Мышление и речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

1.Понятие о мышлении;
2.Классификация видов мышления,операции,формы мышления;
3.Индивидуальные особенности мышления;
4.Мышление и речь,функции и виды речи.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

   Диалогическая   речь,  как  правило,  предъявляет   меньше   требований   к

построению связного и развернутого  высказывания,  чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это  тем,  что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и  те  же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с  полуслова,  понимают друг друга. Им не  требуется  излагать  свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к  собеседникам  при  диалогической речи  — уметь выслушивать высказывания  партнера  до  конца,  понимать  его возражения  и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

  Монологическая  речь предполагает, что говорит  одно  лицо,  другие  только

слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая  речь  в  практике  общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К  монологическим  формам  речи  относятся  лекции, доклады, выступления на собраниях.  Общая  и  характерная  особенность  всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность  ее  к  слушателю.

Цель этой направленности— достигнуть необходимого воздействия на  слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим  монологическая  речь носит  развернутый  характер,   требует   связного   изложения   мыслей,   а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

  Как правило,  монологическая речь протекает  с известным  напряжением.  Она требует  от  говорящего  умения  логически,  последовательно  излагать  свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения  устанавливать контакт с аудиторией. Для  этого  говорящий  должен  следить  не  только  за содержанием своей речи и  за  ее  внешним  построением,  но  и  за  реакцией слушателей.

   Внутренняя  речь—это внутренний беззвучный  речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть  средством  общения. Внутренняя речь— словесная оболочка мышления.  Внутренняя  речь  своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в  форме  полных, развернутых предложений. Часто  целые  фразы  сокращаются  до  одного  слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку  вполне  ясен  и  поэтому  не  требует  от  него  развернутых словесных формулировок. К помощи  развернутой   внутренней  речи  прибегают,

как  правило,  в  тех  случаях,  когда  испытывают  затруднения  в  процессе

мышления. Трудности, которые переживает иногда  человек,  пытаясь  объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода  от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык—   система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством  словесного знака, обусловливающим  нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова  в данном случае) к обозначаемому  в реальной действительности объекту  независимо от того, как он представлен  в индивидуальной сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл - это отражение  в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально  значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание  его содержания.

Выделяют следующие  основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством  кодирования информации об изученных  свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию  средства общения, язык позволяет оказывать  воздействие на собеседника —  прямое (если мы прямо указываем  на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые  он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей  ситуации).

Функция языка в  качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач. 

Речь имеет три  функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения  связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция  речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две  функции речи могут быть рассмотрены  как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает  как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими  людьми. В коммуникативной функции  речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона  речи помогает передать чувства и  отношение говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

В психологии различают  два основных вида речи: внешнюю  и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить  мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой  диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное  изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается  в процессе общения, но характер общения  здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь — связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым,— грамматически правильное построение предложений.

Письменная речь представляет собой разновидность  монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической  деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерны фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения  при восприятии ситуации. Поэтому  внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а~ переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между  ее сложностью, с одной стороны, и  уровнем развития, кругом знаний и  интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного  и образного значения.

Информация о работе Мышление и речь