Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:25, контрольная работа
С самого раннего детства мы учимся различать плохое и хорошего, усваиваем культурные, нравственные, этикетные нормы поведения. Все это и много другое нам необходимо, чтобы в дальнейшем мы могли понимать других людей, адекватно оценивать ситуации и самое главное, чтобы мы могли быть поняты окружающими. Человек становиться участником общественной жизни, где уже заранее известны сложившиеся нормы поведения, нормы этикета и т.д. и каждый участник может предположить, как ему действовать для достижения какой-либо цели.
Содержание
Введение...........................................................................................................................3
Основные понятия этики............................................................................................4
Общие этические принципы делового общения...............................................7
Практическое задание...............................................................................................12
Заключение....................................................................................................................14
Список литературы....................................................................................................15
С самого раннего детства мы учимся различать плохое и хорошего, усваиваем культурные, нравственные, этикетные нормы поведения. Все это и много другое нам необходимо, чтобы в дальнейшем мы могли понимать других людей, адекватно оценивать ситуации и самое главное, чтобы мы могли быть поняты окружающими. Человек становиться участником общественной жизни, где уже заранее известны сложившиеся нормы поведения, нормы этикета и т.д. и каждый участник может предположить, как ему действовать для достижения какой-либо цели.
Немного иначе обстоит дело в деловом общении. Под деловым общением чаще всего имеется в виду профессиональная деятельность людей. Нравственные нормы в деловом общения более сложные, чем за его гранью. Предприниматель зачастую должен принять решения, в таких ситуациях, которые не поддаются анализу и сложно сказать какой будет исход принятого решения. Потому что одно и то же решение может для одних показаться довольно выгодным и хорошим, а для других вовсе не привлекательным. Поэтому в современном мире каждому бизнесмену следует знать и учитывать сложившиеся нормы морали и нормы поведения. Это в свою очередь позволяет снизить предпринимательский риск.
В данной работе будут рассмотрены основные понятия этики и этические принципы делового общения.
«Этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) имеет два значения. Во-первых, этика - это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Во-вторых, этика, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы быть добродетельным. Этика прошла множество ступеней своего развития. Множество великих философов рассуждали над вопросами этики, и каждый понимал этику по-своему и вкладывал в нее свой смысл. Но на протяжении всего исторического развития главной проблемой этики являлась проблема добра и зла.
С этикой тесно связано такое понятие как мораль. Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Стремясь определить, что есть добродетель, разграничивая добро и зло, люди выстраивают нормы морального поведения, которые выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль описывает некий идеальный образ, с которого следует брать пример и который меняется в историческом процессе и под влиянием социальных интересов и взглядов. Этот идеал показывает как нужно себя вести. Но желаемое не всегда становиться действительным. По этой причине возникает противоречие между должным и сущим. Особенно ярко это противопоставление выражено в бизнесе современного мира. Предприниматель с одной стороны, как участник рыночного механизма, должен подчиняться морали рынка, но с другой стороны, как единица общества, он не может пренебрегать общественной моралью. И две эти стороны они противоречивы между собой. Если одна требует во что бы то ни стало, любыми средствами получить прибыль, то другая требует соблюдения норм поведения, исторически сложившихся в обществе. В этом противоречии заключается противоречивая сущность делового общения.
Противоречия между идеальным образом и реальной действительностью существует во всех сферах жизнедеятельности людей, но особенно напряженно оно проявляется в этике делового общения.
Общение
— процесс взаимодействия общественных
субъектов: социальных групп, общностей
или личностей, в котором происходит обмен
информацией, опытом, способностями и
результатами деятельности. Общение выступает
как способ бытия общества и человека.
Именно в процессе общения происходят
социализация личности и ее самореализация.
Специфика
делового общения обусловлена тем, что
оно возникает на основе и по поводу определенного
вида деятельности, связанной с производством
какого-либо продукта или делового эффекта.
При этом стороны делового общения выступают
в формальных (официальных) статусах, которые
определяют необходимые нормы и стандарты
(в том числе и этические) поведения людей.
Как и всякий вид общения, деловое общение
имеет исторический характер, оно проявляется
на разных уровнях социальной системы
и в различных формах. Его отличительная
черта -— оно не имеет самодовлеющего
значения, не является самоцелью, а служит
средством для достижения каких-либо других
целей. В условиях рыночных отношений
— это прежде всего получение максимальной
прибыли.
С учетом всего
сказанного этику
делового общения можно определить
как совокупность нравственных норм, правил
и представлений, регулирующих поведение
и отношения людей в процессе их производственной
деятельности. Она представляет собой
частный случай этики вообще и содержит
в себе ее основные характеристики.
Этика делового общения может проявляться в нескольких видах: в отношениях между фирмой и социальной средой - корпоративная этика; между руководителями и подчиненными – административная этика; между лицами одного статуса внутри коллектива – производственная этика. Как и во все времена, этика подразумевает соответствие нравственных норм поведения между участниками общения. Каждый человек знает что хорошо, что плохо, но зачастую человек не стремиться к хорошему и нарушает некоторые моральные устои. Особенно часто это бывает в сфере бизнеса и делового общения, когда для достижения цели при деловом общении человек может использовать все средства.
Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.
Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.
В деловой сфере в рамках одного предприятия выделяют три вида отношений: руководитель – подчиненный; подчиненный – руководитель; коллеги одного статуса.
Этим трем видам общения присущи этические нормы общения соответственно: этика делового общения «сверху-вниз»; этика делового общения «снизу-вверх»; этика делового общения «по горизонтали».
