Речь и мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Файлы: 1 файл

Образ и звук.docx

— 25.83 Кб (Скачать)

Введение

На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между  ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения  были самыми разными — от полного  разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Многие современные  ученые придерживаются компромиссной  точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так я  по функционированию относительно независимые  реальности.

Главный вопрос, который  сейчас обсуждают в связи с  данной проблемой, – это вопрос о  характере реальной связи между  мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые  они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

Целью данной работы было рассмотреть отношение отечественных  ученых на проблему соотношения мышления и речи в процессе формирования и  развития личности.

В первой части мы рассматриваем, теорию развития и формирования речи и мышления с точки зрения психолингвистики.

Во второй части  рассматривается значение слова  как единицы мышления.

И в третьей части  мы исследуем подход отечественных  психологов к проблеме соотношения  и взаимного влияния мышления и речи человека.

  

Психолингвистическая    теория  формирования   речи  и  мышления

¬ Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с  мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку  оно является формой существования  понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с  мышлением в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно исторического развития человечества в единстве с мышлением.  Л.С. Выготский подчеркивал связь  речевых процессов с мышлением  в общих зонах значения языковых знаков, а также развитие и совершенствование  этих зон от ребенка к взрослому, от профессионала к непрофессионалу, от монолингва, гово¬рящего на одном  языке, до полилингвиста, свободно переключающегося от одной системы знаков на другую.

Рассмотрим структуру  формирования речи и мышления с психолингвистических позиций (рис. 1). Под этим углом зрения процесс речевого раз¬вития представляет собой непрерывно и циклически повторяю¬щиеся переходы от мысли к слову и  от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно  богатыми.

Вначале мысль формируется  в слово, которое одновременно вы¬ступает и как фраза, и как предложение, без дальнейшего линг¬вистически  тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного  процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается по вертикали (так, как это показано на рис. 1) и по горизонтали. Последнее движение характеризуется расширением возможностей представления мыс¬ли в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложе¬ния и фразы одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с большим словарным запасом и развитой речью. 
 

Рис. 1.     Психологическая модель порождения и функционирования речи. 
 

Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых  сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется  связная, осмыс¬ленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление, процесс перевода мысли в слово  идет в обратном направлении.

Признаками наступления  перелома в развитии речи и мышления являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса.  Малыш  начинает часто задавать взрослым вопрос: «Как это называется?» Параллельно  происходит столь же быстрое, скачкообразное увели¬чение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые от¬крывает для себя символическую функцию  речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения  на самом деле лежит обобщение, и  пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Решая  интеллек¬туальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически  доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

Далее процесс развития продолжается, углубляясь, еще достаточно долгое время, вплоть до подросткового  возраста.

Сложности перехода от общих языковых норм к их конкретному  использованию привели к тому, что речевые процессы очень поздно дос¬тигают своих максимально возможных  вершин. По исследованиям Б.Г. Ананьева, наилучшие речевые результаты фиксируются  в возрасте 35-40 лет. До этого речевые  навыки развиваются и совершенствуются, проходя определенные периоды овладения  функциями и формами. Сравните, например, речь дошкольника и младшего школьника, речь подростка и речь взрослого  человека с достаточно высоким уровнем  образования.

 Сравнение может  идти по линиям правильности  использо¬вания вербальных знаков, их разнообразия, выразительности,  точности логической соотнесенности, уместности в различных ситуациях,  пони¬мания даже разрушенных  текстов, а также понимания  подтекста, легко¬сти конструирования  из отдельных вербальных элементов  различных конструкций и т.д.

С возрастом грамматические формы стано¬вятся более устойчивыми  и дифференцированными. Осознаются элемен¬ты речевой деятельности: звуки, слоги, слова и предложения (а не как предмет или конкретный образ ситуация),

Значение слова, являясь, само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления, и в процессе развития высших психических функций  у человека возникает качественно  новое, сложное единство – речевое  мышление. Устная речь становятся универсальным  средством мышления, общения и  познания, и оттачивается на протяжении  всей жизни.

 

Значение слова  как единицы      мышления

а) Единство речи и  мышления

Связанная с сознанием  в целом, речь человека включается в  определенные взаимоотношения со всеми  психическими процессами. Но основным и опреде¬ляющим для речи является ее отношение к мышлению. Можно  сказать, что главная функция  речи человека состоит в том, что  она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено  гораздо больше информации, чем может  в себе нести простое сочетание  звуков.

