Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:31, курсовая работа
Актуальность проблемы эмоций обусловлена тем, что какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность индивидуума, значимыми, психологически действенными они становятся, лишь закрепившись в сфере его эмоциональных отношений.
Постулируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.
Такая универсальная значимость эмоций должна быть надежным залогом как повышенного интереса к ним и достаточно высокой степени их изученности.
Введение 3
Основная часть 6
Соотношение понятий «эмоции» и «чувства» 6
Основные характеристики эмоций 10
Основные концепции эмоций 12
Роль эмоций в процессе познания 18
Заключение 26
Глоссарий 29
Список использованных источников 31
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Общая психология |
Тема |
Общая характеристика эмоций и чувств |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Эмоции характеризуют отношение человека к окружающим и к себе самому, к своему прошлому, настоящему и будущему, к тому, что реально существует и к тому, что в принципе существовать не может.
Эмоции переживаются не только человеком, но и некоторыми животными, что подтверждает их всеобщность и предполагает эмоции как универсальный язык, понятный многим.
В повседневной жизни часто говорят не об эмоциях, но о чувствах человека.
Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Другая общая черта эмоций – это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей.
Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека и поэтому могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов.
Таким образом, психологическая наука позволяет уйти от субъективности переживания эмоции и дать всеобъемлющее объяснение того, что значит эмоция в жизни индивидуума и общества.
Актуальность проблемы эмоций обусловлена тем, что какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность индивидуума, значимыми, психологически действенными они становятся, лишь закрепившись в сфере его эмоциональных отношений.
Постулируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.
Такая универсальная значимость эмоций должна быть надежным залогом как повышенного интереса к ним и достаточно высокой степени их изученности.
И действительно, на протяжении всей истории психологических исследований эмоций подвергались пристальному вниманию ученых. Эмоции рассматривали как центральную среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.
Однако в современной психологии отношение к проблеме эмоций изменилось. Интерес к этой проблеме стал гаснуть по мере того, как стали копиться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких, как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку с помощью эксперимента. Соответственно сузились и концепции эмоций, уступив в психологической теории былое место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации.
Вероятно, снижение интереса к эмоциям явилось обратной стороной разочарованности, даже растерянностью исследователей, которым до настоящего времени не удается выстроить теорию, соответствующую знаниям современности.
Тем более, не удается ответить на запрос: «А как эмоциями можно управлять?»
Логичнее задать другой вопрос: «А нужно ли управлять эмоциями?» Или еще точнее: «Как воспитать в ребенке эмоции, которые не будут мешать ему в будущей жизни?»
Ответы на эти вполне практические вопросы невозможны без создания внутренне непротиворечивой теории, объясняющей происхождение, развитие, взаимосвязь и механизм эмоций.
Цель данной работы – провести анализ воззрений на эмоции и чувства и дать их общую характеристику.
Соотношение понятий «эмоции» и «чувства»
Чувства и эмоции настолько тесно взаимосвязаны, что давние и многочисленные попытки развести понятия «чувство» и «эмоция» практически остались безуспешными.
Так, еще У. МакДугалл писал, что «термины «эмоция» и «чувство» употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся» [9].
После многолетней систематической работы, У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что развести эти термины можно «на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются» [9].
По Мак-Дугаллу существуют две первичные и фундаментальные формы чувства — удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют все устремления организма. По мере своего развития организм становится способным испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием, смесью удовольствия и страдания; в результате появляются такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль.
Именно эти сложные «производные эмоции» Мак – Дугалл называет чувствами. Они возникают после того, как успешно или неуспешно осуществлены стремления человека. Подлинные же эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят. Они не оказывают прямого влияния на изменение силы устремлений. Они лишь открывают самосознающему организму природу действующих побуждений, т. е. имеющиеся потребности.
Сложные чувства, по Мак-Дугаллу, зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. Они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным.
Подлинные же эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития [Мак].
Противоречия данной концепции заключаются в следующем. Критерии автора для такого разведения неопределенны, отнесение того или иного эмоционального явления к чувствам или эмоциям мало обоснованы. Чем, например, «смешанная эмоция» стыда, позора отличается от таких явлений, отнесенных им к чувствам, как раскаяние, отчаяние? И те, и другие могут появляться после осуществления или неосуществления стремления.
