Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:46, контрольная работа
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Важнейшими категориями этики являются : "добро", "зло", "справедливость", "благо", "ответственность", "долг", "совесть" и т.д.
Нормы
морали получают свое идейное выражение
в общих представлениях, заповедях,
принципах о том, как должно себя
вести. Мораль всегда предполагает наличие
определенного нравственного
В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, - ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.
Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.
Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от "недоразвитых в нравственном смысле существ" и от "сверхчеловека". Поэтому "тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством" 2.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта -- оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений - это прежде всего получение максимальной прибыли.
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
В работе
педагогов встречаются
У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге прежде всего: доброту, уважение, человечность, отзывчивость, а потом уже его научные знания и способность к объяснению нового материала. Так же для детей важно такое качество, как умение владеть собою, что является важным условием в проявлении любви к детям. Если воспитатель не любит детей, то он не может вызвать ответную любовь и доверие у своих воспитанников.
Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение) называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия, умение в любом случае использовать самые оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя некоторую грань. В педагогическом такте ценностное отношение к воспитанникам и нравственные качества, среди которых доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ребенка и своего собственного объединяются с терпением и выдержкой, умением контролировать свое эмоциональное состояние и принимать обдуманные решения.
Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему.
Учитель
может быть возмущенным, даже гневаться,
но это должно выражаться способами,
адекватными требованиям
Обычно педагогический такт нужен воспитателю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка дает возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Ведь еще Гете говорил, что юмор – это мудрость души. Ш.А. Амо-нашвили также считает, что «улыбка – есть особая мудрость». Иногда хватает улыбки , чтобы изменить ситуацию, снять появившееся напряжение. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего». Но это должна быть улыбка, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.
Первые элементы педагогической этики
появились вместе с возникновением педагогической
деятельности как особой общественной
функции. Потребность общества передавать
свой опыт и знания подрастающим поколениям
вызвала к жизни систему школьного образования
и породила особый вид общественно необходимой
деятельности – профессиональную педагогическую
деятельность.
Педагогическая этика рассматривает сущность
основных категорий педагогической морали
и моральных ценностей. Моральными ценностями
можно назвать систему представлений
о добре и зле, справедливости и чести,
которые выступают своеобразной оценкой
характера жизненных явлений, нравственных
достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической
деятельности применимы все основные
моральные понятия, однако отдельные понятия
отражают такие черты педагогических
воззрений, деятельности и отношений,
которые выделяют педагогическую этику
в относительно самостоятельную составную
часть профессиональной этики.
Кодекс педагогической этики определяет
совокупность нравственных требований,
вытекающих из принципов и норм педагогической
морали, и регулирует его поведение и систему
отношений в процессе педагогической
деятельности. Одной из его основ является
установление основных требований (правил),
которые определяют отношение педагога
к самому себе, педагогическому труду,
ученическому и педагогическому коллективам
и т.д.
Педагогическая мораль признает такие
нормы взаимоотношений между воспитателями
и воспитуемыми, которые способствуют
развитию творческой личности, формированию
человека, обладающего чувством собственного
достоинства. Важнейшее условие положительного
взаимодействия педагога и воспитуемых
– сочетание разумной требовательности
и доверия к ним. В системе нравственных
отношений в педагогической среде очень
важную роль также играет взаимодействие
педагога с ученическим коллективом, которые
должны строиться на основе взаимопонимания
и взаимоуважения, уважения педагогом
положительных традиций коллектива и
чувства собственного достоинства каждого
воспитанника. Конечно, успех воспитания
зависит и от влияния той ближайшей микросреды,
в которой живут и воспитываются дети.
Педагогическая справедливость характеризует
соответствие между достоинствами людей
и их общественным признанием, правами
и обязанностями. Она имеет специфические
черты, представляя собой своеобразное
мерило объективности педагога, уровня
его нравственной воспитанности (доброты,
принципиальности, человечности), проявляющейся
в его оценках поступков учащихся, их отношения
к учебе, общественно полезной деятельности
и т.д.
Справедливость это также нравственное
качество педагога и оценка мер его взаимодействия
с учащимися, соответствующая их реальным
заслугам перед коллективом. Специфика
же педагогической справедливости заключается
в том, что оценка действия и ответная
реакция на нее находятся у педагога и
учащихся на разных уровнях нравственной
зрелости, в связи с чем определение меры
объективности в большей степени зависит
от педагога. К тому же общей моральной
оценке подвергается взаимодействие сторон
с неравной самозащитой, вследствие чего
педагогически продуманное действие педагога
может и не осознаваться учениками.
Педагогический долг – одна из важнейших
категорий педагогической этики. В ней
концентрируются представления о совокупности
требований и моральных предписаний, предъявляемых
обществом к личности педагога, к выполнению
им своих профессиональных обязанностей.
Они предусматривают осуществление определенных
(преимущественно интеллектуальных) трудовых
функций, правильное построение взаимоотношений
с учащимися, их родителями, коллегами
по работе, глубокое осознание своего
отношения к выбранной профессии, ученическому
и педагогическому коллективу и обществу
в целом. Основой профессионального педагогического
долга являются объективные и актуальные
потребности общества в обучении и воспитании
подрастающих поколений. В нем также предусмотрена
необходимость творческого отношения
к своему труду, особая требовательность
к себе, стремление к пополнению профессиональных
знаний и повышению педагогического мастерства,
необходимость уважительного и требовательного
отношения к учащимся и их родителям, умение
разрешать сложные конфликты профессиональной
деятельности.
