Речь. Виды речи. Речь как инструмент мышления и способ общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:13, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассматривается проблема развития и функционирования речи.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Речь..............................………………………………………………….4
3.Виды речи.................................................................................................4
4.Речь как инструмент мышления и способ общения............................7
5. Заключение.............................................................................................8
6. Список использованной литературы………………… ........................9

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 40.94 Кб (Скачать)

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую  деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальной сознании.

В отличие от значения слова  личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция  отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана  с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую  группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи —  функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции  речи могут быть рассмотрены как  внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношение говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона  направлена на то, чтобы подчинить  слушателя замыслу говорящего.

В психологии различают два  основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую  и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.

   Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой  диалог имеет тематическую направленность.

   Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.

   Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

   Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерны фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а~ переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит  прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      Таким образом  речь выступает как основа существования сознания - качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую мотивацию поступков. Речь - основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

 Существуют различные  виды речи: речь жестов и звуковая  речь, письменная и устная, внешняя  речь и речь внутренняя.Особенности речи как деятельности осознано или неосознано используюмые индивидом для достижения некоих целей. Итак в речи человека психологическим анализом можно выделить различные функции речи:коммуникативная,индикативная,предикативная семантическая и эмоционально-выразительная, но они  не внешние друг другу аспекты,они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют. Значительную роль в речи играют эмоциональные моменты: речь коррелирует с сознанием в целом.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2000.

2.Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство развития и науки

Высшее  учебное заведение

Запорожский Национальный Университет

 

Заочное отделение

Факультет социальной психологии

 

 

 

 

 

Доклад  на тему:Арттерапия.

                                                                                               

 

  Выполнил: Ст.Гр.№3128-з

Уманец  А.В

Проверил: ст.преподователь

Масол Н.А

 

 

 

 

 

 

 

Запоріжжя, 2010

 

 

 

 

 

    • Достижения современной науки в исследованиях разных сторон социальной жизни позволяют говорить об очередном шаге вперёд в понимании отношений человека с обществом, природой и космосом. Особую актуальность приобретает проблема Человека в свете новых реалий его общественной жизни и деятельности, наполняющих современный исторический процесс. К дальнейшим философским размышлениям о человеке побуждают новые мировоззренческие и познавательные факторы. Современные биология, психология, социология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют дальнейшего обобщения и многостороннего научного анализа. 
       
      Как свидетельствуют публикации последних лет, переосмысление некоторых результатов фундаментальных исследований в сфере человеческой психики происходит весьма интенсивно. Продолжается полемика среди учёных специалистов, зачастую со взаимоисключающими позициями и мнениями по проблемам идеального и сознания, имеющими давнюю традицию в отечественной философии и психологии. Правда, со времени дискуссий - -х годов прошлого столетия мало что изменилось в позиционном отношении. Тем не менее, актуальность данной проблематики не угасает, напротив, сегодня радикальным образом происходит переосмысление таких основополагающих разработок в психологии как концепция деятельности, теория интериоризации, онтология соединения волютативных действий и знаний. Более того, надо признать, что исследовательские программы в контексте тех или иных процедурных подходов от менталистских и когнитивистских до элиминативно-редукционистских определяют проблемные области, типологизирующиеся согласно арсеналу того познавательного инструментария, которым они располагают и используют в процессе исследований непосредственно и опосредованно при концептуальном оформлении их результатов. 
       
      Соответственно, одни исследователи стремятся однозначно связать природу идеального только с нейрофизиологической деятельностью мозга, с его динамическими и морфологическими структурами. Другие, напротив, центр тяжести анализа природы идеального и вообще психики переносят на исследования их связи с предметно-практическими действиями субъекта и тем самым игнорируют значение связи психики с деятельностью мозга. Ещё дальше в этом направлении идут специалисты в области кибернетики (?компьютерная метафора?), которые, по сути дела, отрывают сознание не только от живого организма и его мозга, но и от человеческого общества и человека вообще, утверждая тем самым возможность существования мышления в машинах. Сознавая роль и значение для науки какого-либо из подходов или исследовательской программы в познании идеального, можно, с одной стороны, избежать крайне позиционирующих точек зрения, с другой, - понять их взаимообусловленность и, соответственно, внутреннее единство физиологии и психики, психики и мышления, языка и орудийной деятельности. Исследование феноменальных сторон идеального, экзистенциально-этических и гносеологических характеристик сознания личности даёт также выход на проблему смысла и назначения существования человека. Касается как субъектно-интимной стороны его жизненного пространства, так и общественных институтов с их глобально выраженными формами коммуникаций и психотехническими возможностями информационного влияния. Таким образом, проблема идеального включает в свой объект исследования широкий круг сопутствующих ей проблем гуманитарного и естественнонаучного плана. Умение методически грамотно распорядиться имеющимся массивом естественнонаучных фактов и специфическими для данной области средствами поможет верно определить и главные ориентиры научного поиска в решении поставленных задач. 
       
      Применяя субстанциально-деятельностный подход, автор включает в исследование феномена идеального не только ментально-когнитивные и духовные, но и психические состояния сознания человека, вовлеченного в организационную систему социальных институтов. Исследование субъективно экзистенциальных и социально-нормированных характеристик личности как проявления целостног

11:25 это спам

    • Достижения современной науки в исследованиях разных сторон социальной жизни позволяют говорить об очередном шаге вперёд в понимании отношений человека с обществом, природой и космосом. Особую актуальность приобретает проблема Человека в свете новых реалий его общественной жизни и деятельности, наполняющих современный исторический процесс. К дальнейшим философским размышлениям о человеке побуждают новые мировоззренческие и познавательные факторы. Современные биология, психология, социология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют дальнейшего обобщения и многостороннего научного анализа. 
       
      Как свидетельствуют публикации последних лет, переосмысление некоторых результатов фундаментальных исследований в сфере человеческой психики происходит весьма интенсивно. Продолжается полемика среди учёных специалистов, зачастую со взаимоисключающими позициями и мнениями по проблемам идеального и сознания, имеющими давнюю традицию в отечественной философии и психологии. Правда, со времени дискуссий - -х годов прошлого столетия мало что изменилось в позиционном отношении. Тем не менее, актуальность данной проблематики не угасает, напротив, сегодня радикальным образом происходит переосмысление таких основополагающих разработок в психологии как концепция деятельности, теория интериоризации, онтология соединения волютативных действий и знаний. Более того, надо признать, что исследовательские программы в контексте тех или иных процедурных подходов от менталистских и когнитивистских до элиминативно-редукционистских определяют проблемные области, типологизирующиеся согласно арсеналу того познавательного инструментария, которым они располагают и используют в процессе исследований непосредственно и опосредованно при концептуальном оформлении их результатов. 
       
      Соответственно, одни исследователи стремятся однозначно связать природу идеального только с нейрофизиологической деятельностью мозга, с его динамическими и морфологическими структурами. Другие, напротив, центр тяжести анализа природы идеального и вообще психики переносят на исследования их связи с предметно-практическими действиями субъекта и тем самым игнорируют значение связи психики с деятельностью мозга. Ещё дальше в этом направлении идут специалисты в области кибернетики (?компьютерная метафора?), которые, по сути дела, отрывают сознание не только от живого организма и его мозга, но и от человеческого общества и человека вообще, утверждая тем самым возможность существования мышления в машинах. Сознавая роль и значение для науки какого-либо из подходов или исследовательской программы в познании идеального, можно, с одной стороны, избежать крайне позиционирующих точек зрения, с другой, - понять их взаимообусловленность и, соответственно, внутреннее единство физиологии и психики, психики и мышления, языка и орудийной деятельности. Исследование феноменальных сторон идеального, экзистенциально-этических и гносеологических характеристик сознания личности даёт также выход на проблему смысла и назначения существования человека. Касается как субъектно-интимной стороны его жизненного пространства, так и общественных институтов с их глобально выраженными формами коммуникаций и психотехническими возможностями информационного влияния. Таким образом, проблема идеального включает в свой объект исследования широкий круг сопутствующих ей проблем гуманитарного и естественнонаучного плана. Умение методически грамотно распорядиться имеющимся массивом естественнонаучных фактов и специфическими для данной области средствами поможет верно определить и главные ориентиры научного поиска в решении поставленных задач. 
       
      Применяя субстанциально-деятельностный подход, автор включает в исследование феномена идеального не только ментально-когнитивные и духовные, но и психические состояния сознания человека, вовлеченного в организационную систему социальных институтов. Исследование субъективно экзистенциальных и социально-нормированных характеристик личности как проявления целостног

Информация о работе Речь. Виды речи. Речь как инструмент мышления и способ общения