Речь. Виды речи. Речь как инструмент мышления и способ общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:13, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассматривается проблема развития и функционирования речи.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Речь..............................………………………………………………….4
3.Виды речи.................................................................................................4
4.Речь как инструмент мышления и способ общения............................7
5. Заключение.............................................................................................8
6. Список использованной литературы………………… ........................9

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.94 Кб (Скачать)

Министерство развития и науки

Высшее  учебное заведение

Запорожский Национальный Университет

 

Заочное отделение

Факультет социальной психологии

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на  тему: Речь.Виды речи.Речь как инструмент мышления и способ общения.

                                                                                               

 

  Выполнил: Ст.Гр.№3128-з

Уманец  А.В

Проверил: ст.преподователь

Масол Н.А

 

 

 

 

 

 

 

Запоріжжя, 2010

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3

2. Речь..............................………………………………………………….4

 3.Виды речи.................................................................................................4

 4.Речь как инструмент мышления и способ общения............................7

  5. Заключение.............................................................................................8

  6. Список использованной литературы………………… ........................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение сознания и  начало развития познания непосредственно  связаны с зарождением и развитием  способности оперировать определенными  материальными явлениями как  знаками. Это касается в особенности  явлений производства звуков первобытными людьми в качестве особых знаков, т. е. речевых знаков. Постепенно начал  развиваться человеческий язык. По мере развития членораздельной речи в сознании человека получали устойчивое существование все новые и  новые представления, мысли людей. Формирование языковой знаковой деятельности обусловлено прежде всего совместной материально-предметной деятельностью, требовавшей согласованности действий, постоянных и тесных контактов, общения  первобытных людей.[2]

Самой речи предшествовал  длительный процесс развития звуковых двигательных реакций, начиная еще  с уровня животных, предков древнего человека. Речь представляет собой  деятельность, которая осуществляется с помощью языка как системы  материальных явлений, объектов — знаков, за которыми закрепляются определенные общезначимые смыслы, такое предметное содержание, которое вошло в сознание первобытного коллектива, получило идеальную  форму существования. Язык возникает  в силу необходимости, насущной потребности  в специфическом эффективном  средстве общения первобытных людей. Далее постепенно развились несколько  видов речи , в том числе и  в связи с познавательной активностью  человека — устная речь , письменная речь , наконец, что очень важно  для развития высших форм сознания и познания , так называемая внутренняя речь , или беззвучная, «невидимая», ставшая непосредственной материальной формой индивидуального сознания как  идеальной деятельности индивида по освоению предметного содержания различных  видов.

Постепенно основными  единицами речи становятся отчетливые образования в виде слов и предложений. Поначалу слово представляло собой  неразрывное единство звучания и  значения, т. е. некоторого звукоряда  как материального образования, и связанного с ним идеального образа, того, что позднее стали  различать как предметное и смысловое  значение слова. Еще через некоторое  время к этому присоединяется отношение единства значения и написания  слов, письменное слово. Материальная сторона слова — звучание, письменное начертание — указывает на какой-либо предмет, предметную ситуацию и потому является знаком в собственном смысле. Смысловое значение слова — это  отражение, образ предмета, чувственный или умственный. Предложение образуется из нескольких слов, оно есть сложный знак как материальная форма некоторого сложного образа, мысли, а именно суждения как акта произвольного сочетания в сознании некоторого количества частей предметного содержания. С помощью звукового, а затем и письменного языка как специфических звуковых систем постепенно развилась способность осуществлять переход от живого чувственного восприятия предметов окружающего мира, от чувственных форм познания, к обобщенному, отвлеченному мышлению, к рациональной ступени познания, дающей начало теоретическому сознанию и познанию. Объективируя свои мысли и чувства посредством представления их во внешней речи, человек тем самым ставил их на обозрение перед другими людьми и перед самим собой. Это давало возможность обращаться с мыслями и чувствами подобно тому, как мы обращаемся с вне нас находящимися предметами. В этом, кстати, заключается загадка многих особенностей первобытного сознания, связанных с появлением древних религиозных культов (фетишизма, тотемизма).

Таким образом, проблема развития и функционирования речи представляется актуальной, этому и будет посвящена  данная работа.

 

1.Речь.

