Мышление и речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – показать сложную взаимосвязь речи и мышления, их взаимодействие и взаимовлияние.
Задачи данной работы – понять ,что такое речь и каковы её функции , что такое мышление, рассмотреть виды и формы речи и мышления , отследить связь речи и мышления, и самое важное – доказать, что взаимосвязь речи и мышления, их роль в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным стрежнем как личной, так и общественной эволюции.

Файлы: 1 файл

моя курсовая по общей психологии .речь и мышление (Автосохраненный).docx

— 71.88 Кб (Скачать)

Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением  и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесную форму, которая оказывает, как установлено в ряде исследований, значительное, иногда положительное, иногда — при ошибочности первоначального воспроизведения — тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное — так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.

Утверждение о  несводимости мышления к речи относится  не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической — синтаксической и стилистической — структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

Итак:

1) между речью  и мышлением существует не  тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее  различия, заостряющиеся в противоположности; 

2) в единстве  мышления и речи ведущим является  мышление, а не речь, как того  хотят формалистические и идеалистические  теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления;

3) речь и мышление  возникают у человека в единстве  на основе общественно-трудовой  практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

 

     

Заключение

     

Изучив речь и мышление можно выделить следующие  аспекты.

     

Речь является основным свойством человека, выделяющим его из остального мира. Врожденная способность овладевания речью  открывает перед человеком неограниченные возможности познания и преобразования мира. Речь и мышление существуют как  две части единого целого, работают дополняя и преобразовывая друг друга,  но мышление все же является ведущим аспектом и во всей своей полноте речь и мышление возникают и развиваются только в социуме, в социальных отношениях.

     

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно  представляет собой форму творческого  отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или  у субъекта на данный момент времени  не существует. Мышление человека также  можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений  и образов. Отличие мышления от остальных  психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение  какой-либо задачи.  

     

 Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания теоретического мышления.  

     

 

     

Список  использованной литературы:

  1. Айзман Р.И. и др. Подготовка ребенка к школе. М., 1991.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988
  3. Веккер Л. М. Психические процессы. ВЗТ. - Т. 1. - Л., 1974.
  4. Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996
  5. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., 2004
  6. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1996.
  7. Джемс У. Психология. - М., 1986
  8. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.
  9. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов- на – Дону 1998.
  10. Леонтьев А.А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  11. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2001
  12. Моисеева Л. А. О природе живого. М., 2009
  13. Мышление и язык. Под редакцией Д. П. Горского. - М.., 1957
  14. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М.,1999.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2000.
 
 
 

   

Информация о работе Мышление и речь