Общая характеристика эмоций и чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы эмоций обусловлена тем, что какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность индивидуума, значимыми, психологически действенными они становятся, лишь закрепившись в сфере его эмоциональных отношений.
Постулируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.
Такая универсальная значимость эмоций должна быть надежным залогом как повышенного интереса к ним и достаточно высокой степени их изученности.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 6
Соотношение понятий «эмоции» и «чувства» 6
Основные характеристики эмоций 10
Основные концепции эмоций 12
Роль эмоций в процессе познания 18
Заключение 26
Глоссарий 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая по психологии. Анализ воззрений на эмоции и чувства.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Далеко не все эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему.

Так, например, эмоция удивления  явно не может быть отнесена ни к  позитивным, ни к негативным эмоциональным состояниям.

Роль эмоций в процессе познания

В отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли  «ведомого  « процесса. Эмоции являются важнейшим  фактором регуляции процессов познания. Для интеллекта и эмоций характерны отношения взаимодополнения.

В истории психологии доминировала традиция обособления  эмоциональных процессов в отдельную  сферу, противопоставляемую когнитивной  сфере, например, различение разума и  сердца, чувств и познания, интеллекта и аффекта. Достаточно выраженной является также тенденция признавать при этом первичность и преимущество процессов познания. Крайняя в этом отношении позиция получила название интеллектуализма, различные направления которого рассматривали эмоции как свойство или разновидность ощущений, как результат взаимодействия представлений или особый вид познания. Интеллектуализм  - направление в психологии, где эмоции рассматриваются как результат взаимодействия представлений [9].

Уже представители раннего  периода в развитии психологии мышления не могли игнорировать того факта, что мышление человека включает в себя эмоциональные компоненты. Однако методологические принципы идеализма требовали резкого разделения эмоциональной и интеллектуальной сфер. Выход из этого противоречия психологи видели на пути дифференциации самой интеллектуальной сферы.

Так, Г.Майер выделял  «судящее» мышление и эмоциональное  мышление, Т.Рибо – аффективное мышление и интеллектуальное, Э.Блейлер, исходя из анализа патологии, подразделял  мышление на аутистическое и реалистическое. Как правило, эмоциональное мышление связывалось с функционированием в обыденной жизни, а интеллектуальное – с научным познанием, причем из интеллектуального изгонялась всякая «примесь аффективности». Значение проблемы места и функции эмоций в системе познавательной деятельности недостаточно осознается большинством представителей современной зарубежной психологии.

Например, проблема направленности мышления при систематическом ее изложении обсуждается вовсе  без привлечения понятий «эмоция», «мотивация», «потребность».

Пожалуй, наибольшее внимание роли эмоций в познавательной деятельности уделил Л.Секкей. Он следующим образом  определяет основное место эмоции в  процессе решения задачи: эмоция вставляется  между первым пониманием задачи и первым планом ее решения. Эмоциональные факторы являются ведущими на «низших ступенях организации мыслительного процесса, выполняя функцию «организатора фазы». Чем выше организация фазы, тем в меньшей степени эмоциональные факторы обнаруживают свое самостоятельное существование и значение. На материале патологии Л.Секкей получил факт связи стереотипного поведения при решении задач с полным отсутствием эмоций удивления и любопытства.

С самого начала развития отечественной психологии проблема  взаимосвязи «аффекта и интеллекта» была поставлена в качестве одной из основных психологических проблем. Л.С.Выготский писал: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» [5]. Эмоции сопровождают, «окрашивают» познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают субъективное его значение. Действительно, мы восторгаемся  или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то, приятными или тягостными бывают наши ощущения, мысли, состояния, приключения и т. п. Можно думать, что именно из-за своей очевидности  предметность эмоций признается в ряде теорий без особого акцентирования.

Между тем есть основания  утверждать, что именно эта их особенность  является центральной для характеристики отношения эмоций к процессам познания. Возможность возникновения эмоционального переживания, «предметом» которого служит другое эмоциональное переживание, и они, существуя одновременно, сливаются, «наслаиваются» в сознании (человек может быть искренне рад некоторому зарождающемуся чувству, ему может не нравиться его же настроение и т.п.), представляет собой только одну из причин, по которым сравнительно простое строение эмоционального явления порой бывает трудно определить на практике.

Предметность эмоций исключает трактовку, рядополагающую их процессам познания, и требует представления об эмоциональной сфере как об отдельном пласте психического, как бы надстраивающемся над познавательным образом и занимающем положение между ним и внутренними психическими образованиями (потребностями, опытом и т.п.).

Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции, в свою очередь, являются важнейшим фактором регуляции процессов  познания. Так, эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание; этот же фактор способен существенно облегчить или затруднить произвольную регуляцию этих процессов.

Хорошо известно влияние  эмоций на процессы воображения и  фантазии. При неопределенном стимульном материале или при выраженной интенсивности эмоции могут исказить даже процессы восприятия.

От эмоций зависит  целый ряд характеристик речи. Накапливаются данные о тонком регулирующем их влиянии на мыслительные процессы. Следует отметить, что эти разнообразные и очень важные проявления эмоций изучаются главным образом в экспериментальной психологии, в теоретических же работах на них обращается меньшее внимание.

Таким образом, направляя  эмоции на причины, сигналы значимых событий, процессы познания тем самым  определяют и свою судьбу, впоследствии сами направляясь эмоциями на эти причины для лучшего ознакомления с ними и выяснения оптимального способа поведения. Только таким взаимодополняющим влиянием сфер интеллекта и аффекта, отвечающих, соответственно, за отражение объективных условий деятельности и субъективной значимости этих условий, обеспечивается достижение конечной цели деятельности — удовлетворение потребностей.

Я. Рейковский на основе экспериментальных исследований формулирует  следующие выводы относительно эмоций и познавательных процессов [9]:

1. Влияние эмоций на  познавательные процессы в целом  незначительно.

2. Влияние эмоций состоит  в избирательном акцентировании  или подавлении определенных  процессов.

3. Степень влияния  эмоций зависит от их интенсивности, структурированности познавательных процессов, а также от устойчивых особенностей субъекта.

Человек не только познает  действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится  так или иначе к тем или  иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.

Переживание чувства  выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в  единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека.

Вместе с тем переживание  чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и  изменчивым.

В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять  активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценивать жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т. д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации.

Итак, переживание связано  с объективной необходимостью перенести  ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Это и значит эмоционально пережить что-то. Переживание, таким образом, выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия.

Различные формы переживания  чувства  -  эмоции, аффекты, настроения, стрессовые состояния, страсти и, наконец, чувства в узком значении этого  слова  -  образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека, живым источником познания, выражением сложных и многообразных отношений между людьми. Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску.

Чувства субъективно -  для человека  -  выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовольствия и т. п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения  потребностей.  Неудовлетворенные  потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т. п.).

Факторы возникновения  эмоций

На возникновение эмоций влияют следующие факторы:

- индивидуальные (типологические) особенности субъекта;

- фактор времени; 

- характер потребностей;

- уровень умственного  развития человека и его способность  интегрировать различные элементы  информации в целое (способность  к целостной оценке ситуации) и т.д.

Функции эмоций

Эмоции выполняют следующие  функции:

- отражательно-оценочную;

- переключающую;

- подкрепляющую;

- компенсаторную (замещающую);

- побудительную;

- функцию  «аварийного  « разрешения ситуаций;

- дезорганизующую;

- предвосхищающую;

- эвристическую;

- функцию синтезирующей  основы образа, целостности отражения;

- функцию активации  и мобилизации организма; 

- экспрессивную.

Важнейшей характеристикой  эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие  у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что надо изменить. Учитель, непозволительно грубо накричавший на ученика, действительно провинившегося, но, вероятно, не вызвавшего бы этим такой бурной реакции педагога, если бы не усталость и раздражение последнего после неприятного разговора с директором школы, может, успокоившись, переживать эмоцию огорчения, досады на свою несдержанность, стыда. Все эти эмоциональные состояния побуждают учителя каким-то образом исправить ошибку, найти способ показать мальчику, что он сожалеет о своей резкости, вообще построить свое поведение и свои взаимоотношения с ним на основе объективной оценки ситуации, приведшей к конфликту.

Эмоция сигнализирует  о благополучном или неблагополучном  развитии событий, о большей или  меньшей определенности положения  субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и  обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.

Чувства  -  одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах  отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности.

Как и все психические  процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом  деятельности мозга. Возникновение  эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложными безусловными, так и с условными рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживания чувств являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более  глубокими являются переживания  чувств. Возникающая вследствие этого  серьезная перестройка системы  временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры.

В особенностях функционирования мозга человека не следует усматривать  прямую аналогию с физиологией эмоциональных  состояний у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть  обоснованные гипотезы о физиологических предпосылках возникновения человеческих эмоций.

Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В  частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое - с отрицательными эмоциями.

Все исследования физиологических  основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие  -  неудовольствие, наслаждение  -  страдание, приятное  -  неприятное и т. д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях протекания физиологических процессов.

Заключение

Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Информация о работе Общая характеристика эмоций и чувств