Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 16:59, курсовая работа
Эмоции у человека порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, и т. п., которые играют важную роль ориентирующих субъективных процессов. Эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и являются врожденными. Однако в ходе развития, эмоции утрачивают свою, прямую основу, приобретая сложнообусловленный характер, образуют множественные виды высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной и чувственной жизни.
Введение
Основная часть
1. Общая характеристика эмоций
2. Общая характеристика чувств
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Ребенок благодаря тому, что испытывает интерес к человеческому лицу, учится отличать мать и отца от других людей. Заинтересованно следя за перемещением матери и ее лица, ребенок постигает такие параметры окружающего его мира, как пространственное размещение и расстояние между предметами. Ребенок учится ходить благодаря интересу к пространству и его освоению. Подстегиваемый интересом к окружающим предметам, пространственным отношениям между ними и к их формам, ребенок учится использовать предметы, привлеченный яркостью определенных предметов, он постигает их размеры.
Индивидуальное взаимодействие способностей к эмоции интереса с тем или иным фактором социализации определяет характер аффективно-когнитивной ориентации человека. Интерес может быть направлен куда угодно и на что угодно, но наибольшую пользу человечеству приносят эстетические, интеллектуальные и другие виды образовательной деятельности. Одного человека больше интересуют материальные предметы, другого - люди, третьего - идеи. Взаимосвязь между эмоцией интереса, когнитивной ориентацией и действием может определить тип личности – деятельный, аффективный, или мыслительный.
Взаимодействуют эмоции не только друг с другом, но и с различными возбуждениями, регулируя их интенсивность. Эмоция интереса является, на мой взгляд, самым мощным регулятором Возбуждения. Интерес может притупить ощущение боли, когда человек неосознанно или сознательно концентрирует свое внимание на интересующее его явление, предмет или ситуацию. Интерес в взаимодействии с радостью составляет мотивационную основу игры и других форм деятельности. Состояние тревоги порождает езаимодействие интереса со страхом.
Искаженное развитие эмоции интереса - возбуждения может создавать психологические, и психопатологические проблемы. Маниакально больные люди, отличаются повышенным уровнем интереса - возбуждения. Аномально низкая или высокая выраженность мотивации поиска ощущений может быть индикатором патологически заниженного или завышенного эмоционального порога интереса и может вызвать нарушение адаптации.
Эмоция интереса играет довольно важную роль в мотивации успеха. Стремление к достижению определенный цели можно измерить степенью выраженности эмоции интереса. Также интерес необходим для развития навыков, именно интерес мотивирует деятельность человека, который направляет его на совершенствование врожденных способностей.
Улыбка и смех как признаки положительных эмоций и радости проявляются уже у новорожденного ребенка и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека. Человек учится улыбаться по самым разным поводам и самыми разными способами, в зависимости от повода, вызвавшего улыбку. Но истинная улыбка радости почти всегда неизменна и одна и та же, как на лице только что рожденного младенца, так и на лице пожилого человека.
Удивление назвать эмоцией в собственном смысле этого слова нельзя, потому что оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как печаль или радость.
Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит неожиданное, внезапное событие или действие. Это может быть нежданное появление друга, вспышка фейерверка или удар грома.
Его трудно описать, но чувство удивления знакомо каждому из нас, это объясняется отчасти тем, что удивление недолговечно и кратковременно, но еще более важную роль играет обстоятельство того, что в миг удивленья наш разум будто бы становится пустым, все мысленные процессы словно прерываются, приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления и более точного объяснения. Переживание удивления немного напоминает ощущение от легкого удара электрического тока: когда мышцы молниеносно сокращаются, и вы чувствуете неприятное покалывание от проходящего по вашим нервам разряда, которое принуждает вас вздрогнуть. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на эти эмоции; их внезапность побуждают у нас неопределенное чувство.
Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с внезапным и новым событием, а так же к его последствиям. Готовность к внезапной встрече с новым очень важна для человека. Еще одна не мало важная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде притупить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации к сложившейся ситуации.
Человек может в определенной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая свое сознание на положительных сторонах жизни, перспективах в будущем её благоустройства.
Чувства – эмоциональная форма выражения социально высоко значимых явлений. Вызываются чувства соответствием или несоответствием тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, зависящие от ситуации эмоции связаны с удовлетворением жизненных потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Чувство – базовый эмоционально-смысловой компонент личности. От жизненных эмоций чувства отличаются происхождением – формируются по мере расширения индивидуума социальных ценностей.
«Значение для меня» в чувствах превращается в «значение для нас». Социализация личности состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированные базовые чувства индивидуума, его ситуативная зависимость - от круга низших эмоций.
Человеческие чувства иерархически организованы – у каждого индивида существуют доминирующие чувства, которые определяют его личностную направленность. Эти чувства регулируют различные сферы взаимодействия индивидуума с действительностью.
Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Различаются нравственные, праксические, познавательные и эстетические чувства. Праксические чувства (от греч. praxis – практика, опыт) – чувства, которые возникают в практической деятельности личности. Аристотель говорил, что чувств столько, сколько видов деятельности.
Любая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировывается потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он совершенствуется и утверждает себя и свои физические и психические возможности.