В психологической науке  речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Речь — это особая и наиболее совершенная  форма общения, присущая только человеку. Речевое общение осуществляется посредством языка. Как показывает практика, нередко термины “речь” и “язык” неправильно употребляются  как синонимы. Однако в современных  психологических и лингвистических  исследованиях отмечаются существенные различия этих понятий. Язык — это  система условных символов, с помощью  которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система  кодов, предмет специальной науки  — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом  формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс  речь является предметом раздела  психологии, называемым “психолингвистикой”[1]

 

2.РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РЕЧИ

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и  в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет некоторую роль Однако в настоящее время язык жестов (мимика и пантомимика) является лишь как бы аккомпанементом к  основному тексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное, второстепенное значение. Речь, в которой  жест и конкретная ситуация играют основную роль, наглядна и выразительна, но мало пригодна для передачи сколько - нибудь отвлеченного содержания, для  передачи логически связного, систематического хода мысли. Чистая же речь жестов, которая, скорей, изображает, чем обозначает, или во всяком случае обозначает, лишь изображая, является по преимуществу формой существования сенсомоторного, наглядно - действенного мышления. Развитие мышления у человека существенно связано  с развитием членораздельной  звуковой речи. Поскольку отношение  слова и обозначаемого в звуковой речи носит более абстрактный  характер, чем отношение жеста  к тому, что он изображает или  на что он указывает, звуковая речь предполагает более высокое развитие мышления; с другой стороны, более  обобщенное и отвлеченное мышление в свою очередь нуждается в  звуковой речи для своего выражения. Они, таким образом, взаимосвязаны  и в процессе исторического развития были взаимообусловлены.[1]

Существенно отличны друг от друга  также устная речь (как разговорная  речь, речь - беседа в условиях непосредственного  контакта с собеседником) и письменная речь.

Письменная речь и устная находятся  друг с другом в относительно сложных  взаимоотношениях. Они теснейшим  образом между собой связаны. Но их единство включает и очень  существенные различия. Современная  письменная речь носит алфабетический характер; знаки письменной речи - буквы - обозначают звуки устной речи. Тем  не менее письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речь пользуются разными техническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны большие писатели, которые  были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при  чтении теряют большую часть своего обаяния. Письменная и устная речь выполняют  обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует  как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная  не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания.

Контекстное построение приобретает  в письменной речи реальное значение еще и потому, что выразительные  средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подчеркивания и т. д. ), которыми так богата устная речь, особенно у некоторых людей, в  письменной речи очень ограничены. Письменная речь требует, далее, особенной  продуманности, плановости, сознательности. В условиях устного общения собеседник и в какой - то мере даже молчаливый слушатель помогают регулировать речь. Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает непонимание; реакция слушателя  непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло, заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т. д. В письменной речи это  непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника  или слушателя отсутствует. Пишущий  должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для читателя. Специфические  формы связной речи, т. е. речи, передающей логически связное содержание в  форме, понятной из самого контекста, несомненно выработались в процессе исторического  развития письменной речи; в древних  памятниках письменности еще явно выступают  формы устной ситуативной речи. Развитие мышления, являющегося продуктом  исторического развития, существенно  связано с развитием письменной речи также и потому, что письменная речь обеспечила историческую преемственность, необходимую для развития теоретического мышления.[1]

При всех различиях, которые существуют между письменной и устной речью, нельзя, однако, внешне противопоставлять  их друг другу. Ни устная, ни письменная речь не представляют собой однородного  целого. Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть, с одной  стороны, разговорной речью, речью - беседой, с другой - речью, ораторским выступлением, докладом, лекцией. Существуют также различные разновидности  письменной речи: письмо будет по своему характеру, по стилю существенно  отличаться от речи научного трактата; эпистолярный стиль - особый стиль; он значительно приближается к стилю  и общему характеру устной речи Таким  образом, если разговорная устная речь весьма значительно отличается от письменной речи научного трактата, то расстояние, отделяющее устную лекцию - речь, доклад от письменной речи, с одной стороны, и стиль разговорной речи от эпистолярного  стиля, с другой, значительно меньше. Это означает, во - первых, что устная и письменная речь не внешние противоположности, они воздействуют друг на друга; формы, выработавшиеся в одной из них и специфичные для нее, переходят на другую. Это означает, во - вторых, что коренные различия между основными типами устной разговорной речи и письменной научной речи связаны не просто с техникой письма и звуковой устной речи, а и с различием функций, которые они выполняют; устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сообщения, касающегося непосредственно переживаемого. Письменная речь служит обычно для нужд более отвлеченной мысли. Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля про себя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки.[2]

Внутренняя речь отличается от внешней  не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она - "речь минус  звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она  в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в  целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для  пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при  этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда  намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано. Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она  перестает непосредственно служить  средством сообщения, для того чтобы  стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Не служа целям сообщения, внутренняя речь, однако, как и всякая речь, социальна. Она социальна, во - первых, генетически, по своему происхождению: "внутренняя" речь несомненно производная  форма от речи "внешней". Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру; но и ее видоизмененная структура  носит на себе явные следы социального  происхождения. Внутренняя речь и протекающие  в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру  речи, сложившуюся в процессе общения.

Неправильно было бы целиком  интеллектуализировать внутреннюю речь. Внутренняя речь - беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоционально насыщена. Но не подлежит сомнению, что  с внутренней речью мышление связано  особенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления в его общей, принципиальной форме.

3. Речь как инструмент мышления и как средство общения

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык—   система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Информация о работе Речь. Виды речи. Речь как инструмент мышления и способ общения