Общая характеристика эмоций и чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы эмоций обусловлена тем, что какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность индивидуума, значимыми, психологически действенными они становятся, лишь закрепившись в сфере его эмоциональных отношений.
Постулируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.
Такая универсальная значимость эмоций должна быть надежным залогом как повышенного интереса к ним и достаточно высокой степени их изученности.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 6
Соотношение понятий «эмоции» и «чувства» 6
Основные характеристики эмоций 10
Основные концепции эмоций 12
Роль эмоций в процессе познания 18
Заключение 26
Глоссарий 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии. Анализ воззрений на эмоции и чувства.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Общая характеристика эмоций и чувств

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

 

Введение

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции характеризуют  отношение человека к окружающим и к себе самому, к своему прошлому, настоящему и будущему, к тому, что реально существует и к тому, что в принципе существовать не может.

Эмоции переживаются не только человеком, но и некоторыми животными, что подтверждает их всеобщность и предполагает эмоции как универсальный язык,  понятный многим.

В повседневной жизни  часто говорят не об эмоциях, но о  чувствах человека.

Эмоции – это более  широкое понятие, чем чувства. В  психологии под эмоциями понимают психические  процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Другая общая черта  эмоций – это их содействие в  реализации потребностей и достижении определенных целей.

Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого  результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Большинство эмоциональных  состояний отражаются на особенностях поведения человека и поэтому  могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных  методов.

Таким образом, психологическая наука позволяет уйти от субъективности переживания эмоции и дать всеобъемлющее объяснение того, что значит эмоция в жизни индивидуума и общества.

Актуальность  проблемы эмоций обусловлена тем, что какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность индивидуума, значимыми, психологически действенными они становятся, лишь закрепившись в сфере его эмоциональных отношений. 

Постулируя  в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.

Такая универсальная  значимость эмоций должна быть надежным залогом как повышенного интереса к ним и достаточно высокой степени их изученности.

И действительно, на протяжении всей истории психологических  исследований эмоций подвергались пристальному вниманию ученых. Эмоции рассматривали как центральную среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Однако в современной  психологии отношение к проблеме эмоций изменилось. Интерес к этой проблеме стал гаснуть по мере того, как стали копиться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких, как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку с помощью эксперимента. Соответственно сузились и концепции эмоций, уступив в психологической теории былое место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации.

Вероятно, снижение интереса к эмоциям  явилось обратной стороной разочарованности, даже растерянностью исследователей, которым до настоящего времени не удается выстроить теорию, соответствующую  знаниям современности.

Тем более, не удается ответить на запрос: «А как эмоциями можно управлять?» 

Логичнее задать другой вопрос: «А нужно ли управлять эмоциями?»  Или еще точнее: «Как воспитать  в ребенке эмоции, которые не будут мешать ему в будущей жизни?»

Ответы на эти вполне практические вопросы невозможны без создания внутренне непротиворечивой теории, объясняющей происхождение, развитие, взаимосвязь и механизм эмоций.

Цель данной работы –  провести анализ воззрений на эмоции и чувства и дать их общую характеристику.

Основная часть

Соотношение понятий «эмоции» и «чувства»

Чувства и эмоции настолько тесно взаимосвязаны, что давние и многочисленные попытки  развести понятия «чувство» и «эмоция» практически остались безуспешными.

Так, еще У. МакДугалл писал, что «термины «эмоция»  и «чувство» употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся» [9].

После многолетней систематической работы, У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что развести эти термины можно «на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются» [9].

По Мак-Дугаллу существуют две первичные и фундаментальные формы чувства — удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют все устремления организма. По мере своего развития организм становится способным испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием, смесью удовольствия и страдания; в результате появляются такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль.

Именно  эти сложные «производные эмоции» Мак – Дугалл называет чувствами. Они возникают после того, как успешно или неуспешно осуществлены стремления человека. Подлинные же эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят. Они не оказывают прямого влияния на изменение силы устремлений. Они лишь открывают самосознающему организму природу действующих побуждений, т. е. имеющиеся потребности.

Сложные чувства, по Мак-Дугаллу, зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому  процессу вторичны. Они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным.

Подлинные же эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития [Мак].

Противоречия данной концепции заключаются в следующем. Критерии автора для такого разведения неопределенны, отнесение того или иного эмоционального явления к чувствам или эмоциям мало обоснованы. Чем, например, «смешанная эмоция» стыда, позора отличается от таких явлений, отнесенных им к чувствам, как раскаяние, отчаяние? И те, и другие могут появляться после осуществления или неосуществления стремления.

