Общение как камунникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

О Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследования является общение как социальное явление.
Предмет исследования – проблемы общения как коммуникация в социальной психологии.
Задачи исследования:

Оглавление

Введение 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ 4
1.1 Понятие коммуникации 4
1.2Теории и модели коммуникации 5
1.3Разновидности коммуникации 9
1.4 Функции общения 15
Глава 2. Анализ статей по проблеме общения как коммуникация в социальной психологии 18
2.1 Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития 18
2.2 Диагностика невербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра 20
Заключение 24
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

курсачь.docx

— 68.30 Кб (Скачать)

На ранних этапах развития ребенка общение играет двоякую  роль. С одной стороны, оно есть необходимое условие развития речи, с другой - предлагает множество  возможностей для отработки и  автоматизации базальных интегративных  процессов.

Что касается нарушения общения, то в статье утверждается, что развитие и протекание общения при воздействии большого количества неблагоприятных факторов задерживается. Особое значение имеет также наличие неблагоприятного опыта собственных детских переживаний родителей. В подобных случаях они могут быть настолько заняты разрешением своих проблем, что с трудом воспринимают или вообще игнорируют сигналы, исходящие от ребенка, пренебрегают его потребностями и избегают игрового контакта. Другая форма нарушения: взрослые, наоборот, чрезмерно предупредительны в своих проявлениях или слишком стимулируют ребенка, вплоть до того, что он перестает понимать родительские сигналы, переносит их с трудом и в конце концов отвергает вообще. Отказ от общения со стороны ребенка может возникнуть и в том случае, когда женщина не ощущает себя матерью и отвергает младенца.

В настоящее время существует множество разнообразных, часто  перекликающихся между собой  терапевтических методов коррекции  детско-родительских отношений на ранних этапах развития.

2.2 Диагностика невербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра

Бардышевская М.К. и Ревуненкова Г. А. в своей статье утверждают, что диагностика невербальной коммуникации необходима в клинико-психологической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, особенно с детьми раннего возраста и детьми с тотальным и избирательным мутизмом. Актуальным является создание типологии нарушений невербальной коммуникации у таких детей, которая может дополнить широко используемую специалистами типологию развития детей с расстройствами аутистического спектра, основанную на показателях развития речи и качественных особенностях общения ребенка с взрослым (соотношения показателей активности–реактивности; активного и пассивного избегания; полнота вовлечения в различные виды деятельности; продуктивность общения и совместной деятельности).

Целью данной статьи было выделение дифференциально-диагностических и прогностически значимых параметров невербальной коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра и построение пробной типологии расстройств невербальной коммуникации. В качестве основного использовался метод этологического наблюдения с дополнительными экспериментальными воздействиями с целью аффективного тонизирования ребенка (по типу функциональной пробы).

Были проанализированы видеоматериалы 17 диагностических исследований детей  в возрасте от 3 до 7 лет (12 мальчиков  и 5 девочек). Диагнозы исследованных  детей включали: ранний детский аутизм (6 мальчиков и 3 девочки), детский  тип шизофрении (2 мальчика), шизоаффективный психоз (4 мальчика), умственную отсталость с расстройством личности в связи с эпилепсией (дифференциальный диагноз с шизофренией) (2 девочки).

Из всех возможных показателей  невербальной коммуникации в качестве значимых были выделены следующие параметры: глазной контакт (избегание, неустойчивость, изолированное использование глазного контакта для аффективного воздействия  на взрослого и управления им, боковой  глазной контакт), тактильный контакт (избегание, ненасыщаемость, дозированный контакт, изолированное использование инструментального тактильного контакта для получения желаемого, регрессивные формы тактильного контакта – с обнюхиванием, «зарыванием» в теле взрослого); лицевая экспрессия (неясность выражения, асимметричность мимики, неустойчивость улыбки), жесты (вычурность, стереотипии, отвержение контакта, агрессивные), позы (вычурность, избегание, угроза, нарушения тонуса: чрезмерное напряжение, застывание либо «залипание» на руках у психолога, повторение контуров тела взрослого), вокализация (необычная интенсивность; регрессивные формы: гласные звуки, агуканье, лепет; вокализации, сходные с голосами животных), координация контактов разных модальностей, преобладание контактных или дистантных форм общения.

