Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:00, реферат
Причины, по которым спортсмены занимаются определенным видом спорта (точно так же, как и причины, заставляющие любого из нас делать что-либо), могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании.
Тренер,
занимающийся с ребенком, обладающим
высоким уровнем потребности в достижении,
должен вести себя иначе, чем с ребенком,
у которого низкая потребность в достижении
успеха. В последнем случае ребенка необходимо
перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать
эмоционально и показать ему, что высокого
результата можно добиться собственными
усилиями без помощи посторонних. С подростком,
у которого благодаря ранним достижениям
и самостоятельности сформировался целеустремленный
характер, следует ра-ботать по-другому.
Иногда ему надо оказать поддержку после
проигрыша или помочь снять опасения и
тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть
неудачу. Более того, у детей с высоким
уровнем мотивации на достижение успеха
наблюдается тенденция к снижению потребности
в установлении социальных связей с другими.
Многие ученые, изучающие психологические характеристики спортивной деятельности, выступали сторонниками различных методов модификации поведения, или так называемой «управляемой тренировки», в основе которой лежат принципы, впервые сформулированные Терстоуном.
В общих чертах эти ученые предложили оперативный подход к управлению усилиями спортсменов и формированию их поведения. Применение принципов модификации поведения к условиям спортивной деятельности требует от тренера не только знаний, но и особого чутья. Он должен уметь сознательно управлять своим поведением и регулировать специфические положительные и отрицательные влияния в спорте.
Модификация поведения может проводиться одновременно в двух направлениях или поочередно в каждом. Во-первых, тренер может изменить характер выполнения спортсменом определенного сложного навыка, систематически применяя поощрение или наказание. Во-вторых, тренер может изменить отношения спортсмена к тренировочной деятельности или соревновательной ситуации.
Для
успешного изменения
Когда
эти два условия будут
Рашэлл показывает, как можно изменить технику плавания баттерфляем у пловца, соблюдая приведенные условия. Например, у спортсмена было обнаружено по крайней мере семь ошибок в технике выполнения гребка: кисти рук входили в воду слишком близко одна
от
другой, не было достаточной тяги руками
в конце гребка (назад), пловец запаздывал
с дыханием, плечи и бедра колебались больше,
чем нужно, и т. д. Тренер решил начать с
исправления только одного элемента. Прежде
чем приступить к работе, он определил,
какой новый элемент техники должен заменить
старый (постановка рук). Затем было решено,
что данный пловец относится к спортсменам
высокого класса и поэтому не нуждается
в каких-либо внешних стимулах при работе
над совершенствованием гребка. Само по
себе правильное и быстрое проплывание
дистанции, а следовательно, и возможность
улучшения результата благодаря более
эффективной технике гребка уже представляли
достаточный стимул. Поэтому во время
тренировки пловцу подавали световой
сигнал, когда он допускал прежнюю ошибку
при выполнении гребка руками, обращая
его внимание на необходимость следить
за правильной техникой гребка. Итак, вначале
была решена проблема ширины постановки
рук при входе кистей в воду. Когда во время
проплывания дистанции зажигалась сигнальная
лампочка, спортсмен знал, что его гребок
не соответствовал новому, измененному
варианту техники. После того как этот
элемент гребка был исправлен, приступили
к работе над следующим элементом и т.
д., пока техника плавания не изменилась
в целом.
Приведенная выше информация показывает, что выбор вида спорта и успех зависят от самых разных причин. Более того, если тренеру удается узнать, что именно «заводит» (возбуждает) конкретного спортсмена в определенный момент, то он сможет ему помочь выступить лучше. В этом разделе главы будут рассмотрены причины успешного выступления спортсменов, которые помогут быть учтены тренером для непосредственного воздействия на интеллект воспитанника. Такой метод имеет преимущества перед различными уловками, к которым некоторые тренеры прибегают в течение ряда лет для усиления мотивации спортсменов. На наш взгляд, рациональный подход к мотивации достаточно искушенного и хорошо информированного спортсмена будет более эффективен, чем использование какого-то упрощенного и примитивного приема.
Автору трудно не поддаться искушению и не выразить своего отношения к некоторым способам мотивации, разделив их на категории «хороших» и «плохих». Некоторые из этих методов имеют одновременно и положительные и отрицательные качества, с моей точки зрения о морально-этических нормах. Другие же могут быть плохими. В определенных ситуациях и хорошими в других условиях. Там, где это необходимо, эти различия будут специально выделены.
Тренеру необходимо применять целесообразные (оправдавшие Себя) методы, поскольку даже длительный или кратковременный эффект, полученный от различных способов мотивации, не приносящих пользы спортсмену, в конце концов, приведет к нежелательным последствиям.
а) Стремление к стрессу и преодоление его.
Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности. Альпинизм представляет собой как раз такой вид деятельности. Стремление к стрессу характерно и для других видов спорта. Многие спортсмены получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возникающих на их пути.
Тренер
может прямо рассказать начинающим
спортсменам о
1. Спортсмену
на первом этапе обучения специально указывают
на положительное значение преодоления
стресса и мотивируют его
к активным занятиям спортом.
