Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:40, доклад
Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г. Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.
2
Жизненный
путь человека
- это история формирования и развития
личности в определенном обществе, современника
определенной эпохи и сверстника определенного
поколения (Б.Г. Ананьев). Жизненный путь
является своеобразным портретом личности:
в нем запечатлеваются ее мировоззрение
и жизненная направленность, притязания
и достижения, отношения к жизненным трудностям
и способы их преодоления.
В психологической
науке проблема целостного жизненного
пути личности до сих пор является
одной из наименее разработанных. Ученые
по-разному подходят к самому феномену
жизненного пути. Первые научные попытки
описания жизненного пути представляют
собой построение теории личности «во
времени» в противовес чисто структурным
определениям личности. А первым исследователем
эволюции личности в реальном временном
протекании стал французский ученый П.
Жане. Именно П. Жане предпринял попытку
связать биологическое, психологическое
и историческое время в единой системе
координат.
Другую концепцию
личности в масштабе жизненного пути
предлагает Ш. Бюлер, чей труд о человеческой
жизни считается исходным для изучения
жизненного цикла и генетических связей
между его фазами. Ш. Бюлер, опираясь на
собственную концепцию, установила закономерности
в смене фаз жизни, в смене доминирующих
тенденций, в изменении объема жизненной
активности в зависимости от возраста.
Главной движущей
силой развития, по Бюлер, является
врожденное стремление человека к самоосуществлению
или самоисполнению - всесторонней
реализации «самого себя». Самоосуществление
- итог жизненного пути, когда «ценности
и цели, к которым стремился человек осознанно
или неосознанно, получили адекватную
реализацию». Самоосуществление, по Бюлер,
может быть достигнуто путем целеустремленной
жизни, благодаря творчеству, созиданию.
Понятие самоосуществления
по смыслу близко понятию самореализации
или самоактуализации. Но Бюлер считает,
что самореализация является только моментом
самоосуществления. Самоосуществление
понимается как итог и как процесс, который
в разные возрастные периоды может выступать
по-разному: то как хорошее самочувствие
(0-1,5 года); то как переживание завершения
детства (12-18 лет); то как самореализация
(25 (30) - 45 (50) лет); то как самозавершенность
(65 (70) - 80 (85) лет).
Бюлер доказывает,
что полнота, степень самоосуществления
зависит от способности человека ставить
такие цели, которые наиболее адекватны
его внутренней сути. Эту способность
Бюлер называет самоопределением. Чем
понятнее человеку его призвание, т.е.
чем отчетливее выражено самоопределение,
тем вероятнее самоосуществление. Считая,
что становление целевых структур является
определяющим в индивидуальном развитии,
Бюлер пытается понять его основные закономерности
через изучение целей жизни личности.
Обладание жизненными целями, по Бюлер,
выступает и как условие сохранения психического
здоровья.
На основе изучения
сотен биографий самых разных
людей, представителей различных социальных
классов и групп - бизнесменов, рабочих,
фермеров, интеллигентов, военных и
пр., Бюлер сформулировала идею о
многофазности жизненного пути человека.
Понятие фазы указывает на изменение направления
развития, на прерывность в нем. Изучению
в биографиях подвергались три аспекта:
1) внешний, объективный ход событий жизни;
2) история творческой деятельности человека
и 3) возрастные перемены во внутреннем
мире личности, особенно в отношении человека
к собственной жизни.
2 реферат
Жизненный путь -- "это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения" Рубинштейн С.Л. Человек и мир - М.: "Наука", 1997. - С.104-105.. Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека вечно служила богатым источником знаний о личности, но, что ещё важнее, она сама является предметом психологического изучения.
Изучение
биографических явлений имеет
не только теоретическое, но
и практическое роль. Уясняя закономерности
жизнедеятельности и
Смысл жизни
сугубо индивидуален и нет
универсального смысла, одинаково
пригодного для жизни всех
людей. Сколько существует
Соотношение
биографических событий и