Жизненный путь и творчество М.П. Щетинина

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:36, реферат

Краткое описание

М.П.Щетинин - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, основатель экспериментального лицея в пос. Текос Краснодарского края, автор уникальной системы обучения «методом погружения».

Оглавление

План:
I. Личность педагога-новатора……………………………………………...1
II.Воспитание личности ребенка…………………………………………....2
1.Что такое воспитание?.................................................................................2
2.Современные концепции воспитания……………………………………2
3.Философские идеи и воспитательная концепция М.П. Щетинина……3
4.Направления воспитания М.П. Щетинина……………………………....4
5. Воспитательные средства системы М.П. Щетинина…………………..7
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Образец(мой по педагогике.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

«Московский областной социально-гуманитарный институт»

 

 

 

Реферат по Педагогике на тему:

«Жизненный путь и творчество М.П. Щетинина»

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 студентка 1 курса

                                                                                 филологического  факультета

                                                                                 группы РяЛ 11

                                                                                 Рыбакова А.Н.

 

                                                                                 Преподаватель по педагогике:

                                                                                 Ермолаева С.А.

 

 

 

Коломна

2013

План:

I. Личность педагога-новатора……………………………………………...1

II.Воспитание личности ребенка…………………………………………....2

1.Что такое воспитание?.................................................................................2 

2.Современные концепции  воспитания……………………………………2 

3.Философские идеи и воспитательная концепция М.П. Щетинина……3

 

4.Направления воспитания  М.П. Щетинина……………………………....4 

  5. Воспитательные средства системы М.П. Щетинина…………………..7 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Личность педагога-новатора

М.П.Щетинин  - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, основатель экспериментального лицея в пос. Текос Краснодарского края, автор уникальной системы обучения «методом погружения».

Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний.  
В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Михаил Петрович считает, что задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией.  
 
Сегодняшняя школа М.П. Щетинина, которая находится в поселке Текос Краснодарского края – результат почти тридцатилетних  его исканий. Вместе со своим Учителем дети  создали совершенный мир, в котором они получают знания, учатся петь, рисовать, танцевать, строить и многое другое. Но самое главное, чему они здесь учатся – это жизни, ибо не готовятся к ней, а в нее погружены. В Центре М.П. Щетинина дети могут удовлетворить одну из самых своих главных потребностей – страсть к взрослению.

 А все начиналось с мечты детства. Михаил Петрович, во время учебы в музыке хотел стать лучшим в своей профессии. ''Кто в юности, – пишет он, – не мечтал прожить так, чтобы ''след оставить'', совершить несовершенное, открыть неоткрытое? Думаю, что все. Я работал по восемь-десять, иногда по двенадцать часов в сутки только на инструменте. Юношеское честолюбие, помноженное на труд и музыкальные задатки, было основой будущих успехов'' [3; 3]. Но бесконечные изнурительные занятия оставили свой след. На последнем курсе музыкального училища Михаил Петрович обнаружил боль в руках и понял, что не сможет больше играть.

Не осуществив мечту детства, М.П. Щетинин задумывается над природой человека, границами его возможностей и о том, можно ли их раздвинуть и становится преподавателем, а в последующем и основателем школы.

 

 

II.Воспитание личности ребенка.

1.Что такое  воспитание?

В широком смысле под воспитанием понимают передачу от поколения к поколению знаний, умений, навыков социального поведения , нравственных норм, т.е. накопленного человечеством опыта, духовного наследия. Осуществляется этот процесс всеми социальными институтами государства: образовательными учреждениями, семьей, церковью, общественными и культурными организациями, средствами массовой информации.

В более узком, педагогическом, смысле воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности ребенка, подготовку его к жизни, привитие ему определенных навыков поведения, личностных качеств. Это и есть цель воспитания. Под воспитанием понимается как процесс, так и результат воспитательной деятельности.

2.Современные концепции воспитания

Концепция воспитания Е.В. Бондаревской  представляет собой воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры.

В концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой воспитание понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье - сын, дочь, отцовство, материнство; в коллективе - трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе -патриотической, политической, правовой и т.д.; в личностном «Я» - роль учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.

 

 

 

 

 

3. Философские идеи и воспитательная концепция М.П. Щетинина.

 

В настоящее время в педагогической науке и практике существует множество концепций воспитания, в основе любой воспитательной концепции лежит философская  идея, которая определяет ее особенности и принципы .Рассмотрим концепцию М.П.Щетинина.

   Важным для воспитания  ребенка является сотрудничество  с ним в создании школы. Благодаря тому, что дети и взрослые живут как одна большая семья, воспитание происходит как бы между прочим; ребенок легко усваивает модели поведения, ценности, жизненные цели. Это происходит так же, как при семейном воспитании.

«Хорошие учителя - это те, которые осознают ценность и важность своей работы и относятся к детям, которых они учат, с такой же заботой, как и к своим собственным.»  

          Доктор Арт-Онг Джумсаи  - член парламента Таиланда, ученый НАСА.

«Есть в школе уроки математики, русского языка, ботаники, асторономии. Но нет уроков внимания, великодушия, благородства, уважения к людям. И всё-таки хороший учитель учит всему этому своих учеников. Учит самым высоким и прекрасным человеческим чувсвам, будит ум и сердце.»

                                          Вера Петровна Марецкая - советская актриса театра и кино. 

« Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.»

                                                        Ключевский Василий Осипович

 

Таким образом,  воспитательная концепция М.П. Щетинина наиболее близка к концепции гуманистического воспитания. В качестве исходного в этой концепции воспитания принимается положение философии экзистенциализма (существования) об ответственности человека за свои действия, о возможности для него делать выбор среди предоставленных возможностей, о том, что человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди рассматриваются как активные творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать и развивать стиль жизни. Эта свобода ограничена только физическими или социальными воздействиями.

