Общение как камунникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

О Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследования является общение как социальное явление.
Предмет исследования – проблемы общения как коммуникация в социальной психологии.
Задачи исследования:

Оглавление

Введение 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ 4
1.1 Понятие коммуникации 4
1.2Теории и модели коммуникации 5
1.3Разновидности коммуникации 9
1.4 Функции общения 15
Глава 2. Анализ статей по проблеме общения как коммуникация в социальной психологии 18
2.1 Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития 18
2.2 Диагностика невербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра 20
Заключение 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

курсачь.docx

— 68.30 Кб (Скачать)

Высказывание без ориентации на собеседника носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а  в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.

Диалог предполагает свободное  владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние  ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

Культура поведения в любом  общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным  запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

В вербальном общении людей деловой  этикет предполагает применение различных  психологических приемов. Один из них - “формула поглаживания”. Это словесные  обороты типа: “Удачи вам!”, “Желаю успеха!”, “Ни пуха, ни пера!”, приносимые с любыми оттенками.

В речевом этикете деловых людей  большое значение имеют комплименты - приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности. Передача информации может иметь различную форму - это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.

Понятие невербальной коммуникации

Невербальные сообщения часто  отличаются от вербальных, а по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит в тот или иной момент консультации. В невербальной коммуникации важные намеки могут быть обнаружены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами. Психологи описывают экспрессивные уровни речи как особые вокальные (голосовые) явления, которые аккомпанируют речи. Эти феномены можно систематически проанализировать как качественные характеристики и шумы, не входящие в речь как таковую. Тем не менее, хотя они вносят определенный вклад в общий смысл сообщения, сами по себе они лишены референтного смысла. В число таких экспрессивных уровней входят шесть вокальных признаков, выделяемых в любой речевой коммуникации.

Интенсивность, или повышение и  понижение громкости голоса. Повышение  или понижение громкости может  затрагивать единственный слог, целое  предложение или большую часть  сообщения. Повышение громкости  обычно свидетельствует о тревоге  или раздражении; понижение громкости  может являться признаком недовольства или разочарования.

Общий уровень тона, или повышенный либо пониженный тон. Повышенный тон  обычно встречается в контексте  раздражения или тревоги; пониженный тон может обозначать различные  виды выделения (в том числе, недоверие). Расширенный регистр и сжатый регистр. Эти признаки означают, соответственно, расширение и сжатие обычного интервала между тонами произносимых фонем. Зажатость и открытость. Эти качества психологически связаны со степенью мускульного напряжения, в котором находится голосовой аппарат. Чем больше напряжение, тем явственнее эффект зажатости (“скрипучий” голос). Открытость, или свобода, проявляется в гулком, раскатистом голосе, производящем впечатление авторитетности. Растягивание и сокращение. Эти признаки относятся к индивидуальному темпу произнесения слогов. Ускоренный и замедленный темп речи. В отличие от растягивания и сокращения, эти признаки применяются для оценки более объемных фрагментов речи. Во многих контекстах ускоренный темп речи сигнализирует о раздражении или тревоге, а замедленный - о нерешительности.

Когда эти признаки встречаются  в необычно большом количестве или  в необычном контексте, опытный  слушатель, образно выражаясь, воспринимает их “третьим ухом”.

В другой набор вокальных феноменов, называемых вокальными разграничителями, входят смех, плач и прерывистость голоса. Смех и плач встречаются часто, и опознать их не представляет труда. Прерывистость характеризуется особыми мускульными явлениями в голосовом аппарате. Голосовые связки попеременно то жестко напрягаются, то расслабляются, и в результате голос “дрожит”. Это указывает на активную или глубокую эмоциональную вовлеченность говорящего.

Еще один значимый набор вокальных  феноменов - вокальные определители. Правда, до сих пор была описана  роль только одного феномена такого рода в коммуникативной системе. Это  прерывание слова твердым приступом  и паузой, обычно означающее, что  под влиянием внезапно осознанной контрастной  мысли или инсайта говорящий отказывается от всего или от части сказанного раннее (или хочет как-то изменить свое высказывание).

Прочие вокальные феномены, которые  обычно называют качеством голоса и  установкой голоса, по-видимому, выходят  за рамки коммуникативного обмена и  обозначают общее эмоциональное  состояние организма. Встревоженный  или враждебный голос - это варианты качества голоса; тонкий, детский, старческий или сдавленный голос - варианты установки  голоса. Эти феномены легко отличить друг от друга, однако они описаны  не столь систематично, как вокальные.

Паттерны употребления различных  элементов всех вокальных феноменов, как по отдельности, так и в  сочетаниях, определяются культурными  и личностными особенностями. Вариации можно изучать как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Значительная доля коммуникации происходит беззвучно. Мы передаем определенную информацию окружающим людям с помощью жестов, особенностей одежды и походки, прикосновений  при рукопожатии, взглядов, а также  с помощью состояния и фактуры  кожи, телосложения и множества других телесных характеристик.

 

По субъектам  коммуникации и типу отношений между  ними принято выделять следующие её виды:[9, c. 148—150]

  • межличностная коммуникация — вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений[28]
  • межгрупповая коммуникация — вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличнсотных связей и индивидуальных предпочтений[29]
  • публичная коммуникация — вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер.[10, c. . 5-9]
  • массовая коммуникация — процесс систематического распространения информации, носящий институциональных характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы.[10, c. 8]

1.4 Функции общения

В характеристике общения  важными являются его функции. Б. Ломов выделяет три группы таких  функций - информационно коммуникативную, регуляторно-коммуникативную и аффектно коммуникативную.

