Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 16:59, курсовая работа
Эмоции у человека порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, и т. п., которые играют важную роль ориентирующих субъективных процессов. Эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и являются врожденными. Однако в ходе развития, эмоции утрачивают свою, прямую основу, приобретая сложнообусловленный характер, образуют множественные виды высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной и чувственной жизни.
Введение
Основная часть
1. Общая характеристика эмоций
2. Общая характеристика чувств
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Под термином дружба принято понимать еще со времен Аристотеля высоко индивидуализированные и свободные от эротических элементов отношения между людьми. Причем это положительные, длительные отношения устойчивые к внешним раздражителям, которые основываются на духовной близости, то есть на добровольной совместной деятельности в области, интересующей дружащих людей, на наличие общих интересов. Полное доверие, бескорыстность и готовность оказать помощь друг другу, открытость, преданность людей друг другу является условием дружеских отношений.
Немало важно и то, что люди, которые находятся в отношениях дружбы, получают удовольствие от того, что доставляют своими действиями приятное другому человеку. Таким образом, у дружащих людей развивается и соответствующая мотивация, внутренняя потребность в дружбе. «Дружить надо уметь», именно в этом смысле следует понимать «крылатое» выражение. Активное развитие дружбы происходит обычно в детском и юношеском возрасте во время становления характера человека, моральных норм и законов, его самосознания, формирования его внутреннего мира. Если у человека есть задатки к дружбе, в его восприятии мира обязательно должна быть определенная иерархия ценностей, на первом месте в которой должна стоять потребность делать другу приятное, жертвовать для него многими материальными и нематериальными благами - бескорыстно.
Исходя из этого становится понятным особая характеристика дружбы, как ее высокая индивидуальная настроенность. Это свойство, по-видимому, связано с тем, что человек может переживать потребность жертвовать своими интересами только в особых случаях, только для очень узкого круга людей. Другое дело, что среди большого общества обыкновенных людей встречаются редкие люди с истинно жертвенным характером, люди которых называют героями, народ их обожествляет, о которых пишут книги, легенды и мифы, слагают песни и поэмы.
Из этого следует, что важнейшим условием отношений дружбы является также схожесть духовного развития, уровня и систем духовных ценностей людей. Вряд ли люди будут дружить, которые имеют разные представления о допустимости воровства или обмана, о возможности предательства или измены, о нарушениях других моральных заповедей и ценностей. Понятно что, говоря, о дружеских чувствах в значительно меньшей степени зависят от интеллектуального различия людей — примером может служить дружба между взрослым и ребенком.
Необходимость развитых духовных и интеллектуальных компонентов для существования дружеских отношений позволяет рассмотреть давний, классический вопрос о дружбе между женщиной и мужчиной. Действительно, уровень человека внутренней культуры, уровень развития интеллекта, существующие у него моральные, нравственные и этические нормы определяют возможность дружеских отношений этого человека с людьми противоположного пола. Этот вопрос сводится к тому, способен ли, например, мужчина увидеть в женщине личность, обладающую набором перечисленных категорий, а не только существо другого пола. Другими словами, хватит ли у мужчины духовных, моральных, интеллектуальных, нравственных и этических качеств для того, чтобы приспособиться и раздельно воспринимать половые и духовные характеристики женщины.
Дружба от любви отличается более строгими нормами взаимного поведения и большей рассудочностью. Любовь как чувство проявляется в разных формах: в форме любви мужчины и женщины, любви родителей и детей, любви человека к самому себе, братской любви, фанатичной любви к кумиру и т. п. Так же как и у дружбы, чувства любви основывается на существовании у человека сложного комплекса духовных, нравственных, моральных, и интеллектуальных качеств, составляющих основу личности и позволяющих человеку выделить любимую или любимого среди многочисленного количества других людей.
Основополагающей линией чувства любви, как и дружбы, является ее мотивационная сущность. Чувство настоящей любовь по мере её развития становится одной из основных внутренних, потребностей человека. Это потребность в совершении бескорыстных дел, часто безрассудных, поступков ради объекта любви вредящих самому человеку. Как и в случаях дружбы, разные люди способны испытывать любовь по разному, как первичную потребность делать бескорыстное добро для объекта любви и тем более приносить ему в жертву свои цели и стремления, интересы.
В этом смысле говорят, что далеко не каждому дано любить по-настоящему, способностью испытывать радость обладает не каждый человек, отдавая другому не только материальные ценности, но и свою энергию, жизненную позицию и силу. Вместе с мотивацией жертвенности способность любить требует от человека наличия высокой внутренней культуры, богатого и развитого духовного мира, что позволяет человеку правильно оценивать свои мысли, намерения и поступки. При этом, чувство любви, как и в дружбе, совершенно не обязательно требует осознания, оно просто может быть необъяснимой внутренней потребностью дарить радость и счастье. «В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь», — писал философ и психолог Эрих Фромм.
