Этика и общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:40, реферат

Краткое описание

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Файлы: 1 файл

ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА.docx

— 36.60 Кб (Скачать)

ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА

 Взаимодействие  общения и этики многогранно.  Оно охватывает структурные, функциональные  и другие стороны этики как  науки о морали, а также общения  - как сложного процесса установления  и вития контактов между людьми.

 Этика с момента  своего возникновения находится  во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления  о должном поведении возникают  у человека благодаря совместной  жизни с другими людьми, "благодаря  общению мыслями и идеями, ибо  в этом значении употребляется  слово "общение"по отношению к людям...".

 Такие психологические  механизмы, как подражание, заражение,  внушение, убеждение, свойственные  процессу общения позволяют вносить  этические мысли и идеи в  сознание людей и передавать  их из поколения в поколение.  Этика же должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения рабовладельческого общества. Слово "этика" введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности.

 Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы  реальной жизни: как надо поступать,  что есть добро и зло, в  чем смысл жизни и др. Этика  стремилась ответить на эти  вопросы не в житейском понимании,  а в теоретической форме. 

 Этика - наука  о морали. Что такое мораль? Мораль - это нормы и правила, которые  предъявляются человеку и осуществление которых носит добровольный характер.

 Слово, "этика"  происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

 Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся  в поступках людей нормы поведения,  соответствующие требованиям определенного  общества. Они составляют традиционный  порядок поведения, характерный  для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и  обычаями принято понимать не  только указанные нормы поведения  людей, но также устойчивые, характерные  для данного народа формы или  особенности его быта и общения:  национальная кухня, жилище, приветствия  и одежда, праздники и многое  другое.

 Происхождение  многих нравов и обычаев восходит  к отдаленным временам, их связь  с историческими условиями развития  данного общества часто трудно  обнаружить. Они обладают очень  большой устойчивостью, за ними  стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие  обычаи и нравы становятся  неприемлемыми для новых условий.  Однако изживаются они очень  медленно именно потому, что за  ними сила традиций.

 В каждую эпоху  в обществе, в его различных  социальных группах существуют  различные нравы и обычаи, но  общество относит к области  нравственности лишь те нравы  и обычаи, в которых выражаются  его интересы, его требования  к поступкам и людей.

 Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах  интересы общества или определенной  социальной группы, их требования  к поведению людей, к их поступкам,  т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека.

 Итак, этика исследует  ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения  и развития, принципах и нормах  поведения; научно обосновывает  положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности,  нравственной культуре поведения  людей и многое другое.

 Повышение роли  общения в жизнедеятельности  связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной 

 Нравственная  культура - это не просто сумма  этических знаний и не только  совокупность моральных ценностей  и принципов. Это уровень нравственного  развития человека и общества Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в социально и гуманности отношений между людьми, сочетании личных групповых и общественных интересов.

 Нравственная  культура общества усваивается  личностью. Овладевая моральным  опытом общества, закрепленным в  этических взглядах и представлениях, в моральных принципах и нормах, человек обретает нравственную  культуру. Однако человек обретает  нравственную культуру не столько  в процессе академического усвоения  морального опыта общества, сколько  в реальных действиях и поступках,  отношениях между людьми отношениях  к обществу. Речь идет о мере  воплощения нравственности в  жизни людей, о нравственной  культуре как качестве, присущем  или не присущем каждой личности. Между нравственной культурой  и моральной ответственностью  существует определенная связь.  Уровень образования человека, социальный  статус, высокий профессионализм  вовсе не предполагают одновременно  и наличие определенной нравственной  культуры личности. А вот наличие  моральной ответственности характеризует  нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность  человека, тем выше зрелость нравственной  культуры.

 В обыденном  смысле под нравственной культурой  подразумевается уважительное, сочувственное,  доброжелательное, дружелюбное, заботливое  взаимоотношение между людьми. В  условиях экономического, политического,  духовного кризиса, в процессе  эмоционального взаимодействия  людей нередко возникают отношения  предвзятости, непринятия, отчуждения Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений - низкая нравственная культура общения.

 Нравственная  культура общения позволяет предотвращать  и разрешать конфликты, возникающие  в процессе общения. В конфликте,  т.е. в столкновении людей, придерживающихся  противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные  типы поведения. Многообразие  типов поведения особенно проявляется  в состоянии фрустрации,т.е. расстроенного психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека. Активная защитная реакция при таком психическом состоянии - гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность.Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта,

 • Социальная  психология называет ряд конкретных  путей разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение конфликта  в деловой разговор.

