Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:46, контрольная работа
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
                              
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Важнейшими категориями этики являются : "добро", "зло", "справедливость", "благо", "ответственность", "долг", "совесть" и т.д.
Нормы 
морали получают свое идейное выражение 
в общих представлениях, заповедях, 
принципах о том, как должно себя 
вести. Мораль всегда предполагает наличие 
определенного нравственного 
В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, - ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.
Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.
Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от "недоразвитых в нравственном смысле существ" и от "сверхчеловека". Поэтому "тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством" 2.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта -- оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли.
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
В работе 
педагогов встречаются 
У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге прежде всего: доброту, уважение, человечность, отзывчивость, а потом уже его научные знания и способность к объяснению нового материала. Так же для детей важно такое качество, как умение владеть собою, что является важным условием в проявлении любви к детям. Если воспитатель не любит детей, то он не может вызвать ответную любовь и доверие у своих воспитанников.
Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение) называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия, умение в любом случае использовать самые оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя некоторую грань. В педагогическом такте ценностное отношение к воспитанникам и нравственные качества, среди которых доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ребенка и своего собственного объединяются с терпением и выдержкой, умением контролировать свое эмоциональное состояние и принимать обдуманные решения.
Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему.
Учитель 
может быть возмущенным, даже гневаться, 
но это должно выражаться способами, 
адекватными требованиям 
Обычно педагогический такт нужен воспитателю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка дает возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Ведь еще Гете говорил, что юмор – это мудрость души. Ш.А. Амо-нашвили также считает, что «улыбка – есть особая мудрость». Иногда хватает улыбки , чтобы изменить ситуацию, снять появившееся напряжение. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего». Но это должна быть улыбка, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.
                              
Первые элементы педагогической этики 
появились вместе с возникновением педагогической 
деятельности как особой общественной 
функции. Потребность общества передавать 
свой опыт и знания подрастающим поколениям 
вызвала к жизни систему школьного образования 
и породила особый вид общественно необходимой 
деятельности – профессиональную педагогическую 
деятельность. 
Педагогическая этика рассматривает сущность 
основных категорий педагогической морали 
и моральных ценностей. Моральными ценностями 
можно назвать систему представлений 
о добре и зле, справедливости и чести, 
которые выступают своеобразной оценкой 
характера жизненных явлений, нравственных 
достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической 
деятельности применимы все основные 
моральные понятия, однако отдельные понятия 
отражают такие черты педагогических 
воззрений, деятельности и отношений, 
которые выделяют педагогическую этику 
в относительно самостоятельную составную 
часть профессиональной этики.  
Кодекс педагогической этики определяет 
совокупность нравственных требований, 
вытекающих из принципов и норм педагогической 
морали, и регулирует его поведение и систему 
отношений в процессе педагогической 
деятельности. Одной из его основ является 
установление основных требований (правил), 
которые определяют отношение педагога 
к самому себе, педагогическому труду, 
ученическому и педагогическому коллективам 
и т.д. 
Педагогическая мораль признает такие 
нормы взаимоотношений между воспитателями 
и воспитуемыми, которые способствуют 
развитию творческой личности, формированию 
человека, обладающего чувством собственного 
достоинства. Важнейшее условие положительного 
взаимодействия педагога и воспитуемых 
– сочетание разумной требовательности 
и доверия к ним. В системе нравственных 
отношений в педагогической среде очень 
важную роль также играет взаимодействие 
педагога с ученическим коллективом, которые 
должны строиться на основе взаимопонимания 
и взаимоуважения, уважения педагогом 
положительных традиций коллектива и 
чувства собственного достоинства каждого 
воспитанника. Конечно, успех воспитания 
зависит и от влияния той ближайшей микросреды, 
в которой живут и воспитываются дети. 
Педагогическая справедливость характеризует 
соответствие между достоинствами людей 
и их общественным признанием, правами 
и обязанностями. Она имеет специфические 
черты, представляя собой своеобразное 
мерило объективности педагога, уровня 
его нравственной воспитанности (доброты, 
принципиальности, человечности), проявляющейся 
в его оценках поступков учащихся, их отношения 
к учебе, общественно полезной деятельности 
и т.д. 
Справедливость это также нравственное 
качество педагога и оценка мер его взаимодействия 
с учащимися, соответствующая их реальным 
заслугам перед коллективом. Специфика 
же педагогической справедливости заключается 
в том, что оценка действия и ответная 
реакция на нее находятся у педагога и 
учащихся на разных уровнях нравственной 
зрелости, в связи с чем определение меры 
объективности в большей степени зависит 
от педагога. К тому же общей моральной 
оценке подвергается взаимодействие сторон 
с неравной самозащитой, вследствие чего 
педагогически продуманное действие педагога 
может и не осознаваться учениками. 
Педагогический долг – одна из важнейших 
категорий педагогической этики. В ней 
концентрируются представления о совокупности 
требований и моральных предписаний, предъявляемых 
обществом к личности педагога, к выполнению 
им своих профессиональных обязанностей. 
Они предусматривают осуществление определенных 
(преимущественно интеллектуальных) трудовых 
функций, правильное построение взаимоотношений 
с учащимися, их родителями, коллегами 
по работе, глубокое осознание своего 
отношения к выбранной профессии, ученическому 
и педагогическому коллективу и обществу 
в целом. Основой профессионального педагогического 
долга являются объективные и актуальные 
потребности общества в обучении и воспитании 
подрастающих поколений. В нем также предусмотрена 
необходимость творческого отношения 
к своему труду, особая требовательность 
к себе, стремление к пополнению профессиональных 
знаний и повышению педагогического мастерства, 
необходимость уважительного и требовательного 
отношения к учащимся и их родителям, умение 
разрешать сложные конфликты профессиональной 
деятельности.
 