В этой формулировке в данном чувстве просматривается еще одна существенная сторона: любовь — забота о другом человеке. Неспроста в русском языке одним из синонимов понятия любить является понятие жалеть. Видимо, в своём происхождении и в своих истоках, чувства милосердия, любви, сострадания, и сочувствия имеют родственные корни.
Эрих Фромм является создателем направления «гуманистического психоанализа», в котором любовь рассматривается в широком смысле слова как важнейший способ преодоления дисгармонии между обществом и личностью. «Дарение пробуждает другого человека тоже стать дающим, и оба они увеличивают радость, которую вносят в свои жизни», — писал он.
Понятно, что развитие данной потребности отдавать является делом очень не простым, которое, действительно, требует от человека высокой внутренней культуры, очень высокой духовной организации, тонко организованной системы моральных норм и ценностей. Эта система имеет свою структуру запретов, приоритетов, свои критерии непозволенного и позволенного, предписания по искуплению нарушенных норм, свои условия прощения, например, таких нарушений, как предательство или измена. При этом люди осознанно или интуитивно, которые находятся в отношениях любви, должны иметь представления о том, что может рассматриваться как измена или предательство и насколько тяжелым нарушением являются эти действия в данных конкретных ситуациях. В этом смысле интересна и другая формулировка, гласящая о том, что «в любви один любит, а другой только позволяет себя любить».
Представление о чувстве любви как о перестраиваемой, сложной иерархической, в зависимости от обстоятельств системе понятий, критериев, отношений, запретов и приоритетов в эмоционально-когнитивной сфере дает возможность рассматривать различные виды любви. К примеру, становится понятным, что секс (половая, или эротическая любовь) представляет собой довольно небольшую часть этой системы. Значимость и важность для человека данной части несомненна и очевидна, это один из базовых инстинктов, одна из базисных потребностей, в частности, связанная с другим базовым инстинктом — врожденной потребностью продолжения своего рода.
Абсолютно важным является сочетание для человеческих отношений этих первичных базисных потребностей со всей системой моральных, культурных, и нравственных отношений, с наличием взаимного уважения интересов, черт характера, привычек, духовных личностных особенностей, ценностей, а также возможных заблуждений и странностей, которые не редко представляются неотъемлемой частью внутреннего мира человека. Прощение ошибок, не обращение внимания на какие-то не сильно приятные черты в характере своего любимого человека, помогать ему в сложных ситуациях — только такое поведение является необходимым условием для взаимной любви.
Стоит только вспомнить о таких не очень удобных и типичных для общения чертах, как неаккуратность, забывчивость, болтливость, не экономность в деньгах и т.п.
Влюбленность является особенным видом любви. Следует отметить разницу между устойчивым и длительным чувством любви и чувством мгновенной влюбленности, когда человек руководствуется только внешними и первичными и, в большинстве случаев часто обманчивыми впечатлениями. Отличительная черта и, как правило, причинами влюбленным состоянием является то, что человек в предмете любви видит тот идеал, который сформировал сам в своем воображении, т. е. проецирует на внешний мир свои предпочтения и нормы, наделяя некий объект набором идеальных для себя характеристик и качеств. Именно поэтому с течением времени влюбленность при более внимательном и долговременном знакомстве с человеком, при более полном и глубоком узнавании его характера и привычек, или проходит или переходит в любовь.
Влюбленность с другой стороны, может переходить в вариант фанатичной и слепой любви к своему кумиру, когда человек не может оценить качества объекта любви, отношения к другим людям и его характер.
Очень интересно отметить, что представления людей о своем идеале любви, о наиболее желаемом объекте любви подвержены очень серьезным изменениям. И это в определенной степени опровергает мнение, о том, что с течением многих сотен веков и тысячелетий у человечества идеал красоты не изменялся. Например, представление о том, что женщина типа богини Венеры каким идеалом была, таким и осталась. Исторический анализ об идеальном объекте любви все-таки испытывает определенные изменения. В течение долгих средних столетий типичный эталон мужчины, мужского характера и мужской красоты был рыцарь, то есть человек, который обладает определенным происхождением, определенными навыками боевых искусств, определенными интеллектуальными, этическими и моральными качествами.