Разведение эмоций и  чувств по признаку «до и после  деятельности» тоже некорректно, так как эмоции могут сопровождать деятельность и поведение и до, и во время, и после них.

С точки зрения функционального  подхода к психическим явлениям развести эмоции и чувства пытался и Э. Клапаред. Он задался вопросом — для чего нужны те и другие — и отвечает: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются.

С позиции современной науки, признающей иррациональность человеческого поведения, попытку отделить эмоции от чувств по этому признаку неудачна.

Современных ученых, рассматривающих  соотношение чувств и эмоций, можно  разделить на четыре группы.

Первая группа отождествляет  чувства и эмоции (дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям); вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая — разделяет  и противопоставляет чувства и эмоции.

Все это приводит к  тому, что возникает к терминологической путанице, даже к неразберихе в описании явлений.

Чувства присущи не только человеку, хотя у него они и являются личностным отношением к окружающей его действительности. 

В. Вундт, разделяя объективные  и субъективные элементы ощущения, первые обозначил как просто ощущения, а вторые — как простые чувства. Но  характеризуя последние, он говорит об эмоциональных переживаниях, эмоциях, а не чувствах. Несмотря на это, эмоциональные переживания стали обозначать как чувства, подразделяя их на простые (низшие) и сложные (высшие).

Для многих психологов понятия «эмоции» и «чувства» являются синонимичными [10].

Некоторые авторы видят  различие между эмоциями и чувствами лишь в длительности переживания: у собственно эмоций они кратковременные, а у чувств — длительные, устойчивые. Но тогда и настроение можно отнести к чувствам.

Другие авторы утверждают, что  «чувства — одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью» [10]. Но переживание своего отношения к чему-либо — это эмоция. Следовательно, и здесь чувство понимается как устойчивая эмоция.

Иногда говорят о  ситуативных эмоциях, пытаясь таким  образом отделить их от высших эмоций, называемых чувствами.  Это излишне, так как эмоции, в отличие от чувств, всегда ситуативны, т, е. возникают «здесь и сейчас».

Нередко эмоции называют чувствами, и наоборот, чувства обозначают как эмоции даже те ученые, которые  в принципе разводят их. Не строгое  использование понятий «эмоция» и «чувство» часто, например, имеет место в книге Л. В. Куликова, хотя автор и пишет, что «в чувствах отражено отношение к стабильно значимым для личности вещам и явлениям в отличие от эмоций, выражающих отношение к конкретным, актуальным условиям, отдельным предметам или поступкам людей» [9].

Давая разные определения  эмоциям и чувствам, многие авторы в то же время обозначают одну и ту же эмоциональную реакцию то одним термином, то другим.

В книге А. И. Захарова (1995) любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание называются автором  то чувствами, то эмоциями. Все это  примеры инерции бытового отождествления понятий «эмоция» и «чувства».

Такая же тенденция прослеживается и в западной психологии.

Так, в американском учебнике В. Квин (2000) написано следующее: «Эмоции  — это субъективное отношение  человека к миру, переживаемое как удовлетворение или неудовлетворение потребностей. Эти чувства могут быть приятными, неприятными и смешанными. Люди очень редко испытывают эмоции в чистом виде» и т. д [9].

Немецкий психоаналитик  П. Куттер (1998) употребляет слово «чувство» в самом широком значении, в том числе и для обозначения эмоций.

В данной работе следует  принять точку зрения А.Н. Леонтьева, который рассматривает чувства как вид эмоций и считает чувства особым подклассом эмоциональных явлений. Он отличает чувства от эмоций их предметным характером, возникающим в результате специфического обобщения эмоций, связанных с конкретным объектом. Возникновение предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» между человеком и объектом [5].

В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) полагают, что вряд ли следует отождествлять или противопоставлять  психологические понятия «эмоция» и «чувство», их скорее нужно рассматривать  как отношение частного к общему. Этой же позиции придерживаются Л. В. Благонадежина (1956) и П. В. Симонов (1981), которые считают, что чувства — это эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, т. е. потребностей, возникших в ходе исторического развития человечества [5].

Основные характеристики эмоций

Так что же является основной характеристикой эмоций?

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

а)       внутреннее переживание;

б)      физиологическую  активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в)      поддающиеся  наблюдению выразительные комплексы  эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают  неодинаковое значение этим компонентам  эмоций.

Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию [4].

С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций [5].

Действительно, эмоция относится  к процессам отражения, но отражения  специфического.

Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций: «Эмоциональный процесс это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой» [10].

Информация о работе Общая характеристика эмоций и чувств