Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:26, курсовая работа
Целью работы является изучение эмоций и чувств, выявление их различий.
Задача – дать характеристику и классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятия эмоций и чувств………………………………………………...5
1.1 Отличительные особенности эмоций…………………………………………5
1.2 Проявления эмоций…………………………………………………………….6
1.3 Функции эмоций………………………………………………………………..7
1.4 Виды эмоций……………………………………………………………………8
1.5 Значение эмоций в жизни человека………………………………………….11
Глава 2. Теории эмоций…………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………
Интересную концепцию предлагает В.И. Чирков [18]. С диагностическими целями он выделяет в психологических состояниях пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха, мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования). Особняком стоят классификации состояний на основе системного подхода, разделяющие психические состояния по тому или иному признаку. Некоторые психологи разделяют психические состояния на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на практические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Кроме этого предлагается разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. На наш взгляд, классификации позволяют хорошо понять конкретное психическое состояние, описать психические состояния, но по отношению к прогностической функции классификации несут слабую нагрузку. Однако нельзя не согласиться с требованиями системного подхода, рассматривать психологические состояния на разных уровнях, разных аспектах.
По своему динамическому
характеру психические
На необходимость привлечения категории психических состояний для понимания свойств указывает А.О. Прохоров, Левитов Н.Д.: "Чтобы понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структуре характера", а также Пуни А.Ц.: "состояние: можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсменов, на фоне которых развертывается динамика психических процессов". Указание на то, что психические свойства есть лишь статистическая мера проявления психических состояний, есть и у А.Г. Ковалева: "Психические состояния нередко становятся типичными для данной личности, характерными для данного человека. В типичных для данного человека состояниях находят свое выражение психические свойства личности". Влияние опять-таки типичных состояний на качества личности можно найти у А.О. Прохорова. Перов А.К. считает, что если психический процесс и состояние имеют существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки. О том, что фазовые состояния могут маскировать и демаскировать тип нервной системы, писал Распопов П.П. О влиянии отрицательных эмоциональных состояний на формирование отрицательных черт характера на примере неврозов, сообщил В.Н. Мясищев.
Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций имеет внутри себя подвиды, а они в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам – например , по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. По воздействию на организм эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, а вторые - расслабляют, подавляют. Кроме того эмоции делят на низшие и высшие, а так же по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди). Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях.
Во-первых, в направлении,
связанном с включением в сферу
эмоциональных переживаний
Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека.
В-третьих, в направлении
постепенного включения в нравственную
регуляцию более высоких
Переживание эмоций по определению
не может быть бессознательным, это
всегда в большей или в меньшей
степени осознаваемый опыт. В силу
того, что чувственный компонент
относится к сфере
Таким образом, в своей курсовой
работе обращаясь к психологическим
исследованиям различных
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Аффект |
(от лат. аffectus -- душевное
волнение) - сложное и относительно
кратковременное эмоциональное
состояние, связанное с резким
изменением важных для |
2 |
Эмоции |
В собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. |
3 |
Чувства |
Высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. |
4 |
Настроение |
Сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. |
5 |
Страсть |
Сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. |
6 |
Эмоциональный тон ощущений |
Простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. |
7 |
Рдость |
Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности; |
8 |
Срадание |
Орицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей; |
9 |
Гнев |
Орицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности; |
10 |
Стыд |
Орицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. |
11 |
Страх |
Орицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности; |
12 |
Отвращение |
Орицательное эмоциональное
состояние, вызванное объектами (предметами,
людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение
с которыми вступает в резкое противоречие
с нравственными или |
1 |
Бернс Д. Тайна настроения. – М: Рипол классик, 1997 |
2 |
Годфруа Ж. Что же такое психология: в 2 т. – М.: Мир, 1996 |
3 |
Изард К. Психология эмоций: пер с англ., Питер, 1999 |
4 |
Крылов А. Психология. – Учеб. М.: Проспект, 1999 |
5 |
Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний//Психология эмоций: Тексты. – М.; 1984 – С 108 |
6 |
Маклаков А. Общая психология. Питер, 2004 |
7 |
Милнер П. Физиологическая психология. –Пер. с англ. – М: Мир 1973 |
8 |
Немов Р. Психология: в 3 т., М.: Владос, 2002 |
9 |
Рогов Е. Общая психология. – М.: Владос, 2004 |
10 |
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2003 |
11 |
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с. |
А |
|
Б |