Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:17, контрольная работа
Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного - способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию.
В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и речи.
Введение…………………………………………………………………..…..2
1. Мышление человека: понятие, операции, виды ……………………..….3
1.1.Операции мышления ……………………………………………….........3
1.2.Виды мышления ……………………………………………………....…5
1.3.Основные формы мышления …………………………………….……...6
2. Связь мышления и речи …………………………………………………..9
3. Речь: понятие, функции, виды……………………………………..……..10
3.1. Виды речи…………………...…………………………………………...10
3.2. Функции речи…………………………...……………………….………13
4. Первая и вторая сигнальные системы………………………..………..…15
4.1. Взаимодействие сигнальных систем………………………..……….…16
Заключение…………………………………………………………………...18
Литература……………………………………………………………………
На тему: « Речь и мышление как особенность человека »
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1. Мышление человека: понятие, операции, виды ……………………..….3
1.1.Операции мышления ……………………………………………….........3
1.2.Виды мышления ……………………………………………………....…5
1.3.Основные формы мышления …………………………………….……...6
2. Связь мышления и речи …………………………………………………..9
3. Речь: понятие,
функции, виды……………………………………..…
3.1. Виды речи…………………...……………………………
3.2. Функции речи…………………………...……………
4. Первая и вторая сигнальные системы………………………..………..…15
4.1. Взаимодействие
сигнальных систем………………………..……
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Взаимосвязь речи и мышления, их роль в общении и формировании сознания является важным разделом психологии. Механизмы образования и динамики условных рефлексов, обеспечивающих индивидуальное приспособление к изменяющимся условиям среды, у человека и животных общие. Однако человек резко отличается по своему поведению от животных благодаря особым механизмам нервной деятельности. Главное отличие человека от животных— мышление и речь. Эти особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, отвлеченное мышление, развились в связи с трудом, благодаря которому люди смогли сознательно воздействовать на природу. Вместе с тем и внешняя среда для человека имеет качественно новое содержание, чем для животных, так как это социальная среда, общество людей, наделенных сознанием и живущих по законам общественного развития.
Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может и рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Т.е. для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание, иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного - способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию.
В данной работе мы рассмотрим взаимосвязь мышления и речи.
Мышление—высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление относится к рациональному, логическому этапу познания человеком окружающего мира, отличному по своему содержанию от уровня непосредственного, чувственного познания, при котором картина мира складывается преимущественно при помощи ощущения и восприятия. Под мышлением понимают опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
1.1.Операции мышления:
Мышление включает в себя систему мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. И если рассматривать мышление как процесс решения задач, то данный процесс появляется, начинается только тогда, когда человек начинает что-то анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.
Каждая из мыслительных операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями.
Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого. Синтез служит средствомо бъединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных. Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.
Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Кроме того, каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие.
Умственная деятельность человека может быть направлена на распознавание тех или иных объектов, на их преобразование, на контроль над ходом этого преобразования. В каждом из этих случаев решение задачи осуществляется по-разному.
В случае распознавания анализ, синтез, сравнение, как и другие мыслительные операции, будут служить тому, чтобы успешно совершить действия по выделению определенного объекта или класса объектов, установить те существенные признаки, по которым можно различать явления.
При совершении умственного действия преобразования анализ, сравнение и другие мыслительные операции оказываются непосредственно включенными в конкретное содержание деятельности и обеспечивают целенаправленное изменение объекта. Аналогично оказываются включенными и все другие мыслительные операции. Они и будут составлять содержание всей мыслительной деятельности.
Умственные действия контроля предполагают направленность мыслительных операций на сличение наличного состояния объекта с образцом (эталоном) и контроль над самим осуществлением операций.
Таким образом, операционными компонентами мышления являются анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.д., которые целесообразно рассматривать и как операции, и как умственные действия, направленные на решение определенных познавательных задач.
Операционные компоненты мышления образуют единство с компонентами содержательными. Любые знания, которыми овладевает человек, могут быть им усвоены только в том случае, если совершается вся система мыслительных операций. Вместе с тем ни одной из мыслительных операций человек овладеть не может вне процесса усвоения каких-то знаний.
Кроме того, все качественные характеристики усвоенных человеком знаний прямо зависят от того, какие умственные действия совершались человеком для усвоения этих знаний.
1.2. Виды мышления
•наглядно-действенное (элементарный вид мышления, выступающий основой для формирования более сложных видов мышления; решение мыслительной задачи непосредственно в процессе деятельности);
•наглядно-образное (содержание мыслительной задачи основано на образном материале);
•словесно-логическое (задача решается в словесной форме, при помощи логических операций с понятиями).
По характеру решения задач выделяют мышление теоретическое (направлено на открытие законов, свойств объектов, анализ существенных характеристик и пр., опосредованно связанных с практикой) и практическое (связано с постановкой целей, созданием планов, проектов и их реализацией в практической деятельности).
По степени развернутости мышление может быть аналитическим (совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основных принципов, закономерностей) и интуитивным (осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения).
Творческое (продуктивное) мышление также является разновид-ностью мышления и характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Основными свойствами творческого мышления являются: новизна, оригинальность, гибкость. Противоположным творческому считается мышление репродуктивное, шаблонное или воспроизводящее.
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
Каждый предмет,
каждое явление имеют много различных
свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить
на две категории — существенные и несущественные.
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием.
Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление—значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.
Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения—доказательство геометрических теорем.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.
Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны».
Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в жаркий летний день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.
Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; дает ли учитель ученику для решения задачу — всегда мышление определяется необходимостью найти что-то пока еще неизвестное.
2. Связь мышления и речи
Если рассматривать генетику мышления и речи, то можно сказать, что отношение между этими процессами является величиной не постоянной, неизменной на всем протяжении развития. Отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении. Иначе говоря, развитие речи и мышления совершается непараллельно и неравномерно. Кривые их развития многократно сходятся и расходятся, пересекаются, выравниваются в отдельные периоды, даже сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются. Соответственно мышление и речь имеют различные генетические корни.
Информация о работе Речь и мышление как особенность человека