Разведение эмоций и чувств по признаку «до и после деятельности» тоже некорректно, так как эмоции могут сопровождать деятельность и поведение и до, и во время, и после них.
С точки зрения функционального подхода к психическим явлениям развести эмоции и чувства пытался и Э. Клапаред. Он задался вопросом — для чего нужны те и другие — и отвечает: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются.
С позиции современной науки, признающей иррациональность человеческого поведения, попытку отделить эмоции от чувств по этому признаку неудачна.
Современных ученых, рассматривающих соотношение чувств и эмоций, можно разделить на четыре группы.
Первая группа отождествляет чувства и эмоции (дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям); вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая — разделяет и противопоставляет чувства и эмоции.
Все это приводит к тому, что возникает к терминологической путанице, даже к неразберихе в описании явлений.
Чувства присущи не только человеку, хотя у него они и являются личностным отношением к окружающей его действительности.
В. Вундт, разделяя объективные и субъективные элементы ощущения, первые обозначил как просто ощущения, а вторые — как простые чувства. Но характеризуя последние, он говорит об эмоциональных переживаниях, эмоциях, а не чувствах. Несмотря на это, эмоциональные переживания стали обозначать как чувства, подразделяя их на простые (низшие) и сложные (высшие).
Для многих психологов понятия «эмоции» и «чувства» являются синонимичными [10].
Некоторые авторы видят различие между эмоциями и чувствами лишь в длительности переживания: у собственно эмоций они кратковременные, а у чувств — длительные, устойчивые. Но тогда и настроение можно отнести к чувствам.
Другие авторы утверждают, что «чувства — одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью» [10]. Но переживание своего отношения к чему-либо — это эмоция. Следовательно, и здесь чувство понимается как устойчивая эмоция.
Иногда говорят о ситуативных эмоциях, пытаясь таким образом отделить их от высших эмоций, называемых чувствами. Это излишне, так как эмоции, в отличие от чувств, всегда ситуативны, т, е. возникают «здесь и сейчас».
Нередко эмоции называют чувствами, и наоборот, чувства обозначают как эмоции даже те ученые, которые в принципе разводят их. Не строгое использование понятий «эмоция» и «чувство» часто, например, имеет место в книге Л. В. Куликова, хотя автор и пишет, что «в чувствах отражено отношение к стабильно значимым для личности вещам и явлениям в отличие от эмоций, выражающих отношение к конкретным, актуальным условиям, отдельным предметам или поступкам людей» [9].
Давая разные определения эмоциям и чувствам, многие авторы в то же время обозначают одну и ту же эмоциональную реакцию то одним термином, то другим.
В книге А. И. Захарова (1995) любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание называются автором то чувствами, то эмоциями. Все это примеры инерции бытового отождествления понятий «эмоция» и «чувства».
Такая же тенденция прослеживается и в западной психологии.
Так, в американском учебнике В. Квин (2000) написано следующее: «Эмоции — это субъективное отношение человека к миру, переживаемое как удовлетворение или неудовлетворение потребностей. Эти чувства могут быть приятными, неприятными и смешанными. Люди очень редко испытывают эмоции в чистом виде» и т. д [9].
Немецкий психоаналитик П. Куттер (1998) употребляет слово «чувство» в самом широком значении, в том числе и для обозначения эмоций.
В данной работе следует принять точку зрения А.Н. Леонтьева, который рассматривает чувства как вид эмоций и считает чувства особым подклассом эмоциональных явлений. Он отличает чувства от эмоций их предметным характером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом. Возникновение предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» между человеком и объектом [5].
В. М. Смирнов и А. И.
Трохачев (1974) полагают, что вряд ли
следует отождествлять или
Так что же является основной характеристикой эмоций?
Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в) поддающиеся
наблюдению выразительные комплексы
эмоций (внешнее выражение в
Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций.
Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию [4].
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций [5].
Действительно, эмоция относится к процессам отражения, но отражения специфического.
Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций: «Эмоциональный процесс это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой» [10].