Объективная необходимость существования 
определенных этических норм профессиональной 
деятельности обусловлена тем, что они 
выступают в неразрывном единстве с правовой 
стороной профессиональной деятельности 
менеджера (специалиста) и требуют их неукоснительного 
исполнения. К тому же профессиональная 
деятельность выпускников образовательных 
учреждений относится к тем видам человеческого 
труда, где объектом и предметом является 
конкретный человек, его профессиональное 
обучение и воспитание, личностное развитие. 
В этом заключается высший этическо-педагогический 
долг руководителя. 
Особая общественно-государственная роль 
профессионального труда определяет специфические 
цели и задачи, нравственные потребности 
и мотивы деятельности, формы ее организации 
и стимулирования, особые, более строгие 
профессионально-этические критерии ее 
оценки и регуляции. В связи с этим важнейшими 
мотивами педагогического труда выступают 
такие этические категории, как глубоко 
осознанный педагогический долг, высокая 
личная ответственность руководителя 
за профессиональную подготовку подчиненных 
и др. 
Профессионально - этическим долгом руководителя  
является решение вопросов не только профессионального 
воспитания, но и перевоспитания отдельных 
сотрудников, формирования у них новых, 
положительных привычек корпоративного 
поведения. К тому же, исходя из гуманистически 
ориентированных позиций современной 
отечественной педагогики, объект профессиональной 
деятельности руководителя одновременно 
является и субъектом этой деятельности. 
Следовательно, успех профессиональной 
деятельности руководителя зависит не 
только от его отношения к подчиненным, 
но и от отношения подчиненных к нему. 
Профессионально-этические проблемы управленческой 
деятельности руководителя находят свое 
отражение и конкретное проявление в применении 
методов, средств и приемов педагогического 
взаимодействия, то есть в использовании 
многообразных «орудий педагогического 
труда». В качестве основных из них в специальной 
литературе рассматриваются: 
·           грамотное, страстное, убедительное, 
высоконравственное слово, ясность, четкость 
и культура речи; 
·           различные приемы и элементы педагогической 
техники; 
·           разнообразные профессиональные, психолого-педагогические, 
этические и иные знания, которые он передает 
подчиненным; 
          сформированные навыки, умения, привычки 
управленческой деятельности и личного 
поведения; 
·           личностные качества руководителя, в 
первую очередь нравственный облик, общая 
и профессиональная подготовленность, 
этическая воспитанность. 
Различные этические аспекты профессиональной 
деятельности руководителя обусловливаются 
спецификой результатов его учебно-воспитательного 
труда, нравственно-педагогическими трудностями, 
которые содержатся в оценке и учете результатов 
этой деятельности. Известно, что оценка 
труда руководителя любого уровня состоит 
из двух основных слагаемых: оценки уровня 
профессиональной подготовленности сотрудников 
и соответствия их личностных характеристик 
требованиям профессиональной деятельности. 
Профессионально-этические аспекты заключены 
и выражены в умении правильно соотнести 
эти слагаемые, объективно оценить труд 
той и другой стороны с учетом мотивов, 
качества проводимой учебно-воспитательной 
работы, реально затраченных сил и конкретных 
конечных результатов. В то же время следует 
отметить, что в данной области педагогических 
явлений нередко наблюдаются нарушения 
профессионально-этических норм, особенно 
когда дело связано с необъективностью 
и предвзятостью в оценке труда менеджера 
или специалиста вышестоящими руководителями. 
Причины этических противоречий между 
руководителем и сотрудниками, способные 
помешать установлению педагогически 
целесообразных контактов, содержат факторы, 
которые часто могут быть смягчены. В этом 
случае педагогическая мораль предусматривает 
выявление таких требований к личности 
руководителя, которые являются наиболее 
целесообразными при установлении им 
контактов с сотрудниками. Среди них выделяются: 
·     Сознание и нравственная ответственность 
перед сотрудниками за результаты их профессионального 
обучения и воспитания. Это связано с тем, 
что именно от его профессионализма и 
педагогического такта зависит эффективность 
функционирования организации (фирмы), 
характер и направленность межличностного 
взаимодействия, а также морально-психологический 
климат в подразделении (коллективе) сотрудников. 
·     Недопущение оскорбления личностных 
чувств сотрудников необоснованной оценкой 
их способностей, объема и качества профессиональной 
деятельности. В связи с этим следует учитывать, 
что всякая небрежность и предвзятость 
в суждениях ими очень остро переживается. 
Руководитель обязан давать сотрудникам 
только объективную характеристику. 
·     Повышение авторитета своих подчиненных 
в глазах других сотрудников. Причем педагогическая 
целесообразность этого велика – руководитель 
приобщает их к важной стороне нравственности, 
заставляет задуматься, с какими интересными 
и уважаемыми людьми они работают. 
·     Тактичное предъявление необходимых 
требований к сотрудникам с целью улучшения 
качества их профессиональной деятельности, 
но без перекладывания на них своих обязанностей. 
Это означает, что сотрудники могут в чем-то 
ошибаться, следовать устаревшим воззрениям 
– и менеджер (специалист) из соображений 
сотрудничества должен помочь им развивать 
те профессиональные качества, которые 
им необходимы. 
 
Список литературы: