Общая характеристика эмоций и чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции у человека порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, и т. п., которые играют важную роль ориентирующих субъективных процессов. Эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и являются врожденными. Однако в ходе развития, эмоции утрачивают свою, прямую основу, приобретая сложнообусловленный характер, образуют множественные виды высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной и чувственной жизни.

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Общая характеристика эмоций
2. Общая характеристика чувств
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

smirnov_kursovaia_rabota.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Ковровский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Общая характеристика эмоций и чувств

Фамилия студента

Смирнов

Имя студента

Денис

Отчество студента

Викторович

№ контракта

15500100701004


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Общая характеристика эмоций

    2. Общая характеристика чувств

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Эмоции и чувства постоянно преследуют человека, которые оказывают влияние на его мысли и деятельность и поступки. Очень часто  эмоциональная природа затрудняет нормальное взаимоотношение между индивидом и группой. Формирование эмоций, нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, природе и обществу, способствует становлению всесторонне развитой личности.

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, который основывается на чувствительном отражении высокой значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция на воздействие организма (от лат. "emoveo" - волную). Регулируют эмоции психическую активность не специфично, а через определённые общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Эмоции у человека порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха,  и т. п., которые играют важную роль ориентирующих субъективных процессов. Эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и являются врожденными. Однако в  ходе развития, эмоции утрачивают свою, прямую основу, приобретая сложнообусловленный характер, образуют множественные виды высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной и чувственной жизни.

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, страха  и т.п.) являются у человека общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, после включения в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем еще и  социальный характер, этим и объясняются культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоциональные выразительные движения человека – не рудиментарные явления психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, очень важную роль. К эмоциональным  процессам в настоящее время принято относить аффекты,  эмоции и чувства.

 

 

Основная часть

1 Общая характеристика эмоций

 

Эмоции (от франц. emotion – чувство) – психический процесс импульсивного поведения, основывающийся на чувственном отражении потребностей, внешних воздействий, положительных или отрицательных для жизнедеятельности личности.

Эмоции возникают как рациональный «продукт» эволюции, биологически широких обобщенных способов поведения организма в типичных ситуациях. Только благодаря эмоциям организм очень выгодно приспосабливается к окружающим его условиям, потому как он, даже не определяя тип, механизм и другие свойства воздействия, может со спасительной для себя быстротой дать ответную реакцию определенными эмоциональными состояниями, то есть определить, положительно или отрицательно для него данное воздействие.

Эмоции двухвалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности.

Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывающие эмоции, настраивают организм на определенное поведение.

Эмоции – определенный механизм непосредственно  экстренной оценки благополучности активного взаимодействия организма со средой. Даже простейший эмоциональный тон ощущения, приятные или даже малоприятные простейшие химические или физические воздействия вызывают  соответствующую особенность жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые моменты  жизни, в критически опасных  обстоятельствах наши эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи связана непосредственно с эндокринно-вегетативной системой, эмоции немедленно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в нервно напряженных ситуациях.

Например, эмоции страха, которые возникают в опасной ситуации, обеспечивают преодоление опасности тем, что активируют  ориентировочные рефлексы, тем самым тормозя все побочные текущие деятельности, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и частоты сердцебиения, изменения состава крови, повышая ее свертываемость на случай ранения, мобилизации внутренних органов и систем.

По механизму происхождения некоторые эмоции тесно связаны с инстинктами. Например, в состоянии ярости у человека появляются реакции его предков – оскал зубов, движение скул, ритмические сокращения мышц всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социально-адоптированного человека происходит за счет волевой регуляции. В критичных же ситуациях эмоции обычно вступают в свои права и нередко берут «верх», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональность поведения связана с деятельностью человека. Как отмечается, что психическое отражение это сигнальное отражение к тому, что, так или иначе, управляет нашим организмом в окружающей среде. Каждый психический образ информирует о  взаимодействии с объектом отражения. Из многочисленных вариантов поведения человек выбирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое предрасположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, с помощью чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, самопроизвольными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Позитивные эмоции, постоянно сочетаются с удовлетворением потребностей, сами собой, становясь настоятельной потребностью. Длительное отсутствие положительных эмоций,  может привести к  психическим нарушениям. Заменяя потребности, эмоции побуждают  действие.

