Мышление и речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

1.Понятие о мышлении;
2.Классификация видов мышления,операции,формы мышления;
3.Индивидуальные особенности мышления;
4.Мышление и речь,функции и виды речи.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

1)Понятие о мышлении

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к  мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы  чувственного восприятия. Мышление позволяет  с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение  их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает  на себя функции обобщения и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма  психического отражения, устанавливающая  связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей  точки зрения, мышлению. Именно таким  является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

А как исторически  изменялись формы мышления человека, закрепленные культурой общества? Это  изменение связано с общей  культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами  и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать  следует вопрос: «Что считать?» Так, медведей можно считать только до 6, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит  дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит  «прелогический» характер.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более  переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и  развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к  оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

2)Классификация видов мышления ,операции ,формы мышления.

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении  элементарный мыслительный акт, посредством  которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система  мыслительных операций, посредством  которой ученый разрешает научную  проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень  ее обобщений, насколько глубоко  вместе с тем она переходит  от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.

Вид мышления, который  осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение  реальности в образно-концептуальной форме.

При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных  условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений.

Образное мышление представляет собой форму творческого  отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или  субъекта на данный момент времени  не существует. Мышление человека (в  своих низших формах оно имеется  у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся  в памяти представлений и образов.

Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно  всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение  какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. 

Мышление - это особого  рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного  и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и  исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов  деятельности, содержащих в себе и  те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь  которым человек в процессе решения  задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для  мышления эмпирические факты, не предпринимает  практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца  в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного  тем, что материалом, который здесь  использует человек для решения  задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления  и образы. Они или непосредственно  формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек  в новой ситуации мог непосредственно  увидеть решение интересующей его  задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается  в работе писателей, художников, артистов.

Оба рассмотренных  вида мышления - теоретическое понятийное и образное - в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны  бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность  следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно  связан с восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и без  него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.

Наконец, последний  из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность  заключается в том, что сам  процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид  мышления широко представлен у людей  массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом  которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Разница между теоретическим  и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей».

И теоретическое, и  практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в  случае практического мышления эта  связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение  практической задачи, и его выводы непосредственно, проверяются практикой  здесь и теперь. Теоретический  же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в  конечных результатах его работы.

Все перечисленные  виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера  и конечных целей доминирует тот  или иной вид мышления. По этому  основанию они все и различаются. Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда следующих мыслительных операций:

1. Сравнение выделенных  объектов. Чтобы отразить с помощью  мышления какие-либо связи и  отношения между предметами или  явлениями объективного мира, необходимо прежде всего в восприятии или представлении выделить эти явления. Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Это выделение всегда связано с осознанием задачи, оно предполагает предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.

Сравнивая явления  друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определенных отношениях, их тождество или противоположность. Например, низкий или высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

2. Абстракция. Чтобы  осуществился процесс мышления, необходимо не только различать  отдельные свойства предметов,  но и мыслить эти свойства  отвлеченно от самих предметов.  Такая мыслительная операция  называется абстракцией (от лат.  абстракций -- отвлечение).Процесс абстрагирования есть мысленное (временное) отвлечение одного свойства вещи от других ее свойств, одного предмета от других предметов, с которыми он в действительности связан. Чтобы, анализируя предмет, мыслить отвлеченно его свойства, «надо оставить в стороне все отношения, не имеющие ничего общего с данным объектом анализа», -- говорит Маркс. Так, исследуя закономерности процесса реакции спортсмена на старте, психолог-эксперименталист выделяет только один элемент этого процесса -- латентный период, отвлекаясь (пока, на время) от таких побочных явлений, как влияние на спортсмена зрителей, его личное отношение к данному соревнованию и т. д. Абстракция позволяет проникнуть «вглубь» предмета, выявить его сущность, образовав соответствующее понятие об этом предмете.

Абстракция является умственной операцией, которая позволяет  мыслить данное явление в его  самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Она является источником познания истины.

3. Обобщение. Абстракция  всегда соединяется с обобщением; абстрагированные свойства предметов  мы сейчас же начинаем мыслить  в их обобщенном виде. Например, разбираясь в характерных особенностях  удара боксера при нокауте,  мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим  это свойство в его обобщенной  форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании  знакомства с этим явлением  во многих других случаях (не  только в боксе, но и в  фехтовании; не только при ударе,  но и при отбивании мяча  и т. д.), т. е. как соединение  силы с кратковременным прикосновением  к поражаемому объекту. Уже  одна эта умственная операция  позволяет нам отразить в своем  сознании сущность явления: поражающая  сила удара при нокауте заключается  именно в его резкости.

4. Конкретизация.  Абстракция всегда предполагает  противоположную ей мыслительную  операцию -- конкретизацию, т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения.

В соединении с абстракцией  конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет мышлению отрываться от живого созерцания явлений. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Отсутствие конкретизации приводит к тому, что знания становятся голыми абстракциями, оторванными от жизни, а потому и бесполезными.

5. Анализ. Анализом  называется мысленное разложение  какого-либо сложного предмета  или явления на составляющие  его части. В практической деятельности  анализ приобретает форму фактического  расчленения предмета на составляющие  его части. Возможность практически  выполнить такое расчленение  лежит в основе мысленного  расчленения предмета на его  элементы.

Например, думая о  сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нем следующие основные части: разбег, толчок, фаза полета, приземление. Этот мысленный анализ облегчается  тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты  и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полете и т. д.

6. Синтез. Синтезом  называется обратный анализу  процесс мысленного воссоединения  сложного предмета или явления  из тех его элементов, которые  были познаны в процессе его  анализа. Благодаря синтезу мы  получаем целостное понятие о  данном предмете или явлении,  как состоящем из закономерно  связанных частей. Как и при  анализе, в основе синтеза лежит  возможность практически выполнить  такое воссоединение предмета  из его элементов.

Информация о работе Мышление и речь