Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:03, курсовая работа
Цель данной работы – показать сложную взаимосвязь речи и мышления, их взаимодействие и взаимовлияние. 
Задачи данной работы – понять ,что такое речь и каковы её функции  ,  что такое мышление, рассмотреть виды и формы речи и мышления , отследить связь речи и мышления, и самое важное – доказать, что взаимосвязь речи и мышления, их роль в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным стрежнем как личной, так и общественной эволюции.
Содержание
Введение
.
Взаимосвязь речи и мышления, их роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.
Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.
Во многих странах проводятся исследования, посвященные вопросам влияния языка на образ мышления, взаимосвязи речи с функционированием мозга.
Раскрытие закономерностей 
и механизмов взаимовлияния мышления 
и речи открывает новые возможности 
не только в обучении, но и в коррекции 
различных заболеваний, даже тех, которые 
вызваны физическими 
Цель данной работы – показать сложную взаимосвязь речи и мышления, их взаимодействие и взаимовлияние.
Задачи данной 
работы – понять ,что такое речь и каковы 
её функции  ,  что такое мышление, 
рассмотреть виды и формы речи и мышления 
, отследить связь речи и мышления, и самое 
важное – доказать, что взаимосвязь речи 
и мышления, их роль в общении и формировании 
сознания является едва ли не самым важным 
стрежнем как личной, так и общественной 
эволюции. 
Предметами исследования в данной работе выступают речь и мышление.
 
1.Речь и ее функции 
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.
Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь—это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.
Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека .совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.
Итак, одна из функций речи — служить средством общения между людьми.
Другая важнейшая 
функция речи – это то, что 
мышление осуществляется 
в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя 
речь — внутренний беззвучный речевой 
процесс, с помощью которого мы мыслим 
про себя) является средством мышления.  
2.Развитие 
речи. 
Современному состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.
У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.
Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.
Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека.
Переход к собственно 
звуковой речи, вероятно, начался более 
100 тысяч лет назад, в четвертую 
ледниковую эпоху. Скорее всего, это 
было связано с развитием 
Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия.
Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой но своему содержанию к кинетической речи. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.
С определенной уверенностью можно полагать, что первые слова заменяли целые предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе возникновения и развития звуковой речи не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы были весьма примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова не только приобретали более конкретное смысловое значение, но и дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.
Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.
Таким образом, 
человеческая речь, как и человеческое 
мышление, является продуктом общественно-
3.Виды речи.
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная , внешняя речь и речь внутренняя .
Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет некоторую роль. Имеется взаимосвязь и взаимодополнение звука и жеста , смыслового контекста звуковой речи и более или менее наглядной и выразительной ситуации, в которую вводит жест; слово и ситуация в ней обычно дополняют друг друга , образуя как бы единое целое.
 Однако в 
настоящее время язык жестов (мимика 
и пантомимика) является лишь 
как бы аккомпанементом  к 
основному тексту звуковой 
Существенно отличны друг от друга также устная речь(как разговорная речь, речь-беседа в условиях непосредственного контакта собеседником) и письменная речь.
Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях .Они теснейшим образом между собой связаны .Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфибетический характер; знаки письменной речи-буквы -обозначают звуки устной речи. Тем не менее письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки .Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речь пользуются разними техническими средствами.
Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции.Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь -как речь деловая, научная , более безличная .Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания , между тем как устная , разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания .
  Существенно 
отличны между собой , и притом 
также по своему отношению  
к мышлению, внешняя, громкая  
устная речь и речь внутренняя 
и не только внешними 
4.Речь и мышление .
Связанная с сознанием в целом , речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является её отношение к мышлению.
  Поскольку 
речь является формой 
Поведенческая психология попыталась установить между ними тождество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как « деятельность речевого аппарата» (Дж.Уотсон).К . С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить оп средствам своей аппаратуры движения гортани, проводящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.
Движения ,продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений , продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Речь не есть совокупность реакций , совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она -интеллектуальная операция .Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество , потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.