Объективным свойством словесного
знака, обусловливающим нашу теоретическую
деятельность, является значение слова,
которое представляет собой отношение
знака (слова в данном случае) к обозначаемому
в реальной действительности объекту
независимо от того, как он представлен
в индивидуальной сознании.
В отличие от значения слова
личностный смысл - это отражение в
индивидуальном сознании того места, которое
занимает данный предмет (явление) в системе
деятельности человека. Если значение
объединяет социально значимые признаки
слова, то личностный смысл — это субъективное
переживание его содержания.
Выделяют следующие основные
функции языка: 1) средство существования,
передачи и усвоения общественно-исторического
опыта; 2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности
(восприятия, памяти, мышления, воображения).
Выполняя первую функцию, язык служит
средством кодирования информации об
изученных свойствах предметов и явлений.
Посредством языка информация об окружающем
мире и самом человеке, полученная предшествующими
поколениями, становится достоянием последующих
поколений.
Выполняя функцию средства
общения, язык позволяет оказывать
воздействие на собеседника — прямое
(если мы прямо указываем на то, что надо
сделать) или косвенное (если мы сообщаем
ему сведения, важные для его деятельности,
на которые он будет ориентироваться немедленно
или в другое время в соответствующей
ситуации).
Функция языка в качестве
орудия интеллектуальной деятельности
связана прежде всего с тем, что человек,
выполняя любую деятельность, сознательно
планирует свои действия. Язык является
основным орудием планирования интеллектуальной
деятельности, да и вообще решения мыслительных
задач.
Речь имеет три функции:
сигнификативную (обозначения), обобщения,
коммуникации (передачи знаний, отношений,
чувств).
Сигнификативная функция
отличает речь человека от коммуникации
животных. У человека со словом связано
представление о предмете или явлении.
Взаимопонимание в процессе общения основано,
таким образом, на единстве обозначения
предметов и явлений воспринимающим и
говорящим.
Функция обобщения связана
с тем, что слово обозначает не
только отдельный, данный предмет, но целую
группу сходных предметов и всегда
является носителем их существенных
признаков.
Третья функция речи —
функция коммуникации, т. е. передачи
информации. Если первые две функции
речи могут быть рассмотрены как
внутренняя психическая деятельность,
то коммуникативная функция выступает
как внешнее речевое поведение, направленное
на контакты с другими людьми. В коммуникативной
функции речи выделяют три стороны: информационную,
выразительную и волеизлиятельную. Информационная
сторона проявляется в передаче знаний
и тесно связана с функциями обозначения
и обобщения.
Выразительная сторона речи
помогает передать чувства и отношение
говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона
направлена на то, чтобы подчинить
слушателя замыслу говорящего.
В психологии различают два
основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь включает устную (диалогическую
и монологическую) и письменную. Диалог
- это непосредственное общение двух или
нескольких человек.
Диалогическая речь
— это речь поддерживаемая; собеседник
ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая
реплики, может помочь закончить мысль
(или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического
общения является беседа, при которой
диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь
- длительное, последовательное, связное
изложение системы мыслей, знаний одним
лицом. Она также развивается в процессе
общения, но характер общения здесь иной:
монолог непрерываем, поэтому активное,
экспресивно-мимическое и жестовое воздействие
оказывает выступающий. В монологической
речи, по сравнению с диалогической, наиболее
существенно изменяется смысловая сторона.
Монологическая речь — связная, контекстная.
Ее содержание должно прежде всего удовлетворять
требованиям последовательности и доказательности
в изложении. Другое условие, неразрывно
связанное с первым,— грамматически правильное
построение предложений.
Письменная речь представляет
собой разновидность монологической речи.
Она более развернута, чем устная монологическая
речь. Это обусловлено тем, что письменная
речь предполагает отсутствие обратной
связи с собеседником. Кроме того, письменная
речь не имеет никаких дополнительных
средств воздействия на воспринимающего,
кроме самих слов, их порядка и организующих
предложение знаков препинания.
Внутренняя речь — это
особый вид речевой деятельности. Она
выступает как фаза планирования в практической
и теоретической деятельности. Поэтому
для внутренней речи, с одной стороны,
характерны фрагментарность, отрывочность.
С другой стороны, здесь исключаются недоразумения
при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя
речь чрезвычайно ситуативна, в этом она
близка к диалогической. Внутренняя речь
формируется на основе внешней. Перевод
внешней речи во внутреннюю (интериоризация)
сопровождается редуцированием (сокращением)
структуры внешней речи, а~ переход от
внутренней речи к внешней (экстериоризация)
требует, наоборот, развертывания структуры
внутренней речи, построения ее в соответствии
не только с логическими правилами, но
и грамматическими.
