Общая характеристика эмоций и чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение эмоций и чувств, выявление их различий.
Задача – дать характеристику и классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятия эмоций и чувств………………………………………………...5
1.1 Отличительные особенности эмоций…………………………………………5
1.2 Проявления эмоций…………………………………………………………….6
1.3 Функции эмоций………………………………………………………………..7
1.4 Виды эмоций……………………………………………………………………8
1.5 Значение эмоций в жизни человека………………………………………….11
Глава 2. Теории эмоций…………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

КР. Общая характеристика эмоций и чувств.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Общая характеристика эмоций и чувств

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятия эмоций и чувств………………………………………………...5

1.1 Отличительные особенности эмоций…………………………………………5

1.2 Проявления эмоций…………………………………………………………….6

1.3 Функции эмоций………………………………………………………………..7

1.4 Виды эмоций……………………………………………………………………8

1.5 Значение эмоций в жизни  человека………………………………………….11

Глава 2. Теории эмоций…………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………...27

Глоссарий………………………………………………………………………….29

Список  использованных источников…………………………………………….32

Приложения……………………………………………………………………….33

Введение

В последние годы нам  приходится сталкиваться с самыми разными  точками зрения на природу и значение эмоций. Некоторые исследователи  рассматривают эмоции как кратковременные, переходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны (Schachtel, 1959). Некоторые учёные считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Arnold, 1960; Lazarus, 1968; Yong, 1961). Другие, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Izard, 1971,1972; Leeper, 1948; Rapaport, 1942; Tomkins, 1962, 1963).

Некоторые учёные исходят  из того, что эмоции должны быть подчинены  когнитивным процессам (и разуму), они рассматривают нарушение  этой субординации, как признак неблагополучия. Другие же считают, что эмоции выступают  в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они порождают и направляют их (то есть управляют рассудком). Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жёсткому контролю сознания. В то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с гомеостатическими процессами, драйвами, когнитивными процессами и двигательными актами. Драйвами мы будем называть физиологические потребности, или нужды, составляющие базу всей животной жизни. К ним относятся голод, жажда, потребность в выведении из организма продуктов жизнедеятельности, потребность в безопасности (избегание боли) и половое влечение. Иногда эти потребности называют «потребностями, обеспечивающими выживании», поскольку от их удовлетворений зависит сама жизнь индивида. Драйвы сообщают индивиду об опасностях, регистрируемых автоматическими системами регуляции гомеостаза, системами контроля за кровообращением, дыханием, температурой тела. Совместная работа драйвов и гомеостатических процессов, обеспечивает основу жизнедеятельности организма, но можно ли их рассматривать как основу и источник мотивации, которая действует на человека в повседневной жизни? В благоприятных условиях окружающей среды, когда удовлетворение потребностей не составляет труда, драйвы не проявляют себя как мотивы.

Сейчас, когда наука  доказала, насколько значимы эмоции для коммуникации и обустройства социальной жизни человека, в частности в процессе формирования привязанности между матерью и ребёнком, нам следует понять, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций.

Целью работы является изучение эмоций и чувств, выявление их различий.

Задача – дать характеристику и  классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных  психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.

Основная часть

1 Понятия эмоций и чувств

 

Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть -- все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.

Слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать.

Определение. Эмоции и  чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних  и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции и чувства  включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

По своему существу эмоции и чувства - это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности - ее эмоциональную сферу. Но вместе с тем эмоции и чувства отличаются друг от друга по ряду параметров.

 

1.1 Отличительные  особенности эмоций 

 

С точки зрения эволюции, эмоции - это более древняя форма отношения человека к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку. Чувства же присущи только человеку.

Эмоции в большей  мере связаны с удовлетворением  естественных потребностей. Чувства  же возникают при удовлетворении высших социальных, в том числе, духовных потребностей.

Эмоции носят ситуативный  характер. Они отражают отношение  субъекта к объекту в данный момент. Чувства, в отличие от эмоций, обладают относительной устойчивостью и  постоянством. Они отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей.

Эмоция - это всегда непосредственное переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными  знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и  воли.

Эмоции часто неосознаваемы, поэтому их очень сложно соотнести  с определенным объектом. Одна и  та же эмоция может быть связана  с разными объектами. Чувства  же всегда предметны. Они выражают устойчивое отношение к реальным или воображаемым объектам. Не может быть чувств вообще, их вызывают конкретные факты, события, люди и обстоятельства, к которым человек положительно или отрицательно мотивирован.

Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы  личности, определяют динамику и содержание эмоций.

 

1.2 Проявления  эмоций 

 

Эмоциональные реакции  связаны с нервными и гуморальными процессами, они также проявляются  во внешних движениях, получивших название «экспрессивные движения». Выразительные  движения являются важным компонентом  эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций - это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.

К выразительным формам эмоций относятся следующие:

жесты (движения рук),

мимика (движения мышц лица),

пантомимика (движения всего  тела),

эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные  оттенки обладает лицо человека.

 

1.3 Функции  эмоций 

 

В современной психологии выделяют несколько основных функций  эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.

Сигнальная (информационная) функция эмоций. Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.

Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой  ситуации, в которой находится  субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Приспособительная функция  эмоций. Благодаря вовремя возникшей  эмоции субъект имеет возможность  быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.

Регуляторная функция  эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение  субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.

Коммуникативная функция  эмоций свидетельствует о том, что  без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через  чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса). Демонстрируя свои переживания, один человек воздействует на эмоциональную сферу другого человека, вызывая у него ответные эмоции и чувства.

Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором  поведения, который удерживает жизненные  процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает  разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.

Мотивирующая функция  эмоций. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере  воздействий внешней среды, побуждают  нас к определенным действиям.

 

1.4 Виды эмоций

 

Существует несколько  классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

 

1. По знаку эмоции  делятся на положительные, отрицательные  и амбивалентные. Положительные  эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением  потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды  своеобразных эмоциональных процессов  и состояний, выполняющих различную  роль в регулировании деятельности  и общения человека. Данную классификацию  эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:

радость - положительное  эмоциональное состояние, связанное  с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

удивление - эмоциональная  реакция, не имеющая определенного  положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание - отрицательное  эмоциональное состояние, связанное  с полученной информацией о невозможности  удовлетворения важнейших жизненных  потребностей;

гнев - отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение - отрицательное  эмоциональное состояние, вызванное  объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

презрение - отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх - отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости  эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции

Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь

служит своеобразной эмоциональной окраской простых  ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько  длится само ощущение.

 

Эмоции, в собственном  смысле этого слова, - эмоциональные  реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные'' эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

Аффект (от лат. аffectus - душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное  состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Информация о работе Общая характеристика эмоций и чувств