Однако сегодняшний идеал мужчины, если он даже будет называться рыцарем, будет, имеет отличия, если не по всем признакам, то по большинству из приведенных пунктов. В конце нашего века в мужчине ценится скорее интеллекта, умение находить общий язык, договариваться с трудным партнером, не применяя грубой силы, общительность, способность занимать положение в обществе, деловитость, а не физическая сила. Идеал современной женщины также потерпел ряд длительных исторических изменений. Наиболее ярким показателем этой динамики является развитие феминизма, то есть борьба женщин за равноправность. Современная женщина наряду с традиционными чертами красоты, доброты, терпимости, привлекательности, заботы о детях стремится обрести свободу поведения и принятия решений, широкий доступ к интеллектуальному потенциалу и знаниям, хочет стать быть деловитой, специалистом в определенной области, энергичной, самостоятельной и не зависимой.
Говоря о видах любви, стоит сказать и ролевых функциях людей, которые проявляются во взаимных отношениях любящих. Например, типичная ролевая функция мужчины - «мужчина-сын», т.е. мужчина, который в первую очередь ищет в любимой женщине мать и ощущающий себя комфортно только в качестве объекта заботы или опеки. Такой мужчина, ориентирован матерински в своих любовных отношениях, он всегда играет роли ребенка, он бессознательно вступает в роль иногда обаятельного, беспомощного, избалованного и эгоистичного центра семьи. Мужчина такого типа, прежде всего, ищет женщину, внутренне настроенную играть в любовных отношениях функцию матери, более того, при встрече с женщинами другого типа он искренне чувствует себя несправедливо разочарованным и обиженным.
Итак, какова же роль эмоций? Во-первых, эмоции, в своём качестве отражают характер протекания различных жизненных процессов. Во-вторых, они управляют данными процессами, тормозя или активизируя их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека.
Человеческая эмоциональная жизнь, его переживания стали сегодня объектом исследования врачей и физиологов. Не только потому, что моделирование эмоций обещает новый этап в развитии кибернетических машин, не потому что человек в силу своей врожденной любознательности стремиться проникнуть в самые дальние уголки своего существа, но ещё и потому, что большое число заболеваний современного человека я зачисляю в разряд неврогенных. Это инфаркт Миокарда, атеросклероз, гипертония, заболевания ЖКТ, кожные и многие другие многочисленные и смертельные заболевания. Роковую роль в происхождении большинства заболеваний играют отрицательные эмоции. Врачами давно замечена индивидуальная связь преобладания тех или иных эмоций с предрасположенностью к заболеваниям. М.И. Аствацатуров говорил, что сердце поражает страх, печень – гнев, желудок – апатия.
Значение эмоций и чувств в отражение действительности в жизни человека не исчерпывается простым фактом, что под влиянием того или иного внешнего природного и социального фактора человек испытывает то или другое чувство. Познание истинной сущности эмоций и их важной роли в жизни человека возможно лишь при определении места этого сложного явления в структуре психических функций в целостном изменении и отражении действительности.
Очень важное значение чувств и эмоций для всей психической деятельности определяется тем, что они находятся как бы между волевой и познавательной деятельностью, связывая их, имеют самое непосредственное влияние на то, что называется активностью человеческого сознания. К.Д. Ушинский писал, что ничто так не выражает сущность человека и его отношение к миру, как его «чувствования». Он говорил, что в них слышен голос не отдельного решения и не отдельной мысли, а всего содержания человеческой души и её строя.
Роль эмоций очень велика. Они, как все цвета радуги, окрашивают мир, только в эмоциональные состояния. Мир был бы скучен без эмоций, однообразен. Мне кажется, жизнь на земле без эмоций закончилась бы, т.е. привела бы к вымиранию человечества. Эмоции являются частью человека, частью жизни. Ведь какое счастье – радоваться, любить, иметь семью и чувствовать что ты нужен своим близким и друзьям. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида не менее важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать.
Жизненная значимость отражается в эмоциональных переживаниях действующих на человека ситуаций и явлений. Говоря иначе, эмоции — это отражение в форме переживания жизненного смысла, ситуаций и явлений. Можно сказать, что все облегчающее или способствующее удовлетворение потребностей факторы, которые вызывают положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, всё, что этому препятствует, — отрицательные.
Главное отличие эмоций от чувств в том, что чувства обладают постоянством и относительной устойчивостью, а эмоции возникают в ответ на определенную ситуацию.
Возникают эмоции как в ответ на изменение в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Они могут существовать независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействуют с ними и оказывают влияют на сосуществующие состояния или процессы в сознании. Эмоции влияют на человека в целом, но каждая отдельная эмоция может влиять на субъект по-разному. Эмоции воздействуют на степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем и уровень активности мозга. Они могут изменить восприятие окружающего мира от тёмного и угрюмого к яркому и светлому, наши мысли от меланхолических к творческим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.