Жизненный путь Б. Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось работать. Поэтому в работе особое внимание уделяется жизненному пути Бенедикта Спинозы.
Для достижения поставленной цели, автором ставятся следующие задачи:
проследить жизненный путь Б. Спинозы;
рассмотреть учения Спинозы о субстанции (природе);
учения о душе;
социологические взгляды Бенедикта Спинозы.

Оглавление

Введение 3
1. Жизненный путь Б. Спинозы 4
2. Учение Б. Спинозы о субстанции (природе) 7
3. Учение Б. Спинозы о душе 9
4. Социологические взгляды Б. Спинозы 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Filosofia_B_Spinozy.docx

— 42.84 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

                        

 

Введение

Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был последовательным сторонником применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой философии. Цель контрольной работы – проанализировать философию Спинозы.

Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось работать. Поэтому в работе особое внимание уделяется жизненному пути Бенедикта Спинозы.

Для достижения поставленной цели, автором ставятся следующие задачи:

  1. проследить жизненный путь Б. Спинозы;
  2. рассмотреть учения Спинозы о субстанции (природе);
  3. учения о душе;
  4. социологические взгляды Бенедикта Спинозы.

При написании контрольной работы использовались как произведения самого Бенедикта Спинозы, так и книги о нём, а так же материалы, размещённые в Интернете.

 

1. Жизненный путь Б. Спинозы

Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632 г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера фанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев. Так, в 1647г. из-за травли покончил жизнь самоубийством еврейский мыслитель – вольнодумец Уриель Акоста. В этой атмосфере и воспитывался будущий философ.

Спиноза был отдан на обучение в семиклассное еврейское училище, которое готовило раввинов. Благодаря выдающимся способностям, в молодом Спинозе видели будущее светило иудейской религии. Однако он не оправдал этих надежд. В кружке, собиравшимся вокруг выдающегося преподавателя, гуманиста и врача, Ван Ден Эндена, у которого Спиноза изучал латинский язык, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени. Спиноза все больше отдалялся от общины и иудейской религии. Совет раввинов строго предупредил его, но на него это мало подействовало. Тогда, после неудачной попытки подкупить Спинозу, совет раввинов проклял его и изгнал из общины. Не ограничившись простым отлучением, раввины подали на Спинозу жалобу городским властям Амстердама, изображая его опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы философу пришлось покинуть Амстердам.

В это время вокруг Спинозы постепенно собирался круг его единомышленников который продолжал существовать и после того как Спиноза покинул Амстердам и поселился в деревушке Рейнсбург, где приблизительно в 1658-1660г. г. им было написано его первое философское произведение - "Краткий трактат о боге, человеке и его счастье". Там же он начал работать над "Трактатом об усовершенствовании разума" и над своим главным трудом - "Этикой", которую он писал с перерывами 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и издал "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" с приложением "Метафизических мыслей". Это произведение – единственное, вышедшее при жизни Спинозы под его именем.

В 1663 г. Спиноза переселился в Ворбург – селение вблизи Гааги, где близко познакомился со знаменитым физиком, математиком и астрономом

Христианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжал работу над "Этикой" и "Богословско-политическим трактатом", который был выпущен в свет в 1670 г. В целях предосторожности, он был издан анонимно. Этот трактат вызвал бурю негодования против его автора, имя которого вскоре стало известно. В 1674 г. трактат был запрещен к продаже и распространению как книга, содержащая "много нечестивых, кощунственных и безбожных учений".

В этот период ожесточенных нападок и преследований, Спиноза перебирается в Гаагу, где получает от курфюрста Поральца Карла Людвига предложение о профессуре в Гейдельбергском университете. Поральц не знал, что Спиноза является автором "Богословско-политического трактата" и знал его только как автора "Основ философии Декарта". Поэтому он предложил Спинозе свободу философствования, с условием что тот не будет подкапываться под государственную религию. Однако Спиноза отверг это предложение, сославшись на то, что не знает, до каких пределов будет распространяться его свобода филосифствовать, чтобы не вызвать к себе подозрений в посягательстве на государственную религию.

Находясь в трудных материальных условиях, Спиноза продолжал работать над основным трудом своей жизни - "Этикой". В 1675 г. эта работа была окончена. Но все попытки опубликовать ее не увенчались успехом и Спинозе пришлось отложить издание "Этики" и приступить к работе над "Политическим трактатом". Но закончить его философ не успел – 21 февраля 1677 г. он умер.

Сочинения Спинозы были изданы в декабре 1677 г. его ближайшими друзьями под названием "Посмертные сочинения". Через несколько месяцев после выхода они были запрещены и не переиздавались вплоть до начала XIX века.

Главное отличие философской системы Спинозы от большинства философских учений XVII века – это ее этическая направленность. Он считал, что философия должна увеличивать власть человека над природой. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека как в природе, так и в обществе и государстве. Окончательный вид философской системы Б. Спинозы приняло в главном труде его жизни - "Этике".

 

 

 

          

 

2. Учение Б. Спинозы о  субстанции (природе)

В основе учения Спинозы о природе лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. Под субстанцией Спиноза понимает то, "…что существует само по себе и представляется само через себя…". Согласно этому учению сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присуще бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутам. Первый из них определяет телесную субстанцию – это атрибут протяженности. Спиноза истолковывает протяженность в физическом смысле, как отрицание пустоты. Это типичное проявления механицизма в воззрениях на природу.

Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженной материи, так как ей присущ еще и атрибут мышления.1 В этом главное отличие учения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разные субстанции протяжение и мышление, связь между которыми совершалась высшим существом (Богом), стоящим вне обеих этих субстанций. Декарт, при всем рационализме, остался на позициях религии в этом решающем пункте, так как у него сохранилось понятие о Боге как о личном существе, независимом от природы и действующим по свободной воле. У Спинозы же субстанция, имеющая два основных атрибута протяжение и мышление, отождествляется с Богом. И тем самым, Спиноза отрицает существование Бога как конкретной личности. Об этом говорит такое его высказывание: "…в природе Бога не имеют место не ум ни воля", а без этого не может существовать конкретная личность.

Широкое применение понятия "мышление" приводит философа к утверждению, согласно которому все предметы природы "…хотя и в различных степенях, однако все же одушевлены…". Здесь сформулирован гилозоистический взгляд Спинозы на природу (гилоизмом называется точка зрения, приписывающая жизнь, в той или иной, степени всем телам природы).

Зависимость единичных вещей от субстанции выражается Спинозой понятием модуса. Модус – это "…состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое…". Субстанции,

как единственному целостному началу, свойственно вечное существование,

вместе с тем она бесконечна в пространстве. Модусы же, как "конечные вещи", изменчивы приходящи и только по отношению к ним имеет силу категория длительности. Согласно Спинозе, нельзя свести единство бесконечной природы, выражаемое понятием субстанции, к сумме составляющих ее вещей, модусов. Человек, по этой философской системе, составляет лишь один из бесконечного числа модусов субстанции.

Кроме значительных достижений в развитии философской мысли, учение Спинозы о природе имеет свои недостатки. Главным из них является то, что у Спинозы получилась математическая схема мира, выражающая только причинную взаимосвязь различных явлений природы, но не ее развитие. Спиноза отрицает случайность и признает только необходимость. По учению Спинозы все в мире сохраняет "…вечный, прочный и неизменный порядок…". Еще одним крупным недостатком является разрыв между бесконечной сущностью – субстанцией и миром конечных вещей – модусов.2 Основная трудность, возникшая здесь у Спинозы, - это объяснить, каким образом неподвижная и неизменная субстанция является первопричиной непрерывно движущихся и меняющихся модусов.

Спиноза также не смог решить вопрос о происхождении человеческого разума. Но это связанно с историческими условиями и познаниями XVII века. Кроме того, многие недостатки учения порождают спинозовский фатализм. Однако, несмотря на отдельные недостатки, учение Спинозы о природе явилось величайшим прогрессивным событием в истории развития человеческой мысли.

3. Учение Б. Спинозы о душе

Сложность человеческого организма является результатом деятельности человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.

Человеческая душа – лишь один из модусов атрибута мышления, частица "бесконечного разума Бога". Учитывая низкий уровень биологических и психофизических знаний XVII века, философ очень осторожно подходит к взаимоотношениям души и тела. Деятельность души он ставит в зависимость от состояния тела. Действия внешних объектов на человеческую душу приводит к тому, что она "…воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, то есть познает их…".

В своем учении Спиноза критикует, так называемые, "родовые понятия", которые составляют источник ложных представлений о мире. Он критикует ошибочные стремления представить субстанцию с точки зрения определения длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложной склонность людей приписывать природе какие-либо цели.

Спиноза считал ложным и представления людей о свободе человеческой воли. Согласно его учению, нельзя говорить по отношению к человеку о наличии у него свободной воли как какой-то независимой от тела способности души. По мнению философа "…не столько душа влияет на тело, сколько тело на душу…". Спиноза вообще отрицает волю как особую самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения,

состоит из отдельных желаний человека, которые вызваны определенными

причинами. По учению Спинозы "…воля и разум - это одно и то же…".

Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание он считает не достоверным (неадекватным). Правильным же он считает метод, основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможность этого познания связанна с тем, что всем вещам, как в целом, так и в отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствие в человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет "общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания – познания второго рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, а заключает в себе и третий, высший род познания – интуицию. По Спинозе, интеллектуальная интуиция – это высшее проявление рациональных способностей человека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором "…вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее ближайшей причины…".

Разуму свойственен правильный взгляд на мир, постижение вещей в их "первых причинах". Лишь воображению, основанному на чувственном познании, вещи представляются случайными, тогда как разум способен постигнуть истинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещи в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда неопределенная длительность этого существования превращается в определенную и из случайных, вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей есть постижение их как модусов – необходимых проявлений единой и вечной субстанции. В этом заключается учения Спиноза о познании.

Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души, имеющей смутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они, согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.

Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть – это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями. Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию.     Познание аффектов не избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.

Свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей сути. Первая ступень к свободе, по мнению Спинозы, состоит в том, что человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей. Затем, когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы он получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами, то есть гармонии. В этом заключается учение Спинозы о свободе.

 

 

 

          

 

4. Социологические взгляды Б. Спинозы

В своем учении об обществе Спиноза руководствовался методологией механико-математических наук. Общество рассматривается им как механизм, который целиком может найти свое объяснение в категориях физической природы. Спиноза отождествляет Божество и государство. По его мнению, государство возникает не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти и законов как норм "…умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей…". С этой точки зрения, назначение государства состоит в том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом и, тем самым, обретать свою свободу.

Информация о работе Жизненный путь Б. Спинозы