Объективная необходимость существования
определенных этических норм профессиональной
деятельности обусловлена тем, что они
выступают в неразрывном единстве с правовой
стороной профессиональной деятельности
менеджера (специалиста) и требуют их неукоснительного
исполнения. К тому же профессиональная
деятельность выпускников образовательных
учреждений относится к тем видам человеческого
труда, где объектом и предметом является
конкретный человек, его профессиональное
обучение и воспитание, личностное развитие.
В этом заключается высший этическо-педагогический
долг руководителя.
Особая общественно-государственная роль
профессионального труда определяет специфические
цели и задачи, нравственные потребности
и мотивы деятельности, формы ее организации
и стимулирования, особые, более строгие
профессионально-этические критерии ее
оценки и регуляции. В связи с этим важнейшими
мотивами педагогического труда выступают
такие этические категории, как глубоко
осознанный педагогический долг, высокая
личная ответственность руководителя
за профессиональную подготовку подчиненных
и др.
Профессионально - этическим долгом руководителя
является решение вопросов не только профессионального
воспитания, но и перевоспитания отдельных
сотрудников, формирования у них новых,
положительных привычек корпоративного
поведения. К тому же, исходя из гуманистически
ориентированных позиций современной
отечественной педагогики, объект профессиональной
деятельности руководителя одновременно
является и субъектом этой деятельности.
Следовательно, успех профессиональной
деятельности руководителя зависит не
только от его отношения к подчиненным,
но и от отношения подчиненных к нему.
Профессионально-этические проблемы управленческой
деятельности руководителя находят свое
отражение и конкретное проявление в применении
методов, средств и приемов педагогического
взаимодействия, то есть в использовании
многообразных «орудий педагогического
труда». В качестве основных из них в специальной
литературе рассматриваются:
· грамотное, страстное, убедительное,
высоконравственное слово, ясность, четкость
и культура речи;
· различные приемы и элементы педагогической
техники;
· разнообразные профессиональные, психолого-педагогические,
этические и иные знания, которые он передает
подчиненным;
сформированные навыки, умения, привычки
управленческой деятельности и личного
поведения;
· личностные качества руководителя, в
первую очередь нравственный облик, общая
и профессиональная подготовленность,
этическая воспитанность.
Различные этические аспекты профессиональной
деятельности руководителя обусловливаются
спецификой результатов его учебно-воспитательного
труда, нравственно-педагогическими трудностями,
которые содержатся в оценке и учете результатов
этой деятельности. Известно, что оценка
труда руководителя любого уровня состоит
из двух основных слагаемых: оценки уровня
профессиональной подготовленности сотрудников
и соответствия их личностных характеристик
требованиям профессиональной деятельности.
Профессионально-этические аспекты заключены
и выражены в умении правильно соотнести
эти слагаемые, объективно оценить труд
той и другой стороны с учетом мотивов,
качества проводимой учебно-воспитательной
работы, реально затраченных сил и конкретных
конечных результатов. В то же время следует
отметить, что в данной области педагогических
явлений нередко наблюдаются нарушения
профессионально-этических норм, особенно
когда дело связано с необъективностью
и предвзятостью в оценке труда менеджера
или специалиста вышестоящими руководителями.
Причины этических противоречий между
руководителем и сотрудниками, способные
помешать установлению педагогически
целесообразных контактов, содержат факторы,
которые часто могут быть смягчены. В этом
случае педагогическая мораль предусматривает
выявление таких требований к личности
руководителя, которые являются наиболее
целесообразными при установлении им
контактов с сотрудниками. Среди них выделяются:
· Сознание и нравственная ответственность
перед сотрудниками за результаты их профессионального
обучения и воспитания. Это связано с тем,
что именно от его профессионализма и
педагогического такта зависит эффективность
функционирования организации (фирмы),
характер и направленность межличностного
взаимодействия, а также морально-психологический
климат в подразделении (коллективе) сотрудников.
· Недопущение оскорбления личностных
чувств сотрудников необоснованной оценкой
их способностей, объема и качества профессиональной
деятельности. В связи с этим следует учитывать,
что всякая небрежность и предвзятость
в суждениях ими очень остро переживается.
Руководитель обязан давать сотрудникам
только объективную характеристику.
· Повышение авторитета своих подчиненных
в глазах других сотрудников. Причем педагогическая
целесообразность этого велика – руководитель
приобщает их к важной стороне нравственности,
заставляет задуматься, с какими интересными
и уважаемыми людьми они работают.
· Тактичное предъявление необходимых
требований к сотрудникам с целью улучшения
качества их профессиональной деятельности,
но без перекладывания на них своих обязанностей.
Это означает, что сотрудники могут в чем-то
ошибаться, следовать устаревшим воззрениям
– и менеджер (специалист) из соображений
сотрудничества должен помочь им развивать
те профессиональные качества, которые
им необходимы.
Список литературы: