ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА
Взаимодействие
общения и этики многогранно.
Оно охватывает структурные, функциональные
и другие стороны этики как
науки о морали, а также общения
- как сложного процесса установления
и вития контактов между людьми.
Этика с момента
своего возникновения находится
во взаимодействии с общением.
Моральные чувства, представления
о должном поведении возникают
у человека благодаря совместной
жизни с другими людьми, "благодаря
общению мыслями и идеями, ибо
в этом значении употребляется
слово "общение"по отношению к
людям...".
Такие психологические
механизмы, как подражание, заражение,
внушение, убеждение, свойственные
процессу общения позволяют вносить
этические мысли и идеи в
сознание людей и передавать
их из поколения в поколение.
Этика же должна гумнизировать,
облагораживать общение между людьми.
Анализ взаимодействия этики и общения
предполагает прежде выяснение содержания
морали, изучаемой этикой как наукой. Этика
как наука возникла давно, в период зарождения
рабовладельческого общества. Слово "этика"
введено древнегреческим философом Аристотелем
как название науки о нравственности.
Эта наука возникла,
чтобы ответить на вопросы
реальной жизни: как надо поступать,
что есть добро и зло, в
чем смысл жизни и др. Этика
стремилась ответить на эти
вопросы не в житейском понимании,
а в теоретической форме.
Этика - наука
о морали. Что такое мораль? Мораль
- это нормы и правила, которые
предъявляются человеку и осуществление
которых носит добровольный характер.
Слово, "этика"
происходит от греческого "еthos",
слово "мораль" - от латинского "mos".
Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы
и обычаи наших предков составляли их
мораль, общепринятые нормы поведения.
Так как те или иные нормы поведения приобретают
устойчивый характер, они образуют нравы
и обычаи, а также моральные традиции и
привычки.
Нравы и обычаи
- это устойчиво проявляющиеся
в поступках людей нормы поведения,
соответствующие требованиям определенного
общества. Они составляют традиционный
порядок поведения, характерный
для массы людей данного общества,
данного класса. Под нравами и
обычаями принято понимать не
только указанные нормы поведения
людей, но также устойчивые, характерные
для данного народа формы или
особенности его быта и общения:
национальная кухня, жилище, приветствия
и одежда, праздники и многое
другое.
Происхождение
многих нравов и обычаев восходит
к отдаленным временам, их связь
с историческими условиями развития
данного общества часто трудно
обнаружить. Они обладают очень
большой устойчивостью, за ними
стоит могущественная сила традиций.
Пережив свое время, многие
обычаи и нравы становятся
неприемлемыми для новых условий.
Однако изживаются они очень
медленно именно потому, что за
ними сила традиций.
В каждую эпоху
в обществе, в его различных
социальных группах существуют
различные нравы и обычаи, но
общество относит к области
нравственности лишь те нравы
и обычаи, в которых выражаются
его интересы, его требования
к поступкам и людей.
Мораль, или нравственность,
всегда выражает в своих нормах
интересы общества или определенной
социальной группы, их требования
к поведению людей, к их поступкам,
т.е. формирует нормы поведения. При
этом речь идет не только о поведении человека
в рамках частной жизни (в семье, узком
кругу людей), а о нормах поведения человека
по отношению к другим людям и обществу.
Особый характер отношений человека к
обществу и другим людям, существующий
в определенных исторических условиях,
накладывает свой отпечаток на всю частную
жизнь человека.
Итак, этика исследует
ряд вопросов: о сущности морали,
закономерности ее изменения
и развития, принципах и нормах
поведения; научно обосновывает
положения о моральных отношениях,
моральном сознании, моральной ответственности,
нравственной культуре поведения
людей и многое другое.
Повышение роли
общения в жизнедеятельности
связано с ростом его культуры,
в том числе и нравственной
Нравственная
культура - это не просто сумма
этических знаний и не только
совокупность моральных ценностей
и принципов. Это уровень нравственного
развития человека и общества
Охарактеризовать нравственную культуру
можно как системное свойство общества,
группы личности, выражающее меру усвоения
ими нравственных норм ценностей. Это
определенное нравственное состояние
личности и общества. Качество нравственной
жизни проявляется главным образом в социально
и гуманности отношений между людьми,
сочетании личных групповых и общественных
интересов.