  • Информационно коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание разногласий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт. Второй уровень - передача информации и принятие решений. На этом уровне общение реализует целые информирования, учебы и др. Третий уровень связан со стремлением человека понять других. Общение здесь направлено на формирование оценок достигнутых результатов (согласование - несогласование, сравнение взглядов и тому подобное).
  • Регуляторно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия. Происходит процесс взаимного налаживания действий. Здесь оказываются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость людей, их сработанность, осуществляются взаимная стимуляция и коррекция поведения. Регуляційно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.
  • Аффектно коммуникативная функция Характеризует эмоциональную сферу человека. Общение влияет на эмоциональные состояния человека. В эмоциональной сфере оказывается отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

Одной из особенностей общения  есть формирование межличностных отношений.

Исходя из названных выше функций, Г. Андреєва выделяет три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (понимание человека человеком).

Коммуникативная сторона  общения тесно связана с обменом  информацией, однако не может быть исчерпывающе раскрыта с точки зрения информационной теории. Общение - это не только прием  и передача информации, но и отношения по крайней мере два лиц, где каждая является активным субъектом взаимодействия. Кроме обмена информацией, происходит ориентация на другое, то есть анализируются мотивы, цели, установки объекта информации (другого субъекта). В акте межличностной коммуникации важную роль играют значимость информации, стремления воспринять ее общее содержание.

Еще одна особенность коммуникативного процесса заключается в том, что  благодаря знаковой системе партнеры по общению влияют друг на друга. При  этом эффективность коммуникации зависит  от меры этого влияния, то есть идет речь об изменении типа отношений, которые  сложились между комуникаторами.

Такое влияние упускается виду при информационном подходе.

Коммуникативное влияние  происходит при условии принятия единственной системы значений всеми  участниками акта коммуникации. Лишь при этом условии возможно достижение партнерами взаимопонимания. Если нет  такого общего понимания, могут возникать  преграды в процессе общения, так  называемые коммуникативные барьеры. Последние появляются в результате действия психологических факторов - разных диспозиций, установок, ценностных ориентаций людей, их индивидуально психологических особенностей и тому подобное

Вывод: В первой главе рассмотрены понятия, теории и модели, а также разновидности коммуникации. Понятия коммуникации растолкованы  с разных точек зрения разных авторов таких как Яковлев, Бориснев, Андреванов и др..  В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет линейную, социально-психологическую, шумовую, циркулярную и текстовую модель коммуникацию. В коммуникациях, по средствам её осуществления выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять межличностную, публичную и массовую коммуникацию. В характеристике общения важными являются его функции. Б. Ломов выделяет три группы таких функций - информационно коммуникативную, регуляторно-коммуникативную и аффектно коммуникативную.

 

Глава 2. Анализ статей по проблеме общения как коммуникация   в социальной психологии

2.1 Значение невербального общения  в младенческом возрасте для  психического развития

В статье Папушека и Солоедова о значение невербального общения в младенческом возрасте раскрыто несколько вопросов:[11]

1. История изучения вопроса;

 2. Вклад младенца в общение;

3. Вклад родителей в  общение;

 4. Нарушения общения в раннем возрасте и их терапия.

Существует огромный интерес  к пониманию истоков общения  и речи, так как именно им приходится иметь дело со сложными, порой таинственными, трудно объяснимыми последствиями нарушений развития, произошедших в самом начале жизненного пути. Становления этой отрасли знаний делится на несколько этапов. Впервые определяющее значение раннего детского опыта для дальнейшего психического развития ребенка было постулировано в психоаналитической теории.  Основоположники детского психоанализа А. Фрейд, М. Кляйн, С. Исаакc первыми перешли от ретроспективного анализа в терапевтическом контексте к непосредственному наблюдению за детьми. Новым импульсом к изучению ранних детских переживаний стали наблюдения за младенцами, воспитывающимися в отсутствие матери. Первыми экспериментальными исследованими превербальной коммуникации можно считать изучение материнской депривации у животных. Было сделано интересное открытие: отсутствие матери оказывает различное влияние на разные виды обезьян; матери, отцы и другие родственники принимают неодинаковое участие в заботе о потомстве.

 В отличие от прежних представлений о младенце как пассивном участнике общения, который обладает лишь простейшими эмоциональными реакциями, в настоящее время укрепилось представление о том, что новорожденный, испытывая новые переживания, т.е. получая новый опыт, может обучаться и выражать собственные намерения.

Автор утверждает, что общение играет решающую роль при перепроверке ребенком социального соответствия своих действий. Человеческому общению свойственны все атрибуты, типичные для известных в природе приспособительных форм поведения: универсальность, развитие на ранней стадии онтогенеза, эволюция в соответствии с подкрепляющими тенденциями социального окружения. Человеческое общение - уникальное явление природы, обеспечивающее наиболее высокую степень адаптации человека к окружающей среде по сравнению с животными. Его предпосылки - высокий интеллект, способность к абстрактной символизации, модуляция голоса в быстро меняющейся последовательности - не являются уникальными природными данными, однако в такой полной комбинации, как у человека, не встречаются ни у одного животного.

Превербальные проявления младенцев - голосовые, мимические или жестовые - имеют гораздо большее значение, чем просто эмоциональный сигнал. Еще К. Бюлер подчеркивал, что такие сигналы наряду с выражением собственного состояния отражают еще и актуальную ситуацию общения и в качестве просьбы или требования направлены к партнеру.

Информация о работе Общение как камунникация