Причина возникновения одиночества у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:21, реферат

Краткое описание

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Оглавление

Введение 3
I. Одиночество как субъективное внутреннее переживание. 5
II. Результаты исследования и их анализ. 9
Заключение 11
Словарь терминов 13
Литература 14

Файлы: 1 файл

Причина возникновения одиночества у подростков.rtf

— 200.29 Кб (Скачать)
Содержание

Введение                                                                                                                  3

I. Одиночество как субъективное внутреннее переживание.                        5

II.   Результаты исследования и их анализ.                                                         9

Заключение                                                                                                             11

Словарь терминов                                                                                                  13

Литература                                                                                                             14

 

      Введение.

     Одиночество губит, одиночество лечит,

     Одиночество давит на хрупкие плечи,

     Заставляет задуматься честно и прямо

     И себе самому отвечать без обмана. 

     Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

     Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

     Для одних одиночество - результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.

     На разных ступенях своего развития человеку приходится  постигать действительность, которую он осваивает снова и снова (иногда с учетом ранее освоенного, а иногда и заново). Важную роль при этом играет становление человека как субъекта своей активности. Обнаруживая и проявляя  субъектность (этот процесс начинает формироваться  в подростковом возрасте), человек научается самостоятельно и продуктивно решать различные жизненные задачи в привычных и нестандартных ситуациях. Формирование субъективности происходит в процессе успешного усвоения  возможностей регуляции своей  активности на осознаваемом и доступном  контролю уровне, а слагаемые саморегуляции  фиксируются в накапливаемом регуляторном опыте.

     Становление субъектности, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий и поведения,  отрефлексированность, подключение к привычной активизации инструментария, позволяющего заново осваивать жизненные ситуации, развитие самостоятельности занимает в подростковом возрасте ведущее место. По нашему мнению, именно возрастающие возможности осознания  регуляторного опыта обеспечивают развитие субъектного отношения к  разным сферам личностного  самоопределения подростка.

     В данном конкретном исследовании мы попытались проследить связь значимого для подростка переживания одиночества со  сформированными у него предпосылками самостоятельности. Мы считаем, что особенностями переживания одиночества по-разному  определяются перспективы развития подростка, и что эти особенности в свою  очередь сами зависят от степени осознания и обращенности к своим ресурсам и возможностям. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей  появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития. Но одиночество может переживаться и осознаваться как  непродуктивное негативное эмоциональное состояние, которое даже может завести подростка в тупик (суицид).

     Цель исследования: выявить основные причины возникновения чувства одиночества у подростков.

     Объект исследования:  учащиеся  в возрасте 15 - 17 лет.

     Предмет исследования:  причины возникновения  чувства одиночества  у подростков.

     Задачи исследования:

     Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;

     Подобрать диагностический инструментарий для  получения информации о причинах возникновения чувства  одиночества;.

     Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся;

     Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у подростка предпосылки субъектности.

     Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

     Гипотеза исследования

       Возникновение  чувств одиночества  связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта.

     Методы исследования.

     Для выявления основных причин возникновения чувства одиночества у подростков нами использовались следующие методики:

     Опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA).

     Методика «Склонность к одиночеству».

     Опросник «Умеешь ли ты общаться?».

     Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества», «Портрет одинокого подростка»)

     Выборка.   В исследовании приняли участие 28 подростков в возрасте  15-17 лет.

 

      I.    Одиночество как субъективное внутреннее переживание. 

     ОДИНОЧЕСТВО -  это переживание,  вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол  основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

     Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

     Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

     Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

     Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

     Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

     Потребность в общении со сверстниками, которых не могут  заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

     Согласно экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный мир личности ориентирован на реализацию следующих экзистенциальных возможностей:

     1. Уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я», его предельной многозначительности.

     2. Трагедия и культура личности, дающей ей множество ценностей и идей, которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования.

     3. Социальное окружение индивида, которое формирует поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает участие в группе и ролевые функции личности.

     4. Восприятие других людей, с которыми могут быть установлены отношения, могущие развернуться в двойную реальность человеческого «Мы».

     В соответствии с перечисленными возможными направлениями, присущими развитию и распространению вне личностного мира, измерения (размерности) одиночества также четырехчленны и могут быть обозначены как: космическое, культурное, социальное и межличностное

     В плане переживания одиночества становится все более нетерпимым, когда оно начинает затрагивать человека одновременно в нескольких измерениях. Все типы одиночества имеют одну общую характерную черту - они являются чувством, выражающим идею о самом себе. Каждый тип одиночества представляет собой форму самосознания, свидетельствующую о разрыве основной сети отношений и связей, образующий внутренний мир личности.

     Космическое измерение одиночества применяется, как правило, для обозначения трех форм самовосприятия:

          1) постижение себя как цельной реальности, соотносимой с природой и космосом;

         2) причастности к мистическим (таинственным) аспектам жизни, предельно близким к Богу или глубинам бытия;

     веры человека в уникальность своей судьбы или причастность к великим историческим целям

     Культурное измерение одиночества проявляется в разъединении с системой нормативных значений и ценностей, которая определяет существенные элементы в интерсубъективных  отношениях и стилях жизни. Примерами проявления одиночества в указанном измерении являются переживание иммигрантов, ощущения бессилия и безнадежности человека в современном мире (исследованные Э. Фроммом), состояние маргинальности, разрыв поколений и т. п. Указанный тип одиночества наиболее  характерен для обществ, в которых протекают бурные социальные изменения. Подобное одиночество частый гость мира ученых, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно ели они пытаются ввести ценности, забытые или отвергнутые широкой публикой.

     При исследовании социального  измерение одиночества понятие «социальное» в первую очередь применяется к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Особо острые формы такого одиночества могут быть обозначены такими понятиями социальной изоляции как изгнание, остракизм, неприятие и отставка. При этом подразумевается также более тонкие формы социальной изоляции: такие как лишение членства в группах.  В случаях космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Можно перечислить несколько общих факторов содействующих возникновению социального одиночества: увеличивающаяся раздробленность общества вместе с растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ, распад традиционных групп и короткое время жизни групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией, пренебрежительное третирование точки зрения отдельного индивида. Как отмечал Дж. Хомас: «Цивилизация, которая  ради прогресса и роста разрушает малые жизненные группы, сделает людей одинокими и несчастными».

Информация о работе Причина возникновения одиночества у подростков