Был проведен качественный анализ паттернов и динамики невербальной коммуникации у детей с разной степенью нарушений эмоциональной  регуляции, в результате которого были выделены следующие ее типы:

  1. У детей с минимальной положительной динамикой за время обследования (3 мальчика и 1 девочка с диагнозом «ранний детский аутизм»).
  2. У детей с умеренными нарушениями эмоциональной регуляции (2 мальчика с диагнозом «детский тип шизофрении») отмечается умеренная положительная динамика невербальной коммуникации в ходе обследования.
  3. Стремительная положительная динамика во всех видах невербальной коммуни кации за короткий период обследования отмечается у детей с опытом сильной материнской депривации (2 девочки с диагнозом «ранний детский аутизм», 1 девочка с диагнозом «умственная отсталость легкой степени», расстройство личности в связи с эпилепсией (дифференциальный диагноз с шизофренией), 3 мальчика с диагнозом «ранний детский аутизм»).
  4. Наиболее спорную с точки зрения дифференциального диагноза и прогноза группу составляют дети с крайне неустойчивой эмоциональной регуляцией и отрицательной динамикой невербальной коммуникации в ходе обследования, но с относительно сохранной речью (4 мальчика и 1 девочка с умственной отсталостью и расстройством личности в связи с эпилепсией (дифференциальный диагноз с шизофренией)).

Таким образом, невербальная коммуникация более чувствительна  к пробным психотерапевтическим воздействиям, чем речь, и первой на них реагирует. Типология динамики невербальной коммуникации может быть использована для дифференциальной диагностики и прогноза психического развития детей с расстройствами аутистического спектра, что требует лонгитюдных исследований. Диагностика краткосрочной динамики невербальной коммуникации в условиях пробных психотерапевтических воздействий может использоваться как экспресс-диагностика эмоциональной регуляции ребенка.

Вывод: И первая, и вторая статья о значение и нарушении на ранних этапах жизни человека. В работе Папушека и Солоедова раскрывается младенческий возраст, также история изучения вопроса, вклад младенцев и родителей в общение и нарушения коммуникации. В статье утверждается, что есть две формы нарушения общения. Наличие неблагоприятного опыта собственных детских переживаний родителей их игнорирования общения с ребенком. И наоборот, чрезмерно предупредительны в своих проявлениях или слишком стимулируют ребенка, вплоть до того, что он перестает понимать родительские сигналы. Бардышевская М.К. и Ревуненкова Г. А. в своей статье рассматривают детей с нарушением аутистического спектра и затрагивают более широкие возрастные рамки.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе рассмотрены проблемы общения в социальной психологии.

Изучена разработанность  проблемы в психологической литературе труды многих выдающихся психологов-классиков, таких как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. 
Проанализированы описание проблем общения в теоретических источниках. В истории развития теории коммуникации, С. В. Бориснев выделяет линейную, социально-психологическую, шумовую, циркулярную и текстовую модель коммуникацию. Выявлины основные функции общения   Б. Ломов выделяет три группы таких функций - информационно коммуникативную, регуляторно-коммуникативную и аффектно коммуникативную. В коммуникациях, по средствам её осуществления выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять межличностную, публичную и массовую коммуникацию. Проанализированы стаи  по проблеме из психологических журналов.

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

  1.  Baxter, L.A. (2004). Relationships as dialogues. Personal Relationships, 11, 1-22.
  2. Sillars, A.L., & Vangelisti, A.L. (2006). Communication: Basic properties and their relevance to relationship research. In A. L. Vangelisti & D. Perlman (Eds.). The Cambridge Handbook of Personal Relationships (pp. 331—351). New York: Cambridge University Press.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
  4. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. 
  5. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  6. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. 1-е изд. — СПб.: Питер, 2011
  7. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
  8. М. Андреев Уроки, усвоенные из практического использования речевых технологий в аспекте борьбы против терроризма «Стратегия коммуникации».SPECOM 2011 14th International Conference «SPEECH and COMPUTER» 27-30 September, 2011. — Kazan, Russia, 2011.
  9. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. 
  10. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. — СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. 
  11. Журнал практической психологии и психоанализа. Год издания и номер журнала: 2001, №4 Статья- «Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития» 
    Автор : Папушек Х.  / Солоед К.В
  12. Журнал практической психологии и психоанализа. Год издания и номер журнала: 2001, №4 Статья – «Диагностика невербальной коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра» Автор : Бардышевская М.К./ 
    Ревуненкова Г. А.

 

 

 

 

 


Информация о работе Общение как камунникация