Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа
О Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследования является общение как социальное явление.
Предмет исследования – проблемы общения как коммуникация в социальной психологии.
Задачи исследования:
Введение 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ 4
1.1 Понятие коммуникации 4
1.2Теории и модели коммуникации 5
1.3Разновидности коммуникации 9
1.4 Функции общения 15
Глава 2. Анализ статей по проблеме общения как коммуникация в социальной психологии 18
2.1 Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития 18
2.2 Диагностика невербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра 20
Заключение 24
Список использованных источников 25
На ранних этапах развития
ребенка общение играет двоякую
роль. С одной стороны, оно есть
необходимое условие развития речи,
с другой - предлагает множество
возможностей для отработки и
автоматизации базальных
Что касается нарушения общения, то в статье утверждается, что развитие и протекание общения при воздействии большого количества неблагоприятных факторов задерживается. Особое значение имеет также наличие неблагоприятного опыта собственных детских переживаний родителей. В подобных случаях они могут быть настолько заняты разрешением своих проблем, что с трудом воспринимают или вообще игнорируют сигналы, исходящие от ребенка, пренебрегают его потребностями и избегают игрового контакта. Другая форма нарушения: взрослые, наоборот, чрезмерно предупредительны в своих проявлениях или слишком стимулируют ребенка, вплоть до того, что он перестает понимать родительские сигналы, переносит их с трудом и в конце концов отвергает вообще. Отказ от общения со стороны ребенка может возникнуть и в том случае, когда женщина не ощущает себя матерью и отвергает младенца.
В настоящее время существует
множество разнообразных, часто
перекликающихся между собой
терапевтических методов
Бардышевская М.К. и Ревуненкова Г. А. в своей статье утверждают, что диагностика невербальной коммуникации необходима в клинико-психологической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, особенно с детьми раннего возраста и детьми с тотальным и избирательным мутизмом. Актуальным является создание типологии нарушений невербальной коммуникации у таких детей, которая может дополнить широко используемую специалистами типологию развития детей с расстройствами аутистического спектра, основанную на показателях развития речи и качественных особенностях общения ребенка с взрослым (соотношения показателей активности–реактивности; активного и пассивного избегания; полнота вовлечения в различные виды деятельности; продуктивность общения и совместной деятельности).
Целью данной статьи было выделение
дифференциально-
Были проанализированы видеоматериалы 17 диагностических исследований детей в возрасте от 3 до 7 лет (12 мальчиков и 5 девочек). Диагнозы исследованных детей включали: ранний детский аутизм (6 мальчиков и 3 девочки), детский тип шизофрении (2 мальчика), шизоаффективный психоз (4 мальчика), умственную отсталость с расстройством личности в связи с эпилепсией (дифференциальный диагноз с шизофренией) (2 девочки).
Из всех возможных показателей
невербальной коммуникации в качестве
значимых были выделены следующие параметры:
глазной контакт (избегание, неустойчивость,
изолированное использование
Был проведен качественный анализ паттернов и динамики невербальной коммуникации у детей с разной степенью нарушений эмоциональной регуляции, в результате которого были выделены следующие ее типы:
Таким образом, невербальная коммуникация более чувствительна к пробным психотерапевтическим воздействиям, чем речь, и первой на них реагирует. Типология динамики невербальной коммуникации может быть использована для дифференциальной диагностики и прогноза психического развития детей с расстройствами аутистического спектра, что требует лонгитюдных исследований. Диагностика краткосрочной динамики невербальной коммуникации в условиях пробных психотерапевтических воздействий может использоваться как экспресс-диагностика эмоциональной регуляции ребенка.
Вывод: И первая, и вторая статья о значение и нарушении на ранних этапах жизни человека. В работе Папушека и Солоедова раскрывается младенческий возраст, также история изучения вопроса, вклад младенцев и родителей в общение и нарушения коммуникации. В статье утверждается, что есть две формы нарушения общения. Наличие неблагоприятного опыта собственных детских переживаний родителей их игнорирования общения с ребенком. И наоборот, чрезмерно предупредительны в своих проявлениях или слишком стимулируют ребенка, вплоть до того, что он перестает понимать родительские сигналы. Бардышевская М.К. и Ревуненкова Г. А. в своей статье рассматривают детей с нарушением аутистического спектра и затрагивают более широкие возрастные рамки.
В работе рассмотрены проблемы общения в социальной психологии.
Изучена разработанность
проблемы в психологической литературе
труды многих выдающихся психологов-классиков,
таких как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев,
А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н
Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др.
Проанализированы описание проблем общения
в теоретических источниках. В истории
развития теории коммуникации, С. В. Бориснев
выделяет линейную, социально-психологическую,
шумовую, циркулярную и текстовую модель
коммуникацию. Выявлины основные функции
общения Б. Ломов выделяет три группы
таких функций - информационно коммуникативную,
регуляторно-коммуникативную и аффектно
коммуникативную. В коммуникациях, по
средствам её осуществления выделяют
вербальную и невербальную коммуникацию.
По субъектам коммуникации и типу отношений
между ними принято выделять межличностную,
публичную и массовую коммуникацию. Проанализированы
стаи по проблеме из психологических
журналов.