Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 09:19, контрольная работа
Краткое описание
Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось работать. Поэтому в работе особое внимание уделяется жизненному пути Бенедикта Спинозы. Для достижения поставленной цели, автором ставятся следующие задачи: проследить жизненный путь Б. Спинозы; рассмотреть учения Спинозы о субстанции (природе); учения о душе; социологические взгляды Бенедикта Спинозы.
Оглавление
Введение 3 1. Жизненный путь Б. Спинозы 4 2. Учение Б. Спинозы о субстанции (природе) 7 3. Учение Б. Спинозы о душе 9 4. Социологические взгляды Б. Спинозы 12 Заключение 14 Список использованной литературы 15
Спиноза выступал за сильную
государственную власть. Однако он считал,
что верховная власть не может вмешиваться
во внутреннюю жизнь людей и диктовать
им законы совести. Спиноза так же выступал
за свободу мысли и слова, свободу совести.
Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше
всего может быть обеспечена при демократической
форме правления.
Учение о государстве Спинозы
неразрывно связанно с его этическими
взглядами. Моральные и этические критерии
человеческого общества не раз менялись
со временем, но этические воззрения Спинозы
актуальны и сейчас, так как они охватывают
вечные человечества категории.
Спиноза видел главную задачу
своей философии в обосновании этических
вопросов, в выработке теории индивидуального
поведения. Этическая направленность
философских интересов Спинозы подчеркнута
им самим, главный труд философа называется
"Этика".3
В своем исследовании этических
проблем, Спиноза обосновывает понятие
добродетели. Это совершенствование своего
познания или разума, так как "…в одном
этом состоит высшее счастье или блаженство
человека…". Вершина добродетели –
это "…человек, руководствующийся разумом…".
Философ считал, что желания, которые определяются
разумом, всегда хороши.
В учении Спинозы обоснованны
критерии индивидуального поведения человека,
которые должны привести его к вершине
добродетели. Спиноза убедительно доказывает,
что жить в обществе лучше, чем одному:
"…из их сообщества гораздо больше
удобств чем вреда…", поэтому "…людям
всего полезнее делать то, что способствует
укреплению дружбы…". А для этого надо
помнить, что "…души побеждаются не
оружием, а любовью и великодушием…".
Кроме этого, Спиноза обосновывает брак
и другие союзы, считая их основой любого
общества. Согласно Спинозе самовосхваление
и самоунижение одинаково дурны. Не надо
делать то, после чего мы будем испытывать
стыд и угрызения совести, потому что эти
чувства так же дурны.4
Он так же считал, что щедрость
хороша, но сострадание дурно, так как
оно унижает. Забота о бедных должна лежать
на всем обществе. Многие из этих постулатов
актуальны и сегодня.
В своем учении об этике философ
указал путь, который ведет к познанию
самого себя, к уменьшению власти страстей,
к истинной свободе. Однако сам Спиноза
указывал, что этот путь труден и найти
его нелегко, но высшая цель человека идти
по этому пути.
Заключение
Философское учение Бенедикта
Спинозы имело большое значение в развитии
философии. Оно оказало большое влияние
на философов XVIII-XIX веков, в том числе на
Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих
других. Философия Спинозы нанесла мощный
удар по религиозному консерватизму. Спиноза
назван одним из отцов свободомыслия.
Практически все последующие революционные
прогрессивные мыслители были его сторонниками
и последователями.
Спиноза первый в философии
нового времени создал глубоко обоснованное
учение о несотворимости и вечности природы,
о ее бесконечности и господствующей в
ней всеобщей закономерности. Одно из
особенностей материализма Спинозы является
то, что он непосредственно приводит к
атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд
диалектических положений, развитых в
дальнейшей системе Гегеля, в основном
материалистическом учении. К любой исследуемой
области действительности Спиноза стремился
подходить с научных позиций.
Учение Спинозы – один из важнейших
этапов развития материалистической философии,
развитие человеческой мысли вообще.
Список использованной литературы
История философии: Учебник для вузов
/ Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева.
– Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 576 с.
Краткая история философии / Под общ.
ред. В.Г. Голобокова. – М.: Олимп, АСТ, 2009.
– 576 с.
Майданский, А.Д. Геометрический порядок доказательства
и логический метод в «Этике» Спинозы / А.Д. Майданский // Вопросы философии. – 1999. - № 11. – С.172-180.
Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1 Исходные
философские проблемы, понятия и принципы.
– М.: Политиздат, 1991. – 672 с.
Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие
философских идей: Историко-философские
очерки и портреты / Н.В. Мотрошилова. –
М.: Политиздат, 1991. – 464 с.
Скирбекк, Г. История философии: Учебное
пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк,
Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 800 с.
Соколов, В.В. Спиноза / В.В. Соколов. –
М.: Мысль, 1973. – 224 с.
Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А.Г.
Спиркин. – М.: Гардарика, 2010. – 816 с.
Федорова, М. Классическая политическая
философия / М. Федорова. – М.: Весь мир,
2001. – 224 с.
1 Соколов В.В. Спиноза. М., 1973. С. 42.
2 Соколов В.В. Спиноза. М., 1973. С. 44.
3 Майданский А.Д. Геометрический
порядок доказательства и логический
метод в «Этике» Спинозы / Вопросы философии.
1999. - № 11. – С.172-180.
4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2010.
С. 451.