Информативность речи зависит
прежде всего от ценности сообщаемых
в ней фактов и от способности ее автора
к сообщению.
Понятность речи зависит,
во-первых, от ее смыслового содержания,
во-вторых, от ее языковых особенностей
и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью,
с одной стороны, и уровнем развития, кругом
знаний и интересов слушателей — с другой.
Выразительность речи предполагает учет
обстановки выступления, ясность и отчетливость
произношения, правильную интонацию, умение
пользоваться словами и выражениями переносного
и образного значения
Заключение.
Таким образом
речь выступает как основа существования
сознания - качественного своеобразия
психической деятельности людей, как центральная
духовная потребность, обеспечивающая
сознательную, глубоко человеческую мотивацию
поступков. Речь - основа всей познавательной
деятельности личности, самостоятельный
познавательный процесс, и, наконец, она
выступает как средство общения, в котором
объективируются содержание сознания
человека и его личностные качества.
Существуют различные
виды речи: речь жестов и звуковая
речь, письменная и устная, внешняя
речь и речь внутренняя.Особенности
речи как деятельности осознано или неосознано
используюмые индивидом для достижения
некоих целей. Итак в речи человека психологическим
анализом можно выделить различные функции
речи:коммуникативная,индикативная,предикативная
семантическая и эмоционально-выразительная,
но они не внешние друг другу аспекты,они
включены в единство, внутри которого
они друг друга определяют и опосредуют.
Значительную роль в речи играют эмоциональные
моменты: речь коррелирует с сознанием
в целом.
.
Литература
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. Питер, 2000.
2.Гальперин П.Я Введение в психологию.
М, 1996.
Министерство развития и науки
Высшее
учебное заведение
Запорожский
Национальный Университет
Заочное
отделение
Факультет
социальной психологии
Доклад
на тему:Арттерапия.
Выполнил: Ст.Гр.№3128-з
Уманец
А.В
Проверил:
ст.преподователь
Масол
Н.А
Запоріжжя, 2010
- Достижения современной науки в исследованиях разных сторон социальной жизни позволяют говорить об очередном шаге вперёд в понимании отношений человека с обществом, природой и космосом. Особую актуальность приобретает проблема Человека в свете новых реалий его общественной жизни и деятельности, наполняющих современный исторический процесс. К дальнейшим философским размышлениям о человеке побуждают новые мировоззренческие и познавательные факторы. Современные биология, психология, социология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют дальнейшего обобщения и многостороннего научного анализа.
Как свидетельствуют публикации последних лет, переосмысление некоторых результатов фундаментальных исследований в сфере человеческой психики происходит весьма интенсивно. Продолжается полемика среди учёных специалистов, зачастую со взаимоисключающими позициями и мнениями по проблемам идеального и сознания, имеющими давнюю традицию в отечественной философии и психологии. Правда, со времени дискуссий - -х годов прошлого столетия мало что изменилось в позиционном отношении. Тем не менее, актуальность данной проблематики не угасает, напротив, сегодня радикальным образом происходит переосмысление таких основополагающих разработок в психологии как концепция деятельности, теория интериоризации, онтология соединения волютативных действий и знаний. Более того, надо признать, что исследовательские программы в контексте тех или иных процедурных подходов от менталистских и когнитивистских до элиминативно-редукционистских определяют проблемные области, типологизирующиеся согласно арсеналу того познавательного инструментария, которым они располагают и используют в процессе исследований непосредственно и опосредованно при концептуальном оформлении их результатов.
