Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:52, курсовая работа
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним , расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
Содержание
Введение....................................................................................................................................... 3
Глава 1. Структура управленческого общения..........................................................................4
1.1 Функции управленческого общения......................................................................6
1.2 Культура речи руководителя как психологический фактор управления.............7
Глава 2. Деловое и управленческое общение...........................................................................11
2.1 Роль и значение делового общения...................................................................11
2.2 Виды делового общения и их характеристика.................................................11
2.3 Этапы и фазы делового общения.....................................................................18
2.4 Факторы повышения эффективности делового общения..............................21
Глава 3. Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным......................................24
3.1 Собеседование в управленческом общении....................................................24
3.2 Некоторые методы проведения собеседования с подчиненным....................29
3.3 Беседа на примере ОАО «Гостиница «Москва»..............................................30
Заключение …............................................................................................................................32
Список литературы...................................................................................................................33
Содержание
Введение......................
Глава 1. Структура
управленческого общения.......................
1.1 Функции управленческого общения.......................
1.2 Культура речи руководителя как психологический фактор управления.............7
Глава 2.
Деловое и управленческое общение.......................
2.1 Роль и значение
делового общения.......................
2.2 Виды делового
общения и их характеристика................
2.3 Этапы
и фазы делового общения.......................
2.4 Факторы повышения
эффективности делового общения.......................
Глава 3.
Тактика ведения разговора руководителя
с подчиненным...................
3.1 Собеседование в управленческом общении.......................
3.2 Некоторые методы проведения собеседования
с подчиненным...................
3.3 Беседа на примере ОАО «Гостиница «Москва»......................
Заключение
….............................
Список
литературы....................
Введение.
Любое общее
дело предполагает общение и взаимодействие
участников как необходимое средство
обеспечения его эффективности. В психологии
общение определяется как взаимодействие
двух или более людей, состоящее в обмене
между ними информацией познавательного
или эмоционально-оценочного характера.
Искусство общения, знание психологических
особенностей и применение психологических
методов крайне необходимы специалистам,
работа которых предполагает постоянные
контакты типа «человек – человек» - политикам,
бизнесменам, менеджерам и многим другим.
Таким образом, умение строить отношения
с людьми, находить подход к ним , расположить
их к себе нужно каждому. Это умение лежит
в основе жизненного и профессионального
успеха.
Необаятельный, угрюмый человек будет
испытывать затруднения в общении с коллегами,
ему сложно будет устанавливать контакты
с деловыми партнерами, добиваться успехов
на переговорах. Залог успеха любых начинаний
делового человека, какую бы задачу он
ни решал, - создание климата делового
сотрудничества, доверия и уважения.
Общение с людьми – это наука и искусство.
Здесь важны и природные способности,
и образование. Именно поэтому тот, кто
хочет достичь успеха во взаимодействии
с другими людьми, должен учиться этому.
3
Структура управленческого общения.
Как правило, в общении выделяют три стороны: коммуникация, понимая в
узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом
управления; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определённую
форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция –
процесс взаимопознаня объектом и субъектом управления друг друга как основа
для их взаимопонимания.
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА.
В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода
информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обмен
настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный
процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так
далее), направлены
на обеспечение исполения
Специфика коммуникативных процессов проявляется в следующих
особенностях:
o В характере процесса обратной связи;
o Наличии коммуникативных бареров;
o Наличии феномена коммуникативного влияния;
o Существование различных уровней передачи информации.
С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно
понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме
того очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих
знаковых систем:
o Вербальные средства коммуникации – речь, пара- и экстралингвистические
системы (интонация, неречевые вкрапления в речь – паузы и так далее)
o Невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации – оптико-
кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система
организации пространства и времени коммуникации, система «контакта
глазами».
Каждая в отдельности знаковая система являет собой некий рычаг в
установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с
подчинёнными, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без
напосредственного вмешательства. Невозможно, например, создание
доброжелательной и доверительной атмосферы в беседе, если один из её
учасников своим
внешним видом постоянно
результате нарушается один из основных принципов проведения беседы –
создания атмосферы взаимного доверия. Интеллектуальный потенциал
подчинённого в таком общении скорее всего не будет использован.
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА
В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение
принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия
усложняется тем, что объект управления должен её воспринять на уровне
побуждения к действию. Стратегии общение, избранные руководителем (в
большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. .
В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости от
направленности руководителя на интересы дела или на заботу о
взаимоотношениях с людьми:
1. «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к
работе);
2. «организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в
сочетании с доверием и уважением к людям);
3. «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное
внимание к людям);
4. «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);
5.«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное
внимание к
людям).
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА
С точки зрения эффективности управления, процесс восприятия объекта и
субъекта управления друг другом не являются равноценным. Каждый
руководитель понимает, насколько важно сформировать необходимый образ у
подчинённого. В менеджменте существует даже такое понятие как
самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны
делового общения в управлении зачастую не учитывается.
Межличностная перцепция – процесс взаимопознания субъектами общения друг
друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого
общения включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и
прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют
коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.
Функции управленческого общения
Предмет изучения общения руководителя с побчинённым является
многосторонним и неоднозначнымю В процессе взаимодействия субъект и объект
управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь
подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в
целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).
Для такого аспекта рассмотрения, как этика делового общения в
управлении, наиболее важны следующие функции:
1. Функция социализации.Включаясь в совместную деятельность и общение,
молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и
навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации
общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно
как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления
непосредственной профессиональной деятельности. Важное значение имеет
приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива,
доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим
сотрудникам.
2. Контактная функция. Цель этой функции – установление контакта как
состояния обоюдной готовности руководителя и подчинённого к приёму и
передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме
взаимоориентированности.
3. Координационная функция, цель которой – взаимное ориентирование и
согласование действий различных исполнителей при организации их
совместной деятельности.
4. Функция понимания, тго есть не только адекватное восприятие и
понимание смысла сообщения, но и понимание партнёрами друг друга (их
намерений, установок, переживаний, состояний и так далее).
5. Амотивная функция, цель которой – возбуждение в партнёре нужных
эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с их
пеомощью собственных переживаний и состояний.
Ориентация в этих функциях и умелое пользование ими помогает выявить
причины возникающих трудностей при реализации конкретной задачи
упарвленческого общения. Разработка теоретических основ упарвленческого
общения имеет своей целью повышение его эффективности. Поэтому не праздным
является вопрос о том, какое управленческое общение мы будем считать
эффективным. Иногда эффективность управленческой коммуникации рассматривают
с точки зрения достижения целей участниками общения. Но в управленческом
общении может быть два и более парнёров, и каждый из них может иметь свою
цель, отличную от цели собеседника, а иногда и противоположную. Например,
руководитель может ставить своей целью убедить подчинённого в необходимости
выполнения какой-либо работы, а подчинённых, в свою очередь, может
страмиться отказаться от этого поручения. Цели противоположны и, при
отсутствии компромиссного решения, решение для одного из участников будет