 

4.Направления воспитания М.П. Щетинина.

Можно выделить следующие направления воспитания Щетинина:

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя; стимулирование к самостоятельному освоению разных способов получения информации; развитие мышления; формирование культуры умственного и учебного труда; развитие потребности человека в самообразовании; развитие качеств личности.

 В образовательном  Центре М.П. Щетинина эти задачи  решаются, в частности методом  погружения. Погружение, по определению  А. Цирульникова, – это форма познания действительности в ее целостности; способ осознания себя в связях с другими; условие развития дарований ребенка [2; 6]. Как часть педагогики сотрудничества, идея погружения взаимосвязана с идеями совместной цели, укрупненных единиц, коллективного творчества, самоопределения.

Духовное воспитание – это формирование у ребенка духовных ценностей.

Центр М.П. Щетинина официально является светским учебным заведением, однако, большинство его учеников и сам Михаил Петрович исповедуют православную веру. ''Вера в Бога не афишируется, нет специальных занятий по религии. Она растворена в самой жизни. Здесь живут, любя и уважая друг друга, трудятся на общее благо, учатся, чтобы учить других, творят красоту, чтобы радоваться самим и доставлять радость другим. Нравственно-духовное развитие каждого есть результат самого образа жизни, а не нравоучений и показов. Вера в Бога особо проявляется в некоторых уникальных качествах мышления щетининцев: они любят природу, они верят в родовую память и зов предков в речи, в духовной культуре, в традициях; историю воспринимают  не  как мертвое прошлое, а  как источник  обретения  истины''  [1; 8].

Нравственное воспитание. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются, прежде всего, на основе этических требований того или иного общества. В качестве основных задач нравственного воспитания выделяют: накопление положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения , разумное использование свободного времени от учебных занятий или работы, развитие нравственных качеств

Нравственные ценности ребенок в центре М.П. Щетинина усваивает в коллективе. Благодаря наличию единой цели и совместной деятельности, коллектив центра отличается высокой сплоченностью и объективностью в межличностных отношениях, а, следовательно, находится на высоком уровне развития. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива.

Вот как описывает эстетическое воспитание в школе М.П. Щетинина Ш.А. Амонашвили: ''Дети стремятся утверждать прекрасное во всем: и в том, как чистится картошка и подается на блюде, и в том, как укладывается кирпич за кирпичом, чтобы получился дворец, и в том, как разрисовываются стены помещения, чтобы каждому было уютно и хорошо, и в том, как танцевать и петь, что читать, как разговаривать с человеком. И в мыслях, и в деяниях все подчиняется законам красоты, одухотворенности. Об этом скажет вам каждый кирпич, на котором нарисована то ли бабочка, то ли лепесток, то ли облачко – что-то неповторимое, ибо кирпичи тоже как живые существа и стены как живые существа: на них весь духовный мир жителей этого гостеприимного дома'' [1; 7].

Физическое воспитание. Основными задачами физического воспитания являются: содействие укреплению здоровья и закаливанию, правильному физическому развитию и повышению работоспособности человека, а также совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных качеств, воспитание силы характера .

Главное средство, способствующее физической подготовке каждого, в центре М.П. Щетинина – это русский рукопашный бой, который пронизан особой философией и эстетикой. Философия заключается в следующем: ''важно не поразить нападающего, а своей внутренней силой помочь ему снять агрессию, озлобленность; если это не удается, то применять искусство рукопашного боя до той поры, пока нападающий не поймет, что нет хода его намерениям, то есть приостановить развитие его злости. Здесь учат тому, что владение приемами русского рукопашного боя нужно только для защиты слабых, для защиты Родины. Никто из школы Щетинина никогда не воспользуется своими высокими умениями рукопашного боя, чтобы мгновенно сбить с ног ради наживы, ради корыстных целей'' [1; 8].

Гражданское воспитание – это воспитание гражданского отношения к жизни, чувство гражданина своей страны, и в то же время гражданина мира, ответственного за судьбу своего народа и всей планеты; гражданской активности в выполнении законов, Конституции, своих семейных и профессиональных обязанностей, готовности защитить свое Отечество.

Ш.А. Амонашвили пишет по поводу гражданского воспитания в центре М.П. Щетинина: ''…щетининцы любят природу, они верят в родовую память и зов предков в речи, в духовной культуре, в традициях; историю воспринимают не как мертвое прошлое, а как источник обретения истины. В контексте духовности, историзма и родовой памяти зарождаются в сердцах молодых людей утонченное понимание патриотизма и любовь к Родине. Любовь к Родине не как какое-нибудь абстрактное понятие, которое, может быть, станет реальностью при особых обстоятельствах, а самая что ни на есть конкретика. Начиная с заботы о благоустройстве той части Родины, которая доверена им, и завершая накоплением духовных и физических сил для защиты ее ценностей и просторов. Что получают дети от такой нравственно-духовной основы жизни? Глаза каждого молодого человека светятся, на лице у каждого - внутреннее спокойствие и созидательная радость'' [1; 8].

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства или предприятия, в масштабах всей страны; бережливости, предприимчивости, деловитости и других деловых качеств; представления о государственной и частной собственности.

Экологическое воспитание – это воспитание заботливого и бережного отношения к природе и всему живому на Земле через понимание непреходящей ценности природы и проявление активности в ее защите от цивилизации, бережного использования природных богатств, понимание глобальных проблем угрозы жизни человека и всей планеты при нарушении экологического равновесия

Информация о работе Жизненный путь и творчество М.П. Щетинина