 Итак, повышение  нравственной культуры является  одним из важных факторов, нормализующих  общение между сторонами, находящимися  в конфликте. Положительные нравственные  чувства, моральная убежденность, моральная ответственность за  свое поведение позволяют находить  пути выхода из конфликтных  ситуаций.

 • Роль нравственной  культуры проявляется и в том,  что она способствует повышению  потребности в общении. Отдельной  личности или группе свойственны  разные уровни потребности в  общении. Далеко не у всех  членов той или иной общности  такая потребность получает должное  развитие. Человеку бывает трудно  определить свою позицию к  партнеру по общению, выступить  в роли собеседника, предпочитаемого  для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности'. Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой общения.

 • Реальный  процесс общения - это общение  реальных, живых людей, обладающих  индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями.  Уже в утилитарном общении  выявляется общность человеческих  переживаний, потребностей и интересов.  На этой основе возникают симпатии  и антипатии, дружеские и товарищеские  связи - словом, все, что можно  объединить термином "личностные  отношения". Общение не только  сопутствует трудовой, политической  и иной деятельности, но нередко  становится самоцелью и

 побуждается стремлением  к обмену мнениями, чувствами,  строением. У человека как общественного  существа развивав специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной среде. Потребность в общении - одна из сильнейших потребностей общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она сказывается всем его мироощущении. В то же время все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их взаимные ожидания.

 •Только в  общении происходит эмоциональное  и нравственное развитие личности, пробуждение глубоких духовных  интересов, эмоциональная разрядка. В процессе общения удовлетворяется  потребность человека в индивидуальном  самоутверждении, непосредственном  эмоциональном контакте. Нравственные  аспекты общения особенно сильно  проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение, в  каких формах оно ни выступало,  всегда существует как упорядоченная  коммуникативная связь. Эта упорядоченность  достигается с помощью правил  и норм, регулирующих общение  в зависимости от его целей  и средств. Например, общения руководителей  и подчиненных, продавцов и  покупателей, индивидуальные массовые  коммуникации (собрания, митинги, официальное  и неофициальное общения). Все  они различаются не только  содержанию, но и по форме, стилю,  символике, предусматриваемой соответствующими  нормами.

 В утилитарном  общении нормативности значительно  больше, чем в личностном общении,  хотя и оно не свободно от  определенной регламентации. Вступая в личностные отношения люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой - программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные контакты людей.

 Важно уяснить,  какова природа норм, регулирующих  человеческое общение. Вносятся  ли они в коммуникативный процесс  моралью или являются непосредственным  выражением самой технологии  общения? Ответить однозначно  на этот вопрос сложно. Нормы  общения могут регулировать характер  социально-ролевых отношений и  тогда они определяются содержанием  этих отношений и непосредственного  морального значения не имеют.  Но вместе с тем этот тип  общения, подобно другим, является  объектом моральной оценки и,  следовательно, объектом моральной  регуляции. Глубинные социально-экономические  факторы воздействуют на общение  через тип духовной культуры  и ее неотъемлемую форму - мораль.

 В современном  обществе можно наблюдать, как  отношения социального неравенства  воздвигают на пути процесса  общения ряд сложных нравственно-психологических  преград, ограничивающих круг  свободного общения, как правило,  социально-однородной средой. Они  подчиняют личностные отношения  собственнической психологии, утилитаризируют даже интимные человеческие отношения.

 •Общение выступает  стороной более широкого явления  - поведения людей, одна из сторон  которого - этикет, т.е. установленный  порядок поведения. Такой порядок  поведения устанавливается в  семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на  производстве, в церкви, дипломатической  деятельности и т.п. Этикет  формируется прежде всего в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.

 Этикет обладает  большим нравственным смыслом.  С его помощью можно выразить  признание значимости человека, с которым вступают в контакт,  уважение к нему. Если человек  является представителем государства  или определенной фирмы, то  этикетом выражается отношение  к его рангу и его государству,  его фирме и т.д. В этом  случае этикет заключает в  себе политический смысл. Этикет  обязывает признавать установленные  государством значимости, такие,  как ранг, титул, чин и т.  д. Военный этикет состоит в  поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности  беспрекословно выполнять приказы  старших по званию.

 Другими словами,  форм этикета множество, но  все они имеют одинаковую направленность - признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым  возникает контакт. Таким образом,  единство нравственной и сегреативной (разделяющей) функции этикета очевидно. Признавая значимость каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так же от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста. Следует помнить и о том, что в процессе исторического развития общества менялись смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости. 
 

Информация о работе Этика и общение