Нравственная
культура общества усваивается
личностью. Овладевая моральным
опытом общества, закрепленным в
этических взглядах и представлениях,
в моральных принципах и нормах,
человек обретает нравственную
культуру. Однако человек обретает
нравственную культуру не столько
в процессе академического усвоения
морального опыта общества, сколько
в реальных действиях и поступках,
отношениях между людьми отношениях
к обществу. Речь идет о мере
воплощения нравственности в
жизни людей, о нравственной
культуре как качестве, присущем
или не присущем каждой личности.
Между нравственной культурой
и моральной ответственностью
существует определенная связь.
Уровень образования человека, социальный
статус, высокий профессионализм
вовсе не предполагают одновременно
и наличие определенной нравственной
культуры личности. А вот наличие
моральной ответственности характеризует
нравственную культуру личности.
Чем выше моральная ответственность
человека, тем выше зрелость нравственной
культуры.
В обыденном
смысле под нравственной культурой
подразумевается уважительное, сочувственное,
доброжелательное, дружелюбное, заботливое
взаимоотношение между людьми. В
условиях экономического, политического,
духовного кризиса, в процессе
эмоционального взаимодействия
людей нередко возникают отношения
предвзятости, непринятия, отчуждения
Одна из наиболее распространенных причин
подобных отношений - низкая нравственная
культура общения.
Нравственная
культура общения позволяет предотвращать
и разрешать конфликты, возникающие
в процессе общения. В конфликте,
т.е. в столкновении людей, придерживающихся
противоположных взглядов, мнений,
стремлений, проявляются различные
типы поведения. Многообразие
типов поведения особенно проявляется
в состоянии фрустрации,т.е. расстроенного
психического состояния, вызванного реальной
или воображаемой помехой, препятствующей
достижению цели. При фрустрации меняется
прежняя линия поведения человека. Активная
защитная реакция при таком психическом
состоянии - гнев, агрессивность, импульсивная
беспорядочная активность и др. Пассивной
же формой психологической защиты является
неспособность ответить на грубость и
агрессивность.Ни активная, ни пассивная
формы защитной реакции не могут привести
к разрешению конфликта,
• Социальная
психология называет ряд конкретных
путей разрешения конфликтов: подавление,
отсрочка, превращение конфликта
в деловой разговор.
Итак, повышение
нравственной культуры является
одним из важных факторов, нормализующих
общение между сторонами, находящимися
в конфликте. Положительные нравственные
чувства, моральная убежденность,
моральная ответственность за
свое поведение позволяют находить
пути выхода из конфликтных
ситуаций.
• Роль нравственной
культуры проявляется и в том,
что она способствует повышению
потребности в общении. Отдельной
личности или группе свойственны
разные уровни потребности в
общении. Далеко не у всех
членов той или иной общности
такая потребность получает должное
развитие. Человеку бывает трудно
определить свою позицию к
партнеру по общению, выступить
в роли собеседника, предпочитаемого
для общающихся. Не все обладают способностью
умело использовать в процессе общения
качества своей личности'. Культура общения
непременно предполагает и высокую потребность
в общении, и овладение техникой общения.
• Реальный
процесс общения - это общение
реальных, живых людей, обладающих
индивидуальными личностными качествами,
эмоциями, склонностями и желаниями.
Уже в утилитарном общении
выявляется общность человеческих
переживаний, потребностей и интересов.
На этой основе возникают симпатии
и антипатии, дружеские и товарищеские
связи - словом, все, что можно
объединить термином "личностные
отношения". Общение не только
сопутствует трудовой, политической
и иной деятельности, но нередко
становится самоцелью и
побуждается стремлением
к обмену мнениями, чувствами,
строением. У человека как общественного
существа развивав специфически присущая
только ему нравственная потребность
в общении, сопереживании, привычной социальной
среде. Потребность в общении - одна из
сильнейших потребностей общественного
человека. Важнейшей потребностью человека
является другой человек. Человек неизмеримо
много теряет, если он не может соизмерять
себя с другим человеком, обмениваться
с ним мыслями, ориентироваться на него.
Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество
для многих равносильно смерти. Чем выше
личностная культура человека, тем сильнее
проявляется у него потребность в общении.
Она сказывается всем его мироощущении.
В то же время все более требовательными
оказываются претензии людей друг к другу,
сложнее становится удовлетворять их
взаимные ожидания.
•Только в
общении происходит эмоциональное
и нравственное развитие личности,
пробуждение глубоких духовных
интересов, эмоциональная разрядка.
В процессе общения удовлетворяется
потребность человека в индивидуальном
самоутверждении, непосредственном
эмоциональном контакте. Нравственные
аспекты общения особенно сильно
проявляются в таком его свойстве,
как нормативность. Общение, в
каких формах оно ни выступало,
всегда существует как упорядоченная
коммуникативная связь. Эта упорядоченность
достигается с помощью правил
и норм, регулирующих общение
в зависимости от его целей
и средств. Например, общения руководителей
и подчиненных, продавцов и
покупателей, индивидуальные массовые
коммуникации (собрания, митинги, официальное
и неофициальное общения). Все
они различаются не только
содержанию, но и по форме, стилю,
символике, предусматриваемой соответствующими
нормами.
В утилитарном
общении нормативности значительно
больше, чем в личностном общении,
хотя и оно не свободно от
определенной регламентации. Вступая
в личностные отношения люди вынуждены
считаться с принятыми в той или иной с
условностями, правилами этикета, обычаями
и традициями. Нормативность, с одной стороны,
накладывает определенные ограничения
на общение, а с другой - программирует
своеобразный тип и форму взаимоотношений
вступающих во взаимные контакты людей.
Важно уяснить,
какова природа норм, регулирующих
человеческое общение. Вносятся
ли они в коммуникативный процесс
моралью или являются непосредственным
выражением самой технологии
общения? Ответить однозначно
на этот вопрос сложно. Нормы
общения могут регулировать характер
социально-ролевых отношений и
тогда они определяются содержанием
этих отношений и непосредственного
морального значения не имеют.
Но вместе с тем этот тип
общения, подобно другим, является
объектом моральной оценки и,
следовательно, объектом моральной
регуляции. Глубинные социально-экономические
факторы воздействуют на общение
через тип духовной культуры
и ее неотъемлемую форму - мораль.
В современном
обществе можно наблюдать, как
отношения социального неравенства
воздвигают на пути процесса
общения ряд сложных нравственно-психологических
преград, ограничивающих круг
свободного общения, как правило,
социально-однородной средой. Они
подчиняют личностные отношения
собственнической психологии, утилитаризируют
даже интимные человеческие отношения.
•Общение выступает
стороной более широкого явления
- поведения людей, одна из сторон
которого - этикет, т.е. установленный
порядок поведения. Такой порядок
поведения устанавливается в
семье, в общественных местах:
институте, школе, учреждении, на
производстве, в церкви, дипломатической
деятельности и т.п. Этикет
формируется прежде всего в соответствии
с нравами, обычаями. Его становление зависит
от всей системы регулирования отношений
между людьми, включающей нормы права,
моральные нормы, традиции, общественное
мнение.
Этикет обладает
большим нравственным смыслом.
С его помощью можно выразить
признание значимости человека,
с которым вступают в контакт,
уважение к нему. Если человек
является представителем государства
или определенной фирмы, то
этикетом выражается отношение
к его рангу и его государству,
его фирме и т.д. В этом
случае этикет заключает в
себе политический смысл. Этикет
обязывает признавать установленные
государством значимости, такие,
как ранг, титул, чин и т.
д. Военный этикет состоит в
поддержании дисциплины, организованности,
порядка, выражении готовности
беспрекословно выполнять приказы
старших по званию.
Другими словами,
форм этикета множество, но
все они имеют одинаковую направленность
- признание и поддержание значимости,
уважения человека, с которым
возникает контакт. Таким образом,
единство нравственной и сегреативной
(разделяющей) функции этикета очевидно.
Признавая значимость каждого человека,
мы признаем и различия этой значимости,
зависящие как от личных качеств человека,
так и от возложенных на него обязанностей,
а так же от его званий титулов, социального
статуса, даже от пола и возраста. Следует
помнить и о том, что в процессе исторического
развития общества менялись смысл и значение
этикета. Содержанием этикета выступает
признание значимости человека или проявление
уважения к нему, выраженное в форме вежливости,
учтивости.