне Сократа
метафору, которой он иронически прикрывал
свои собственные совесть, разум или здравый
смысл; другие - просветленное чувство,
просветленное внутреннее чутье или инстинкт;
третьи - выражение внутреннего откровения
или проявление религиозного энтузиазма;
четвертые - «чудовищный» феномен, при
котором инстинкт и сознание (их функция)
заменяют друг друга; пятые - свидетельство
того, что внутреннему миру каждого присуща
трансцендентность.
Сократовская концепция знания и познания.
Сократ
считал, что знание божественно, и только
оно возвышает человека и уподобляет его
богам. Сократ отстаивал принцип всеобщего
господства разума - в природе, в отдельном
человеке и в человеческом обществе в
целом.
Истинное познание, согласно Сократу,
исходит от бога и приводит к нему. Таковы
условия и границы возможной и допустимой
автономии человеческого познания. Четко
было обозначено Сократом и единственно
верное, по его мнению, направление усилий
человека - познание. Истинный путь человеческого
познания состоит, по Сократу, в том, что
бы уразуметь божественную мудрость, управляющую
всеми делами.
Сократ сделал формулу мудрости – «Познай
самого себя» основной частью своего учения.
Сократ видел задачу философии в исследовании
этико-познавательной сферы человеческой
жизни и деятельности. Сократ считал, что
человек более всего нуждается в познании
самого себя и своих дел, определении программы
и цели своей деятельности, ясном осознании
того, что есть добро и зло, прекрасное
и безобразное, истина и заблуждение. Дорога
самопознания ведет человека к пониманию
своего места в мире. Человек, знающий
себя, знает и то, что для него будет хорошо,
и различает то, что может сделать и чего
не может.
Сократ считал последовательное познание
«себя самого» основой понимания этических
принципов, отношения к полису и религии.
В отличие от предшествовавших ему материалистов,
которые искали ответы на вопросы, касающиеся
человека, прежде всего в его отношении
к природе и призывали «прислушиваться
к природе», Сократ подчеркивал значение
совести, «внутреннего голоса». Для Сократа
смысл человеческой жизни заключается
в философствовании, в постоянном самопознании,
вечном поиске самого себя путем испытания.
Добродетель в понятии
Сократа.
В
центре всего сократовского философствования
стоят вопросы о нравственных добродетелях,
моральных качествах человека. По существу
своему учение Сократа - это философия
морали, этика. Добродетель, по Сократу,-
это божественный разум, доступный, и то
не полностью, лишь философскому уяснению
в понятиях.
Истинное познание - познание посредством
понятий - доступно, по сократовской концепции,
лишь немногим, мудрецам, философам. Но
и им доступна не вся мудрость, но лишь
незначительная часть ее. Мудрость есть
знание, но человек не в силах знать все.
Сократ различил четыре вида добродетели:
благоразумие, праведность, стойкость,
воздержание.
Вопрос Бытия в философии Сократа.
Придя
к выводу о неправильности исследования
причины бытия, как он её понимал, эмпирическим
путем, Сократ перешел к философскому
рассмотрению истины бытия в отвлеченных
понятиях. С этой точки зрения критерием
истины является соответствие того, что
познается, своему понятию.
Своей трактовкой истины в понятиях Сократ
перевел проблематику познания в новую
плоскость, сделав предметом философского
познания само знание. Все бытие, лишенное
собственного разума и смысла, вытеснено
из этого предмета, исключено из него.
Сократовская философия имеет дело не
с бытием, но со знанием о бытии. И это знание
- результат познания в понятиях божественной
по своему характеру причины, а вовсе не
эмпирического изучения вещей и явлений
бытия. Понятие в концепции Сократа - это
не результат одних лишь мыслительных
усилий познающего субъекта, не просто
субъективный феномен человеческого мышления,
но некая умопостигаемая объективность
разума.
Одним из основных разногласий Сократа
и софистов стал вопрос о существовании
объективной истины. Софисты были уверены
в отсутствии истины вне человека и считали
каждого человека вправе принимать за
истину то, что подходит для конкретного
индивида в конкретном случае в зависимости
от личных склонностей, ситуации, выгоды
и пр. В вопросе истинности того или иного
положения решающим становится субъективное
мнение и произвол человека, «меры всех
вещей». Таким образом, в рассуждениях
софистов «о делах человеческих» Сократ
не находит ничего, кроме напущенной мнимой
мудрости. По его мнению, без непреложных
истинных начал, истинных норм человеческой
деятельности - теоретической и практической
невозможна разумная и созидательная
деятельность человека и какое-либо положительное
развитие личности. Задача каждого - найти
всеобщие и объективные теоретические
и практические, логические и этические
нормы. Причем такой процесс возможен
только при условии приложения конкретных
усилий каждым конкретным человеком -
нахождение всеобщей истины, применимой
к каждому из нас, ставится в прямую зависимость
от личного благочестия.
Начиная с Сократа, философия впервые
формулирует основной мировоззренческий
вопрос как вопрос об отношении субъекта
к объекту, духа к природе, мышления к бытию.
В философии Сократа человек становится
единственным бытием, которого он рассматривает
как нравственное существо. Сократ является
родоначальником философской этики, которая,
в отличие от религиозной, рассматривает
мораль в качестве пред¬мета, целиком
находящегося в компетенции человека,
в границах его познавательных и практических
возмож¬ностей.
Информация о работе Жизненный путь и философские взгляды Сократа