Соответственно, одни исследователи стремятся однозначно связать природу идеального только с нейрофизиологической деятельностью мозга, с его динамическими и морфологическими структурами. Другие, напротив, центр тяжести анализа природы идеального и вообще психики переносят на исследования их связи с предметно-практическими действиями субъекта и тем самым игнорируют значение связи психики с деятельностью мозга. Ещё дальше в этом направлении идут специалисты в области кибернетики (?компьютерная метафора?), которые, по сути дела, отрывают сознание не только от живого организма и его мозга, но и от человеческого общества и человека вообще, утверждая тем самым возможность существования мышления в машинах. Сознавая роль и значение для науки какого-либо из подходов или исследовательской программы в познании идеального, можно, с одной стороны, избежать крайне позиционирующих точек зрения, с другой, - понять их взаимообусловленность и, соответственно, внутреннее единство физиологии и психики, психики и мышления, языка и орудийной деятельности. Исследование феноменальных сторон идеального, экзистенциально-этических и гносеологических характеристик сознания личности даёт также выход на проблему смысла и назначения существования человека. Касается как субъектно-интимной стороны его жизненного пространства, так и общественных институтов с их глобально выраженными формами коммуникаций и психотехническими возможностями информационного влияния. Таким образом, проблема идеального включает в свой объект исследования широкий круг сопутствующих ей проблем гуманитарного и естественнонаучного плана. Умение методически грамотно распорядиться имеющимся массивом естественнонаучных фактов и специфическими для данной области средствами поможет верно определить и главные ориентиры научного поиска в решении поставленных задач.
Применяя субстанциально-деятельностный подход, автор включает в исследование феномена идеального не только ментально-когнитивные и духовные, но и психические состояния сознания человека, вовлеченного в организационную систему социальных институтов. Исследование субъективно экзистенциальных и социально-нормированных характеристик личности как проявления целостног
11:25 это
спам
- Достижения современной науки в исследованиях разных сторон социальной жизни позволяют говорить об очередном шаге вперёд в понимании отношений человека с обществом, природой и космосом. Особую актуальность приобретает проблема Человека в свете новых реалий его общественной жизни и деятельности, наполняющих современный исторический процесс. К дальнейшим философским размышлениям о человеке побуждают новые мировоззренческие и познавательные факторы. Современные биология, психология, социология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют дальнейшего обобщения и многостороннего научного анализа.
Как свидетельствуют публикации последних лет, переосмысление некоторых результатов фундаментальных исследований в сфере человеческой психики происходит весьма интенсивно. Продолжается полемика среди учёных специалистов, зачастую со взаимоисключающими позициями и мнениями по проблемам идеального и сознания, имеющими давнюю традицию в отечественной философии и психологии. Правда, со времени дискуссий - -х годов прошлого столетия мало что изменилось в позиционном отношении. Тем не менее, актуальность данной проблематики не угасает, напротив, сегодня радикальным образом происходит переосмысление таких основополагающих разработок в психологии как концепция деятельности, теория интериоризации, онтология соединения волютативных действий и знаний. Более того, надо признать, что исследовательские программы в контексте тех или иных процедурных подходов от менталистских и когнитивистских до элиминативно-редукционистских определяют проблемные области, типологизирующиеся согласно арсеналу того познавательного инструментария, которым они располагают и используют в процессе исследований непосредственно и опосредованно при концептуальном оформлении их результатов.
Соответственно, одни исследователи стремятся однозначно связать природу идеального только с нейрофизиологической деятельностью мозга, с его динамическими и морфологическими структурами. Другие, напротив, центр тяжести анализа природы идеального и вообще психики переносят на исследования их связи с предметно-практическими действиями субъекта и тем самым игнорируют значение связи психики с деятельностью мозга. Ещё дальше в этом направлении идут специалисты в области кибернетики (?компьютерная метафора?), которые, по сути дела, отрывают сознание не только от живого организма и его мозга, но и от человеческого общества и человека вообще, утверждая тем самым возможность существования мышления в машинах. Сознавая роль и значение для науки какого-либо из подходов или исследовательской программы в познании идеального, можно, с одной стороны, избежать крайне позиционирующих точек зрения, с другой, - понять их взаимообусловленность и, соответственно, внутреннее единство физиологии и психики, психики и мышления, языка и орудийной деятельности. Исследование феноменальных сторон идеального, экзистенциально-этических и гносеологических характеристик сознания личности даёт также выход на проблему смысла и назначения существования человека. Касается как субъектно-интимной стороны его жизненного пространства, так и общественных институтов с их глобально выраженными формами коммуникаций и психотехническими возможностями информационного влияния. Таким образом, проблема идеального включает в свой объект исследования широкий круг сопутствующих ей проблем гуманитарного и естественнонаучного плана. Умение методически грамотно распорядиться имеющимся массивом естественнонаучных фактов и специфическими для данной области средствами поможет верно определить и главные ориентиры научного поиска в решении поставленных задач.
Применяя субстанциально-деятельностный подход, автор включает в исследование феномена идеального не только ментально-когнитивные и духовные, но и психические состояния сознания человека, вовлеченного в организационную систему социальных институтов. Исследование субъективно экзистенциальных и социально-нормированных характеристик личности как проявления целостног