С.Л. Рубинштейн писал, что слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более  не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуци¬рованию. Подбор самих дви¬жений, продуцирующих  звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и  регулируется смысловыми отношениями  между значениями слов. Иногда человек  ищет и не находит слова или  выражения для уже имеющейся  и еще словесно не оформленной  мысли. Речь – не совокупность реакций, соверша¬ющихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она –  интеллек¬туальная операция. Поскольку  речь является формой существования  мысли, между речью и мышлением  существует единство.

Первоначальная функция  речи коммуникативная. Речь является прежде всего средством социального  общения, средством высказывания и  понимания.  Л.С. Выготский в своей  работе «Мышление и речь» писал, что эта функция речи в анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной функции, и обе  функции приписывались речи как  бы параллельно и независимо друг от друга. Речь совмещала в себе и  функцию общения, и функцию мышления. Но в каком отношении стоят  эти обе функции друг к другу, что обусловило наличие обеих  функций в речи, как происходит их развитие и как обе структурно объединены между собой – все  это оставалось и остается до сих  пор недостаточно исследованным.

Между тем значение слова представляет в такой же мере единицу этих обеих функций  речи, как и единицу мышления. Что непосредственное общение душ  невозможно – это является, конечно, аксиомой для научной психологии. Известно и то, что общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как  оно наблюдается в животном мире, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах.  

б) Человеческая речь – система средств общения  и обобщения

Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной  передаче мысли и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и  всегда останется человеческая речь, возникшая из потребности общаться в процессе труда. До самого последнего времени дело представлено сообразно с господствовавшим в психологии взглядом в чрезвычайно упрощенном виде. Полагали, что средством общения является знак, слово, звук. Между тем это заблуждение проистекало только из неправильно применяемого к решению всей проблемы речи анализа, разлагающего на элементы.

Между тем более  тонкое изучение проблемы общения, процессов  понимания и развития их в детском  возрасте привело исследователей к  совершенно другому выводу. Оказалось, что так же, как невозможно общение  без знаков, оно не возможно и  без значения. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, пути, кроме  отнесения передаваемого содержания классу, к известной группе явлений, а это, как мы уже знаем, непременно требует обобщения. Таким образом, оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, т.е. обобщение  становится возможным при развитии общения.

Итак, высшие, присущие человеку формы психического общения  возможны только благодаря тому, что  человек с помощью мышления обобщенно  отражает действительность.

Часто ребенок не понимает смысла слова, потому что ему  еще не знакомо то понятие, которое  слово содержит. Дело тут не в  недостатке соответствующих слов и  звуков, а в недостатке соответствующих  понятий и обобщений, без которых  понимание невозможно. Л.С. Выготский  обращается к работам  Л. Н. Толстого, где он пишет, что почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово  почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания  рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и  общения, коммуникации и мышления.

Такая постановка вопроса  для всех генетических проблем мышления и речи имеет принципиальное значение. Мы начинаем понимать действительную связь, существующую между развитием  детского мышления и социальным развитием  ребенка только тогда, когда научаемся  видеть единство общения и обобщения.  

в) Звуковая единица  речи и мышления

Традиционное языкознание  рассматривало звуковую сторону  речи в качестве совершенно самостоятельного элемента, не зависящего от смысловой  стороны речи. Из объединения этих двух элементов затем складывалась речь. В зависимости от этого единицей звуковой стороны речи считался отдельный  звук. Но звук, оторванный от мысли, теряет вместе с этой операцией и все  то, что делает его звуком человеческой речи и включает в ряды всех остальных  звуков. Как правильно указывает  современное фонологическое направление  в лингвистике которое нашло  самый живой отклик в психологии, существенным признаком звуков человеческой речи является то, что звук, носящий  определенную функцию знака, связан с известным значением, но сам  по себе звук как таковой, незначащий звук, не является действительно единицей, связующей стороны речи.

Таким образом, единицей речи оказывается в звуке новое  понимание не отдельного звука, но фонемы, т. е. далее неразложимой фонологической единицы, которая сохраняет основные свойства всей звуковой стороны речи в функции означения.

Как только звук перестает  быть значащим звуком и отрывается от знаковой стороны речи, так сейчас же он лишается всех свойств, присущих человеческой речи. Поэтому плодотворным и в лингвистическом и в  психологическом отношении может  явиться только такое изучение звуковой стороны речи, которое будет пользоваться методом расчленения ее на единицы, сохраняющие свойства, присущие речи, как свойства звуковой и смысловой  сторон.

Главная функция  речи у человека все же состоит  в том, что она является инструментом мышления.  Но есть виды мышления, которые  не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные  с мышлением. Это выразительные  движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. 

Взаимосвязь мышления и речи

Информация о работе Речь и мышление