Эмоции генетически взаимосвязаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, которые обуславливаются социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформировавшееся  опоры социального сотрудничества вызывают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, сочувствия, а нарушение этих чувств – чувство недовольства, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека образовались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано образование его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств.

Разнообразные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивидуума воспитывают различные стороны его эмоциональность и нравственно-эмоциональный облик личности. Сформировывающаяся в процессе развития личности эмоциональная сфера становится аргументированной базой ее поведения.

В картине чувств определенной личности отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что ему нравится и что печалит, к чему он стремится, а чего избегает.

Если крайне сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Его поведение при этом опускается на более низкие уровни регуляции. Лишняя энергетизация организма «замораживает» высшие регуляционные механизмы, что приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.

Когда всем известный «Титаник» потерпел крушение, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество сошедших с ума людей – бурный взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельности. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются строгой организованной системой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызывать разные эмоции. Например,  потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызывать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.

Больше всего напряженное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.

Эмоции исполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или грусти возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, – являются базовым явлением психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно значимостью его стороны. Изучение дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Возникая спонтанно определяя значимость воздействий, они моментально замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции – это система экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокировка не предвещающих положительных результатов, бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект - значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и активизирует нужную ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего порядка поведения.

В многообразие жизненных ситуациях и положениях эмоции обеспечивают мгновенное первичное ориентирование, взывая к использованию наиболее эффективных возможностей и перекрывая направления поведения не приносящие положительных результатов. Можно сказать, что эмоции – механизм подсознательного смыслообразования, спонтанного определения первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях.

   Эмоциональная устойчивость человека при разных эмоциогенных влияниях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к проблемам, терпимость к поведению людей называется толерантностью (от лат. tolerantia – терпение).

В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится стабильным и характерным для него. Важно  дорожить хорошим настроением, развивать и культивировать его. Оно дает толчок к активной благоприятной деятельности, улучшает отношения между людьми.

Эмоциональные черты индивида в обусловлены значительной степени особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в в раннем детстве и младенчестве. Ребенок, который предрасположен к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый, естественным образом его ожидает разный прием в мире взрослых и сверстников. От эмоций, которые чаще всего проявляет и испытывает ребенок, зависит его успешность взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социализации и социального развития. Она, то есть, эмоциональность влияет на формирование не только на социальное развитие ребенка и  личностных черт, она сказывает влияние даже на его интеллектуальное развитие. Например, если ребенок свыкся с состоянием апатии, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, который склонен к активному любопытству, к изучению окружающей среды.

Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем какая либо другая эмоция. Исключительно важную роль играет интерес, мотивация в формировании и развитии навыков, интеллекта и умений. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека.

Не следует путать эмоции интереса с реакцией удивления  и изумления, хотя внешние проявления удивления довольно сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело погружен в объект, мгновенно реагирует на него, стремится познать его.

В случаях, когда эмоция интереса включает зрительную систему, взгляд человека или быстро перемещается, исследуя объект, или фиксируется на определенной точке. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельствует о том, что человек работает активно, стремится прочувствовать объект и понять его.

Собственно говоря интерес в буквальном смысле определяет наши воспоминания и мысли, ибо он обусловливает в значительной степени содержание нашего восприятия, памяти и внимания.

Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его рождения. За исключением некоторых моментов, когда младенец испытывает дискомфорт от неудовлетворенной физиологической потребности, он слушает, рассматривает, производит движения и издает звуки  под влиянием и руководством эмоции интереса. Аргументируемые интересом формы активности и взаимодействия с окружающим миром закладывают основы для развития многих психических сфер, отсутствие или нехватка этих форм активности и взаимодействия с окружением может привести к задержкам развития.

Информация о работе Общая характеристика эмоций и чувств