Этика делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

С самого раннего детства мы учимся различать плохое и хорошего, усваиваем культурные, нравственные, этикетные нормы поведения. Все это и много другое нам необходимо, чтобы в дальнейшем мы могли понимать других людей, адекватно оценивать ситуации и самое главное, чтобы мы могли быть поняты окружающими. Человек становиться участником общественной жизни, где уже заранее известны сложившиеся нормы поведения, нормы этикета и т.д. и каждый участник может предположить, как ему действовать для достижения какой-либо цели.

Оглавление

Содержание
Введение...........................................................................................................................3
Основные понятия этики............................................................................................4
Общие этические принципы делового общения...............................................7
Практическое задание...............................................................................................12
Заключение....................................................................................................................14
Список литературы....................................................................................................15

Файлы: 1 файл

моя работа - копия.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

        

Содержание

 

Введение

      С самого раннего детства мы учимся различать плохое и хорошего, усваиваем культурные, нравственные, этикетные нормы поведения. Все это и много другое нам необходимо, чтобы в дальнейшем мы могли понимать других людей, адекватно оценивать ситуации и самое главное, чтобы мы могли быть поняты окружающими. Человек становиться участником общественной жизни, где уже заранее известны сложившиеся нормы поведения, нормы этикета и т.д. и каждый участник может предположить, как ему действовать для достижения какой-либо цели.

      Немного иначе обстоит дело в деловом общении. Под деловым общением чаще всего имеется в виду профессиональная деятельность людей.  Нравственные нормы в деловом общения более сложные, чем за его гранью. Предприниматель зачастую должен принять решения, в таких ситуациях, которые не поддаются анализу и сложно сказать какой будет исход принятого решения. Потому что одно и то же решение может для одних показаться довольно выгодным и хорошим, а для других вовсе не привлекательным. Поэтому в современном мире каждому бизнесмену следует знать и учитывать сложившиеся нормы морали и нормы поведения.  Это в свою очередь позволяет снизить предпринимательский риск.

      В данной работе будут рассмотрены основные понятия этики и этические принципы делового общения.

 

Основные  понятия этики

      «Этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) имеет два значения. Во-первых, этика - это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность. Во-вторых, этика, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы быть добродетельным. Этика прошла множество ступеней своего развития. Множество великих философов рассуждали над вопросами этики, и каждый понимал этику по-своему и вкладывал в нее свой смысл. Но на протяжении всего исторического развития главной проблемой этики  являлась проблема добра и зла. 

      С этикой тесно связано такое понятие  как мораль. Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Стремясь определить, что есть добродетель, разграничивая добро и зло, люди выстраивают нормы морального поведения, которые выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль описывает некий идеальный образ, с которого следует брать пример и который меняется в историческом процессе и под влиянием социальных интересов и взглядов. Этот идеал показывает как нужно себя вести. Но желаемое не всегда становиться действительным. По этой причине возникает противоречие между должным и сущим. Особенно ярко это противопоставление выражено в бизнесе современного мира. Предприниматель с одной стороны, как участник рыночного механизма, должен подчиняться морали рынка, но с другой стороны, как единица общества, он не может пренебрегать общественной моралью. И две эти стороны они противоречивы между собой. Если одна требует во что бы то ни стало, любыми средствами получить прибыль, то другая требует соблюдения норм поведения, исторически сложившихся в обществе. В этом противоречии заключается противоречивая сущность делового общения.

      Противоречия  между идеальным образом и  реальной действительностью существует во всех сферах жизнедеятельности людей, но особенно напряженно оно проявляется  в этике делового общения.

        Общение — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.  
         Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта -— оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений — это прежде всего получение максимальной прибыли.  
         С учетом всего сказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

         Этика делового общения может проявляться в нескольких видах: в отношениях между фирмой и социальной средой - корпоративная этика; между руководителями и подчиненными – административная этика; между лицами одного статуса внутри коллектива – производственная этика. Как и во все времена, этика подразумевает соответствие нравственных норм поведения между участниками общения. Каждый человек знает что хорошо, что плохо, но зачастую человек не стремиться к хорошему и нарушает некоторые моральные устои. Особенно часто это бывает в сфере бизнеса и делового общения, когда для достижения цели при деловом общении человек может использовать все средства.

