Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:31, курсовая работа
Актуальность проблемы эмоций обусловлена тем, что какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность индивидуума, значимыми, психологически действенными они становятся, лишь закрепившись в сфере его эмоциональных отношений.
Постулируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.
Такая универсальная значимость эмоций должна быть надежным залогом как повышенного интереса к ним и достаточно высокой степени их изученности.
Введение 3
Основная часть 6
Соотношение понятий «эмоции» и «чувства» 6
Основные характеристики эмоций 10
Основные концепции эмоций 12
Роль эмоций в процессе познания 18
Заключение 26
Глоссарий 29
Список использованных источников 31
В отличие от восприятий,
которые всегда дают образ, отображающий
предмет или явление
Состояние индивида, получающее
эмоциональное выражение, всегда обусловлено
его взаимоотношениями с
В тех случаях, когда индивид играет по преимуществу пассивную, страдательную роль, его эмоции выражают состояние. Они выражают его отношение к окружающему, поскольку роль его в этих взаимоотношениях более активна и сама эмоция выражает его активную направленность. Выражая отношение человека к окружающему, эмоция делает это специфическим образом; не всякое отношение к окружающему обязательно принимает форму эмоции. То или иное отношение к окружающему может быть выражено и в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в идеологии, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания.
Степень сознательности эмоционального переживания может быть при этом различной, в зависимости от того, в какой мере осознается самое отношение, которое в эмоции переживается. Это общеизвестный житейский факт, что можно испытывать, переживать – и очень интенсивно – то или иное чувство, совсем неадекватно осознавая истинную его природу. Это объясняется тем, что осознать свое чувство – значит не просто испытать его как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое направляется. Основы чувства не в замкнутом внутреннем мире сознания, они в выходящих за пределы сознания отношениях личности к миру, которые могут быть осознаны с различной мерой полноты и адекватности. Поэтому возможно очень интенсивно переживаемое и все же бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное, или неосознанное, чувство – это, как уже отмечалось, не чувство, не испытанное или не пережитое (что явно невозможно и бессмысленно), а чувство, которое в своем внутреннем содержании не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Такое неосознанное чувство – обычно молодое и неопытное – может представлять особую прелесть своей наивной непосредственностью. В своей неосознанности оно не способно ни к притворству, ни к маскировке. Такие неосознанные чувства обычно выдают сокровенные тайны личности; из них-то обычно и узнают о неосознанных самим индивидом свойствах и устремлениях его. Человек, который сам не знает о своей склонности к определенной сфере жизни (интеллектуальной или эстетической и т.п.), обнаруживает ее, а иногда прямо выдает, особенной интенсивностью эмоциональных переживаний во всем, что ее касается.
Если определять переживание, в специфическом смысле этого слова, как душевное событие в жизни личности, подчеркивая его укорененность в индивидуальной истории личности, то надо будет сказать, что если и не всякая эмоция является переживанием в специфическом смысле этого слова – неповторимым событием в духовной жизни личности, то всякое переживание, т.е. психическое явление с подчеркнуто личностным характером, обязательно включено в сферу эмоциональности.
Эмоция как переживание всегда носит у человека личностный характер, особо интимно связанный с «я «, близкий ему и его захватывающий, и личностное отношение всегда приобретает более или менее эмоциональный характер. Если человек принимает те или иные формы поведения, но сам при этом относится бесстрастно к тому, соблюдаются они или нет, то это означает, что он лишь внешне, формально их принял, что выраженное в них общественное отношение не стало его личным отношением. Становясь личным, общественное отношение переживается эмоционально. Совокупность человечески чувств – это, по существу, совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Эмоция |
Психическое отражение
в форме непосредственного |
2 |
Чувство |
Чувство – устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающееся относительной устойчивостью. Чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. |
3 |
Переживание |
Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. |
4 |
Аффект |
Наиболее мощная эмоциональная реакция; полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность. |
5 |
Настроение |
Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. |
6 |
Стресс |
Эмоциональное состояние,
вызванное неожиданной и |
7 |
Консонанс |
Положительное эмоциональное
переживание возникает у |
8 |
Дисонанс |
Отрицательное эмоциональное
состояние, возникающее в ситуации,
когда субъект располагает |
9 |
Экспрессия |
Выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека – в мимике, в пантомимике, голосе и жестах. |
1 |
Сыромятников, И. В. Психология эмоциональных явлений. 2007 - [Текст]: рабочий учебник - http://lib/library |
2 |
Федотов, А. Ю. Введение в общую психологию 2007 - [Текст]: рабочий учебник - http://lib/library |
3 |
Федотов, А. Ю. Введение в психологию личности. Потребности как источник активности личности. 2007 - [Текст]: рабочий учеб. - http://lib/library |
4 |
Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. |
5 |
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. |
6 |
Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / Отв. ред. В. С. Русинов. — М.: Наука, 1987. |
7 |
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М.: Наука,1981. |
8 |
Кресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.: |
9 |
Маклаков А Общая психология. Эмоции. - Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978. |
10 |
Современная психология /Под ред. И.Ю. Николаева. – Спб.: ИНФРА – М, 2002. |