Особо эмоциональны творческие виды труда, которые связаны с поиском чего-то нового. Переживается эмоционально также умственное и физическое напряжение труда. Человек удовлетворяет в трудовом процессе свои потребности; в труде сформировывается чувство радости в связи с положительным результатом и с достижением цели: Человеческая устремленность неизбежно сопряжена к значимым для него целям с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства – эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от несоответствия или соответствия социальным нормам. Нравственные чувства основываются на принятом в данном обществе понимания справедливости и несправедливости, долга и чести, добра и зла.
Совокупность данным обществом выработанных норм поведения и правил называется моралью. Теория этих правил и норм – этикой, а практическая реализация – нравственностью.
Образуют нравственные чувства механизм высшей человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас». Поведение индивидуума модифицируется и формируется через его сверхсознания, формирование его доминирующих нравственных чувств.
Первичная регуляционная роль - нравственные чувства – они могут под себя подстраивать и доводы разума.
Между поведением и сознанием индивида прямой связи нет. Нельзя обучить нравственности – правила морали могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек – не человек, который боится плохого поступка, а человек, который испытывает высочайшее наслаждение от совершения хорошего поступка.
Трактовать нравственность как внутреннюю полицию духа не следует. Нравственность по своей сущности свободна. Пытавшийся принудить всех к соблюдению единого кодекса поведения тоталитаризм, после себя оставил лишь массовые социальные отклонения. Человек должен брать на себя свои человеческие обязанности добровольно и с радостью. Нравственное поведение не может основываться только на системе внешних запретов, оно вызывается большой палитрой положительно нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он становится дьяволом.
Не запреты, не угрозы, формируют нравственную личность; формируется личность в условиях гуманных социального бытия, в условиях социально повышенной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга – это принятие и осознание человеком социальных обязанностей. Соотносится чувство долга с чувством чести и совести.
Совесть – способность индивидуума к самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести – повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые для данного общества в целом наиболее значимы, для самой личности и для отдельной социальной группы.
Чувства долга, совести и чести, социальной ответственности составляют основу для поведения социально адаптированного. Все эти нравственные чувства связаны с духовным самопостроением и её повышенным самоконтролем.
Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, – это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos – чувствующий) – восприимчивость в окружающей предметной и социальной среде к прекрасному, придание прекрасному ценностного значения.
Способность оценивать красоту и воспринимать изящество явлений и предметов, художественное достоинство произведений искусства – основной показатель психической развитости личности, его способности определять и различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное.
Сущностная человеческая особенность состоит и в способности выделять и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Как эстетическая ценность «прекрасное» от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) отличается тем, что оно связано с непосредственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.
«Прекрасно», по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такой, какой она должна существовать по нашим понятиям и мыслям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – гармоничность, правильность, их формы и целесообразность, изящество в звуковых, пластических и цветосветовых отношениях, наслаждаться этой гармонией.
Формируются эстетические чувства в значительной мере средствами искусства. Искусство – образное отображение содержания сторон действительности – рассчитано на способность, понимать человеком идеализированной действительности символическим отображением. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека.
Воспринимая произведения искусства, человек, занимается конструктивной деятельностью, формируя собственный объект эстетики, осуществляет вторичный эстетический синтез.
Стимулом является художественный образ, который вызывает функционирование тех чувств, на которые данный индивид способен. Жизнеутверждение - эстетическая реакция содержащая элемент встречного возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.
Духовную жизнь человека обогащает искусство, возвышает его над обыденностью жизни и в своих высших проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis – очищение) – эмоциональное потрясение через духовное перерождение. Подлинное произведение искусства формирует соответствующие поведенческие установки и несет в себе нравственный потенциал.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании безобразного и прекрасного, но и в переживании трагичного и комичного. Комическое и смешное, обычно возникает в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного; возможно и комически возвышенное. Восприятие комического сюжета сопровождается экспрессивной эмоцией – непроизвольной реакцией психической разрядки, смехом.
Но не над всем можно смеяться. Смеяться нельзя над страданиями людей и разрушением социальных ценностей. Эстетическое чувство трагического, вступает здесь в свои права. Чувство трагического – чувство возвышенно-патетическое, чувство утраты сверхценного и бесконечно дорогого.
Это чувство также связано с ее несгибаемости под ударами судьбы, утверждением жизненной стойкости личности, с самоперестройкой личности.
Радость познания – самое сильное чувства из многих чувств, ради которых человек спускается на дно океана и устремляется в космос, отказывается в удовлетворении многих жизненных потребностей, рискует жизнью.
Возникновение и удовлетворение данной потребности связано с особенными психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любознательностью и любопытством.
Любопытство – нацеленность сознания на лишение неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Например, происшествие на улице привлекает толпу людей, необычные посетители обращают внимание на себя всех присутствующих – действует в этих случаях ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.
Но любопытное состояние прекращается мгновенно после его удовлетворения, для дальнейшего познания оно не служит основой. Чем выше уровень его психического развития и культурный уровень человека, тем он более любознателен.
Любознательность – познавательно-устойчивое состояние направленности личности. Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутых знаний, испытываемая радость познания индивидуума, все более широкого и глубокого освоения и изучения действительности.