 

Общие этические принципы делового общения

        Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

        Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

         Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.

      В деловой сфере в рамках одного предприятия выделяют три вида отношений: руководитель – подчиненный; подчиненный – руководитель; коллеги одного статуса.

       Этим трем видам общения присущи этические нормы общения соответственно: этика делового общения «сверху-вниз»; этика делового общения «снизу-вверх»; этика делового общения «по горизонтали».

       Этика делового общения «сверху-вниз». Отношения между руководителем и подчиненными оказывают большое влияние на деятельность фирмы и на конечный результат. Отношения должны быть нормированы. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. На этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Прежде всего руководитель не должен ставить себя выше своих подчиненных, если того не требует ситуация. Но так же необходимо вести себя так, чтобы своими поступками добиться авторитета у своих подчиненных. Руководитель должен ценить и уважать своих подчиненных, вознаграждать за проделанную работу и не давать безответственным работникам водить себя за нос. В общении никогда не стоит переходить из делового мира в личную жизнь человека, давать ему какие-либо советы.

        Этика делового общения «снизу-вверх». Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем. В первую очередь не нужно ставить себя выше начальника, навязывать ему свою точку зрения. Для руководителя важно, чтобы его коллектив был дружным, доброжелательным и сплоченным, поэтому важно постараться создать такую атмосферу внутри организации. Необходимо информировать начальство о всех важных событиях фирмы и проявлять активность в разрешении сложных ситуаций. 

         Этика делового общения «по горизонтали».   Общение «по горизонтали» - это  общение между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы). Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего.

       В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу. Чтобы достичь максимального комфорта в общении с коллегами, нужно придерживаться следующих принципов. Как и в предыдущих случаях не нужно возвышать себя над собеседником. В работе необходимо как можно четче разграничить круг своих обязанностей от остальных. Если просят человека из Вашего отдела перевести в другой хорошо было бы выбрать добросовестного и ответственного человека, потому как по этому человеку будут судить о работниках отдела. Никогда не следует связывать деловые отношения с личными отношениями. На мой взгляд это самая большая ошибка между сотрудниками. Но тем не менее не надо быть роботом. К своим коллегам относиться доброжелательно, использовать все средства, чтобы показать свое хорошее отношение к человеку.

      Каждый  руководитель выстраивает отношения  с коллегами и партнерами и  принимает решения для получения максимальной пользы.  Т.е. каждый день сотрудники используют деловой прагматизм. Прагматизм - термин, употребляемый в исторической науке с довольно различными значениями. Слово "прагматический" означает деяние, действие и т. п. Прагматизм в ходе истории менял свои значения. В повседневном варианте: Прагматик - это человек, который выстраивает свою систему поступков, дел и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. И можно сказать, что деловой прагматизм это система поступков, действий, норм поведения, которые человек выстраивает для достижения своих профессиональных целей и получения пользы. Деловой прагматизм затмевается той пользой, ради которого он существует, и участники данного процесса за частую забывают о деловом этикете. 

      Соотношение этики и бизнеса довольно острый вопрос в современном деловом мире. Между ними существует противоречие, которое проявляется  в деловом общении  на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции:  
       1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, "делать как можно больше денег", всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях . С этой позиции, которую можно назвать "деловой макиавеллизм", этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются "излишние", "не относящиеся к делу" проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности
.  
       2. Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.  
Этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие-компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.  
 

 

Практическое  задание

           Какие из перечисленных  чувств следует отнести  к:

     а) моральным;

     б) эстетическим;

     в) интеллектуальным;

     1) сомнение;

     2) стыд;

     3) гордость;

     4) ирония;

     5) удивление;

     6) чувство долга;

     7) презрение;

     8) наслаждение;

     9) любознательность.

Ответ

а) Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Исходя из этого к моральным чувствам следует отнести:

     2) стыд;

     3) гордость;

     6) чувство долга;

     7) презрение.

б) Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. К эстетическим чувствам относятся:

     4) ирония;

     8) наслаждение.

в) Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. к интеллектуальным чувствам можно отнести:

     1) сомнение;

     5) удивление;

     9) любознательность. 
 

  
 

 

 

Заключение

 

      Деловое общение  должно строиться на основе таких  моральных качеств личности и  категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

Информация о работе Этика делового общения