Речь. Виды речи. Речь как инструмент мышления и способ общения
Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:13, контрольная работа
Краткое описание
В работе рассматривается проблема развития и функционирования речи.
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………..3 2. Речь..............................………………………………………………….4 3.Виды речи.................................................................................................4 4.Речь как инструмент мышления и способ общения............................7 5. Заключение.............................................................................................8 6. Список использованной литературы………………… ........................9
1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии
исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве
самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав
других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов
деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и
регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим
психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко
применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития
и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века -
в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация
особенностей естественного поведения человека в привычных для него
условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс
взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение
имеет сохранение "внешней" валидности.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и
широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной
психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение,
важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а
создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в
определенных условиях;
систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь
выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует
условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме
квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет
далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:
в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все
особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры
поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту
проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение
дня и т.п.
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием
наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их
относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе
наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти
наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а
следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение
имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется,
если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает,
если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно
оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при
обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при
исследовании "закрытых групп" (банд, воинских коллективов, подростковых
группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение
предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой
он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель
находится в постоянном, естественном общении с ним.
Есть два варианта включенного наблюдения:
наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем
(например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа
подводной лодки);
наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети,
играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла; группа
заключенных в общей камере и т.д.).
В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его
профессионально важные качества. При открытом