Этика делового общения «сверху-вниз». Отношения между руководителем и подчиненными оказывают большое влияние на деятельность фирмы и на конечный результат. Отношения должны быть нормированы. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. На этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Прежде всего руководитель не должен ставить себя выше своих подчиненных, если того не требует ситуация. Но так же необходимо вести себя так, чтобы своими поступками добиться авторитета у своих подчиненных. Руководитель должен ценить и уважать своих подчиненных, вознаграждать за проделанную работу и не давать безответственным работникам водить себя за нос. В общении никогда не стоит переходить из делового мира в личную жизнь человека, давать ему какие-либо советы.
Этика делового общения «снизу-вверх». Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем. В первую очередь не нужно ставить себя выше начальника, навязывать ему свою точку зрения. Для руководителя важно, чтобы его коллектив был дружным, доброжелательным и сплоченным, поэтому важно постараться создать такую атмосферу внутри организации. Необходимо информировать начальство о всех важных событиях фирмы и проявлять активность в разрешении сложных ситуаций.
Этика делового общения «по горизонтали». Общение «по горизонтали» - это общение между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы). Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего.
В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу. Чтобы достичь максимального комфорта в общении с коллегами, нужно придерживаться следующих принципов. Как и в предыдущих случаях не нужно возвышать себя над собеседником. В работе необходимо как можно четче разграничить круг своих обязанностей от остальных. Если просят человека из Вашего отдела перевести в другой хорошо было бы выбрать добросовестного и ответственного человека, потому как по этому человеку будут судить о работниках отдела. Никогда не следует связывать деловые отношения с личными отношениями. На мой взгляд это самая большая ошибка между сотрудниками. Но тем не менее не надо быть роботом. К своим коллегам относиться доброжелательно, использовать все средства, чтобы показать свое хорошее отношение к человеку.
Каждый
руководитель выстраивает отношения
с коллегами и партнерами и
принимает решения для получения максимальной
пользы. Т.е. каждый день сотрудники
используют деловой прагматизм. Прагматизм
- термин, употребляемый в исторической
науке с довольно различными значениями.
Слово "прагматический" означает
деяние, действие и т. п. Прагматизм в ходе
истории менял свои значения. В повседневном
варианте: Прагматик - это человек,
который выстраивает свою систему поступков,
дел и взглядов на жизнь в аспекте получения
практически полезных результатов. И можно
сказать, что деловой прагматизм это система
поступков, действий, норм поведения, которые
человек выстраивает для достижения своих
профессиональных целей и получения пользы.
Деловой прагматизм затмевается той пользой,
ради которого он существует, и участники
данного процесса за частую забывают о
деловом этикете.
Соотношение
этики и бизнеса довольно острый
вопрос в современном деловом мире. Между
ними существует противоречие, которое
проявляется в деловом общении
на самых разных его уровнях: как между
организацией и социальной средой, так
и внутри самой организации. Между управляющими,
предпринимателями и вообще деловыми
людьми по отношению к указанному противоречию
существуют две основные позиции:
1. Считающие себя
прагматиками полагают, что в деловом
общении и вообще в бизнесе этика сама
по себе не нужна. Единственная обязанность
управляющего корпорацией, работающего
по найму у владельца бизнеса, — любыми
доступными средствами максимизировать
прибыль, "делать как можно больше денег",
всячески приспосабливаясь к нормам общества,
воплощенным в законах и этических традициях
. С этой позиции, которую можно назвать
"деловой макиавеллизм", этические
нормы и сам язык этики рассматриваются
как помеха в деловом общении. В нем стараются
избегать разговоров о морали, этических
идеалах, долге и социальных обязанностях,
поскольку в результате появляются "излишние",
"не относящиеся к делу" проблемы,
касающиеся моральной и социальной ответственности.
2. Вторая позиция по отношению к противоречию
между этикой и бизнесом состоит в том,
что соблюдение этических норм в деловом
общении признается важным не только с
точки зрения ответственности бизнесменов
перед обществом и самими собой, но и необходимым
для эффективности производства. В этом
случае этика рассматривается не только
как необходимый нравственный императив
поведения, но и как средство (инструмент),
помогающее увеличить рентабельность,
способствующее укреплению деловых связей
и улучшению делового общения.
Этот подход является более цивилизованным
и в конце концов более эффективным, так
как предприятие-компонент общества, и
утверждая этические нормы общения у себя,
оно в то же самое время способствует их
распространению и в социуме, окружающей
социальной среде. А чем более благополучной
становится этическая атмосфера в обществе,
тем более благоприятная обстановка создается
и для бизнеса. Вместе с тем неэтическое
поведение и общение рано или поздно обернется,
если и не прямыми экономическими убытками,
то во всяком случае социальными и нравственными
издержками как для предприятия, так и
для социальной среды.
Какие из перечисленных чувств следует отнести к:
а) моральным;
б) эстетическим;
в) интеллектуальным;
1) сомнение;
2) стыд;
3) гордость;
4) ирония;
5) удивление;
6) чувство долга;
7) презрение;
8) наслаждение;
9) любознательность.
Ответ
а) Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Исходя из этого к моральным чувствам следует отнести:
2) стыд;
3) гордость;
6) чувство долга;
7) презрение.
б) Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. К эстетическим чувствам относятся:
4) ирония;
8) наслаждение.
в) Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. к интеллектуальным чувствам можно отнести:
1) сомнение;
5) удивление;
9)
любознательность.
Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.