Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:50, статья
Аннотация: В статье освещается тема творчества, как положительного компонента одиночества, рассматривается само понятие творчества, творческого процесса в юношеском возрасте и как влияет состояния одиночества на творческий потенциал личности.
Ключевые слова: творчество, творческий процесс, творчество в юношеский период, одиночество, тревожность.
УДК
Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет
Аннотация: В статье освещается тема творчества, как положительного компонента одиночества, рассматривается само понятие творчества, творческого процесса в юношеском возрасте и как влияет состояния одиночества на творческий потенциал личности.
Ключевые слова: творчество, творческий процесс, творчество в юношеский период, одиночество, тревожность.
Одиночество как один из положительных факторов творческой личности
Творчество, творческая деятельность, творческие способности и их развитие, несомненно, относят к разряду вечных проблем человечества. На протяжении длительной истории развития научных знаний, эта проблема привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений. Так творчество - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально психологическом уровнях.
Так что же мы понимаем под творчеством, творческим процессом?
Еникеев М.И. пишет, что творчество – это деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей, имеющих социальную значимость. Определяется творческими возможностями личности — гибкость её интеллекта, развитым творческим воображением и интуицией, способность преодолевать шаблоны и стереотипы, высокой мотивации к поиску нового, личностной потребностью к самоактуализации [2, с.477].
Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды её испытал, не сможет без этого жить. Практически все исследователи подчеркивают в творческом акте его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменения сознания[1, с.591].
В творческом процессе выделяют следующие этапы [3, с.51]:
Этап подготовки, включает идентификацию проблемы, сбор информации по проблеме и начальные попытки её решения.
Этап инкубации, решение проблемы отложено, человек занимается другими делами, давая возможность бессознательным процессам перерабатывать полученную на первой стадии информацию;
Этап озарения (инсайт), в этом этапе есть что-то мистическое, ибо, кажется, что идея неожиданно возникла из ничего. Этот всплеск подсознания, к которому подготовлены немногие, а у большинства он может просто и не наступить;
Этап верификации, человек проверяет пригодность возникшего решения.
Наиболее сензитивным периодом для развития творчества считается юношеский возраст. Именно в этот возрастной период на основе «общей креативности» формируется «специализированная креативность» способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Юноша определяет для себя «идеальный образец творца», которому он стремиться подражать. Этот этап заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству[6, с.389].
Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, музыкальное произведение, рисунок, танец, сюда так же можно отнести инновации в юриспруденции, новое решение социальных проблем. Но так же творческим процессом могут быть и взаимоотношения между людьми. Творчество порождается всем нашим организмом, не только интеллектом. То есть творчество - это часть всего нашего существования, нашего тела, нашего разума, эмоция и духа.
Творческая личность, как и большинство людей, на протяжении всей жизни испытывает такое состояние как одиночество. Одиночество-это эмоционально-негативное состояние человека, находящегося в изоляции от других людей. Оно до определенной степени необходимо личности для роста и самостоятельности.
К. Мустакас оценивает одиночество положительно. И хотя этот ученый не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, он понимает его как продуктивное состояние человека, необходимое для творчества.
То есть одиночество выступает как необходимый компонент не только для осмысления жизни, но и для творчества человека[5].
Одиночество сопровождается повышением уровня тревожности, что в свою очередь по некоторым данным способствует повышению творческого потенциала человека. Имеются сведения о неоднозначной связи между состоянием тревоги и творческим процессом. В исследованиях было выявлено, что тревога может либо снижать, либо повышать качество выполнения действий в зависимости от своей силы и творческого потенциала человека. Так, в исследованиях Кембриджского университета было показано, что умеренная тревога оказывает конструктивное воздействие на творчество.
Эксперименты, проведенные Кауфманном и Восбургом с инсайтными задачами, показали, что отрицательные эмоции (такие как повышенная тревожность) сигнализируют индивиду о том, что он находится в проблемной ситуации и необходимо приложить усилия, чтобы вернуться к нейтральной ситуации. Поэтому мышление испытуемого становится более дивергентным и он более успешно решает творческие задачи. Напротив, положительные эмоции «сигнализируют» индивиду о том, что он находится в благополучном состоянии, поэтому он в меньшей степени чувствует необходимость прилагать когнитивные усилия. Кауфманн и Восбург напоминают также, что положительное эмоциональное состояние повышает гибкость мышления, поэтому при выполнении методик на творческое мышление типа инсайтных задач испытуемому приходят в голову ответы, не имеющие отношения к заданию [4, с.64].
Было обнаружено также, что более творческие люди решают интеллектуальные задачи в ситуации стресса лучше, чем менее творческие. Однако многие психологи считают, что лишь определенный уровень тревоги способствует выполнению действий, после его достижения тревога становится доминирующей, не поддающейся регуляции, а деятельность «разрушается».
И.С. Кон писал, что рефлексивная самокритика творческой личности и пониженное самоуважение невротической личности похожи друг на друга тем, что в обоих случаях присутствует стремление к совершенству и выбору настолько высокого образца, что по сравнению с ним наличные достижения и свойства «Я» кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт реального и идеального Я разрешается в деятельности. Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания». Из этого можно заключить, что различие невротика и творческой личности состоит в различном опредмечивании тревоги или беспокойства. Творческий человек опредмечивает свои переживания посредством создания некоего продукта, доступного для восприятия, невротик же теряет предметную соотнесенность с неким объектом. Тревога невротика опредмечивается в виде страхов, психологических защит и усилении «разъединяющих чувств» [3, с.131].
К. Роджерс и А. Маслоу считали, что механизм нарушения личности лежит в основе, как творчества так и личностного роста вообще. Данные Гирша также подтверждают взаимосвязь творческого процесса и тревожности.
В.Н. Дружинин считал, что «тревожность - побочный результат творчества, а вовсе не ее следствие». Эмоциональная дезадаптация или невроз являются чаще всего следствием насильственного подавления интеллектуальных и выразительных потребностей креатива, что может привести к бегству в воображение. Бегство в воображение может стереть границу между реальностью и фантазией.
С. Кьерского утверждает, что тревога – следствие свободы, результат столкновения человека с выбором разных возможностей, так как такие возможности включают в себя неизвестное и неопределенное. Чем больше «возможностей» у индивида, тем больше его способности к творчеству и тем более вероятно переживание страха и беспокойства [3].
Таким образом, область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Так же нельзя сказать однозначно, как одиночество влияет на проявление творческих способностей, положительно или негативно. Так как это зависит от отдельно взятой ситуации, и от творческого потенциала самого человека.
Литература:
1.Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов изд. СПб.: Питер.2005.- С. 591;
2.Енисеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект,2009.-С. 477.
3.Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности – СПб.: Питер,2009.-С.51,С.131.
4.Любарт Т., Муширу К., Торджман., Зенасни Ф. Психология креативности/ Пер. с фр. – М.: «Когито – Центр», 2009.-С.64.
5. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М., 1989.
6. Панферов В.Н., Микляева А.В., РумянциваП.В. Основы психологии человека.Учебное пособие. -СПб.: Речь 2009.С. 389.
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ
«ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Фамилия | Грузинова | Рогова |
Имя | Оксана | Евгения |
Отчество | Александровна | Евгеньевна |
Место работы (полное наименование организации, вуза) | Южный федеральный университет | Южный федеральный университет |
Должность |
|
|
Ученая степень |
| канд. психол. наук |
Ученое звание |
| доцент |
Почтовый адрес организации, вуза (с указанием индекса) |
|
|
Почтовый адрес (с указанием индекса) для отправки материалов |
|
|
Телефоны - раб., дом., моб. | 89515096360 |
|
Е-mаil | oksanagruzinova@mail.ru |
|
Наименование статьи | Одиночество как один из положительных факторов творческой личности
|
|
Научное направление конференции для статьи | Проектирование и формирование образовательной среды в контексте модернизации образования.
|
|
Участие | заочное |
|
Оплата |
|
|
Информация о работе Одиночество как один из положительных факторов творческой личности