Жизненный путь Б. Спинозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 09:19, контрольная работа

Краткое описание

Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось работать. Поэтому в работе особое внимание уделяется жизненному пути Бенедикта Спинозы.
Для достижения поставленной цели, автором ставятся следующие задачи:
проследить жизненный путь Б. Спинозы;
рассмотреть учения Спинозы о субстанции (природе);
учения о душе;
социологические взгляды Бенедикта Спинозы.

Оглавление

Введение 3
1. Жизненный путь Б. Спинозы 4
2. Учение Б. Спинозы о субстанции (природе) 7
3. Учение Б. Спинозы о душе 9
4. Социологические взгляды Б. Спинозы 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Filosofia_B_Spinozy.docx

— 42.84 Кб (Скачать)

Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления.

Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас, так как они охватывают вечные человечества категории.

Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этических вопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическая направленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главный труд философа называется "Этика".3

В своем исследовании этических проблем, Спиноза обосновывает понятие добродетели. Это совершенствование своего познания или разума, так как "…в одном этом состоит высшее счастье или блаженство человека…". Вершина добродетели – это "…человек, руководствующийся разумом…". Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши.

В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: "…из их сообщества гораздо больше удобств чем вреда…", поэтому "…людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы…". А для этого надо помнить, что "…души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием…". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и самоунижение одинаково дурны. Не надо делать то, после чего мы будем испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства так же дурны.4

Он так же считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, так как оно унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня.

В своем учении об этике философ указал путь, который ведет к познанию самого себя, к уменьшению власти страстей, к истинной свободе. Однако сам Спиноза указывал, что этот путь труден и найти его нелегко, но высшая цель человека идти по этому пути.

 

 

 

                        

 

Заключение

Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитии философии. Оно оказало большое влияние на философов XVIII-XIX веков, в том числе на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. Философия Спинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спиноза назван одним из отцов свободомыслия. Практически все последующие революционные прогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями.

Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любой исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных позиций.

Учение Спинозы – один из важнейших этапов развития материалистической философии, развитие человеческой мысли вообще.

 

 

 

            

 

Список использованной литературы

  1. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 576 с.
  2. Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобокова. – М.: Олимп, АСТ, 2009. – 576 с.
  3. Майданский, А.Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы / А.Д. Майданский // Вопросы философии. – 1999. - № 11. – С.172-180.
  4. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1 Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с.
  5. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты / Н.В. Мотрошилова. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с.
  6. Скирбекк, Г. История философии: Учебное пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 800 с.
  7. Соколов, В.В. Спиноза / В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1973. – 224 с.
  8. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 2010. – 816 с.
  9. Федорова, М. Классическая политическая философия / М. Федорова. – М.: Весь мир, 2001. – 224 с.

1 Соколов В.В. Спиноза. М., 1973. С. 42.

2 Соколов В.В. Спиноза. М., 1973. С. 44.

3 Майданский А.Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы / Вопросы философии. 1999. - № 11. – С.172-180.

4 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2010. С. 451.

 

 


Информация о работе Жизненный путь Б. Спинозы