2. Индивиду
дается возможность достигнуть относительного
успеха, т. е. к нему не предъявляются необоснованные
требования, напри
мер стать чемпионом. Он просто должен
раскрыть все свои способности и стремиться
к самосовершенствованию.
3. Физический
и эмоциональный стресс, которому подвергается
юноша, не должен превышать физиологических
и психологических
возможностей организма, еще не приспособившегося
к большим на
грузкам.
б) Стремление к совершенству.
Пол Вейс в своей книге, посвященной рассмотрению философских аспектов спорта, отмечает, что занятия спортом представляют собой один из немногих путей, где молодежь может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных вершин, обычно недоступных тем, кто занимается интеллектуальной деятельностью.
Маслоу и другие исследователи ссылались на важность самоактуализации. Гольдштейн выдвинул теорию «поведенческой первичности», согласно которой максимальное использование интеллектуальных и физических способностей человека для достижения успеха и осознания своих возможностей в какой-либо деятельности само по себе является достаточно сильным мотивом.
Некоторым современным спортсменам такой подход может показаться банальным или просто непривлекательным. Однако я верю, что тренер, который сумеет объяснить эту сторону мотивации и донизать ценность своей программы подготовки, сможет не только заинтересовать своих воспитанников, но и удержать их в спорте и помочь им добиться высоких результатов. Совершенствование физической деятельности может быть привлекательным для спортсменов, так как опыт, приобретенный в спорте, может быть в дальнейшем использован в других жизненных ситуациях.
в) Статус.
Большинству спортсменов не нужно говорить, что успехи в спор-то повышают их престиж в обществе. Уже в школе необходим определенный уровень физических способностей для достижения благоприятной атмосферы. Многолетние и систематические наблюдения за детьми показали, что мальчики, созревающие рано, достигают успеха в спорте (приобретают статус и самоуважение). В дальнейшем они становятся более уверенными в себе и устойчивыми, в отличие от сверстников, у которых процесс созревания происходил медленнее и которым не удалось достигнуть того же статуса благодаря ранним занятиям спортом.
В последнее время в колледжах и университетах спортсмены имеют более высокий статус, чем в 50-х годах. Однако в университетских кругах, особенно среди представителей гуманитарных наук, все еще продолжают смотреть на современного спортсмена как на работника, которого нанимают для развлечения публики. Поэтому многим спортсменам после окончания школы, где они привыкли к высокому статусу, приходится адаптироваться при поступлении в вуз. Тренер колледжа или университета, злоупотребляющий беседами о высоком статусе, которого могут добиться его воспитанники, если будут показывать хорошие результаты, должен пересмотреть содержание своих «мотивирующих бесед» со спортсменами.
г) Потребность быть частью коллектива.
Для некоторых юношей и девушек быть членом спортивной команды означает возможность иметь тесные контакты со своими сверстниками, быть частью их коллектива. В большинстве случаев тренеру не следует специально говорить своим воспитанникам об этом благоприятном факторе, особенно когда он имеет дело с высокомотивированными спортсменами, нацеленными прежде всего на высокий результат, а не на близкие социальные отношения.
Многие учебные заведения в сельской местности все еще продолжают работать в рамках социальных систем и ценностей, описанных В 1950 г. Коулманом. Им было показано, что членство в группах высокого статуса доступно не только спортсменам, но и тем, кто вносит какой-либо вклад и в проведение соревнований (лидеры болельщиков, руководители комитетов и т. п.). Однако в городских высших учебных заведениях спортсмены далеко не всегда становятся членами групп, завоевавших высокий статус.
Таким образом, тренер, делающий значительный акцент на этом, виде возможного социального поощрения спортсменов, добивающихся совершенства, может не найти общего языка со своими подопечными, поскольку будет плохо знаком с системой ценностей молодежи данной социальной группы.
д) Различные виды материальных поощрений.
Для мотивации спортсменов тренеры довольно часто используют материальное поощрение, награды (звездочки, прикрепляемые к шлемам игроков в американском футболе или другие виды вознаграждения).
Рашэлл, исследуя три группы пловцов младшего возраста, обнаружил, что денежное вознаграждение и конфеты были более эффективным средством повышения работоспособности, чем похвала тренера.
Система поощрения, установленная тренером, может быть действенной просто потому, что спортсмены ценят время и усилия, затраченные тренером на разработку и поддержание такой системы, а не из-за материальной ценности какой-либо награды. В других случаях вручаемые звездочки, конфеты или деньги сами по себе ничего не значат для спортсмена, но они как бы подтверждают, что спортсмен проделал большую работу и тренер ценит его достижения.
При разработке системы поощрений важно правильно объяснить ее спортсменам и применять те награды, которые имеют действительную для них ценность, исключив те, которые не соответствуют уровню и возрасту спортсменов. Использовать эту систему нужно очень осторожно, чтобы поощрения распределялись справедливо, а награды и призы соответствовали уровню достижений спортсменов.