Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:03, курсовая работа
Цель данной работы – показать сложную взаимосвязь речи и мышления, их взаимодействие и взаимовлияние.
Задачи данной работы – понять ,что такое речь и каковы её функции , что такое мышление, рассмотреть виды и формы речи и мышления , отследить связь речи и мышления, и самое важное – доказать, что взаимосвязь речи и мышления, их роль в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным стрежнем как личной, так и общественной эволюции.
Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесную форму, которая оказывает, как установлено в ряде исследований, значительное, иногда положительное, иногда — при ошибочности первоначального воспроизведения — тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное — так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.
Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической — синтаксической и стилистической — структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.
Итак:
1) между речью
и мышлением существует не
тожество и не разрыв, а единство;
это единство диалектическое, включающее
различия, заостряющиеся в
2) в единстве
мышления и речи ведущим
3) речь и мышление
возникают у человека в
Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.
Заключение
Изучив речь и мышление можно выделить следующие аспекты.
Речь является
основным свойством человека, выделяющим
его из остального мира. Врожденная
способность овладевания речью
открывает перед человеком
Мышление является
высшим познавательным процессом. Оно
представляет собой форму творческого
отражения человеком
Итак, связь
речи и мышления не только позволяет глубже
проникать в явления действительности,
в отношения между вещами, действиями
и качествами, но и располагает системой
синтаксических конструкций, которые
дают возможность сформулировать мысль,
выразить суждение. Переход к сложным
формам общественной деятельности даёт
возможность овладеть теми средствами
языка, которые лежат в основе наиболее
высокого уровня познания теоретического
мышления.
Список использованной литературы: