Мышление и речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – показать сложную взаимосвязь речи и мышления, их взаимодействие и взаимовлияние.
Задачи данной работы – понять ,что такое речь и каковы её функции , что такое мышление, рассмотреть виды и формы речи и мышления , отследить связь речи и мышления, и самое важное – доказать, что взаимосвязь речи и мышления, их роль в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным стрежнем как личной, так и общественной эволюции.

Файлы: 1 файл

моя курсовая по общей психологии .речь и мышление (Автосохраненный).docx

— 71.88 Кб (Скачать)

Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

.

     

Взаимосвязь речи и мышления, их роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.

     

 Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Во многих странах  проводятся исследования, посвященные  вопросам влияния языка на образ  мышления, взаимосвязи речи с функционированием  мозга.

     

Раскрытие закономерностей  и механизмов взаимовлияния мышления и речи открывает новые возможности  не только в обучении, но и в коррекции  различных заболеваний, даже тех, которые  вызваны физическими повреждениями  мозговых структур. 

Цель данной работы – показать сложную взаимосвязь  речи и мышления, их взаимодействие и взаимовлияние.

Задачи данной работы – понять ,что такое речь и каковы её функции  ,  что такое мышление, рассмотреть виды и формы речи и мышления , отследить связь речи и мышления, и самое важное – доказать, что взаимосвязь речи и мышления, их роль в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным стрежнем как личной, так и общественной эволюции. 

Предметами исследования в данной работе выступают речь и  мышление.

  1.Речь и ее функции 

Речь имеет  общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и  коллективный труд людей вызывают необходимость  постоянно общаться, устанавливать  контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Общаясь друг с  другом, люди употребляют слова и  пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь—это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.

Познание закономерностей  окружающего мира, умственное развитие человека .совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

Итак, одна из функций  речи — служить средством общения  между людьми.

Другая важнейшая  функция речи – это то, что  мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь — внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления.  

2.Развитие речи. 

Современному  состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.

У современной  науки есть основание полагать, что  первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.

Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным  отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.

Таким образом, рука человека оказалась главным  средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек  не стал использовать для общения  звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека.

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую  ледниковую эпоху. Скорее всего, это  было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.

Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия.

Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой но своему содержанию к кинетической речи. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.

С определенной уверенностью можно полагать, что  первые слова заменяли целые предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе  возникновения и развития звуковой речи не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы были весьма примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова не только приобретали более конкретное смысловое значение, но и дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического  развития, в ходе которого речь стала  выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. 

3.Виды речи.

Существуют различные  виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная , внешняя речь  и речь внутренняя .

Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой по преимуществу речи современного человека  жест играет некоторую роль. Имеется взаимосвязь  и взаимодополнение звука и жеста , смыслового контекста звуковой речи и более или менее наглядной и выразительной ситуации, в которую вводит жест; слово и ситуация в ней обычно дополняют друг друга , образуя как бы единое целое.

 Однако в  настоящее время язык жестов (мимика  и пантомимика) является лишь  как бы аккомпанементом  к  основному тексту звуковой речи.

   Существенно  отличны друг от друга также  устная речь(как разговорная речь, речь-беседа в условиях непосредственного контакта  собеседником) и письменная речь.

Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях .Они теснейшим образом между собой связаны .Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфибетический характер; знаки письменной речи-буквы -обозначают звуки устной речи. Тем не менее письменная речь не является просто переводом  устной речи в письменные знаки .Различия между ними не сводятся  к тому, что письменная и устная речь пользуются разними техническими средствами.

 Письменная  и устная речь выполняют обычно разные функции.Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь -как речь деловая, научная , более безличная .Письменная  речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания , между тем как устная , разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания .

  Существенно  отличны между собой , и притом  также по своему отношению   к мышлению, внешняя, громкая   устная речь и речь внутренняя  и не только внешними признаками .Внутренняя речь отлична от  внешней и по своей функции.Выполняя иную функцию ,чем внешняя речь,она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях , она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого , внутренняя речь допускает «короткие замыкания»;она часто «эллиптична» , в ней пропускается то, что для пользующегося ею само собой разумеющееся . Иногда она предикативна :намечает, что утверждается , при этом опускается как само собой разумеющееся , а как известно то , о чем идет речь ; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления. Внутренняя речь социальна. С внутренней речью мышление связанно особенно тесно . 

4.Речь и мышление .

 Связанная  с сознанием в целом , речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным  и определяющим для речи является  её отношение к мышлению.

  Поскольку  речь является формой существования  мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство ,а   не тождество. Равно неправомерны как установление тождества между речью и мышлением , так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Поведенческая психология попыталась установить между  ними тождество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста  мысль  есть не что иное, как  « деятельность речевого аппарата» (Дж.Уотсон).К . С. Лешли  в своих опытах попытался обнаружить оп средствам своей аппаратуры движения гортани, проводящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные  операции.

Движения ,продуцирующие звуки, не являются  самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений , продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется  и регулируется  смысловыми отношениями между значениями слов. Речь не есть совокупность реакций , совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она -интеллектуальная операция .Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество , потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Информация о работе Мышление и речь