Мотивация спортивной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:00, реферат

Краткое описание

Причины, по которым спортсмены занимаются определенным видом спорта (точно так же, как и причины, заставляющие любого из нас делать что-либо), могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании.

Файлы: 1 файл

реферат спорт1.docx

— 47.50 Кб (Скачать)
  1. Введение.

    В широком смысле слова термин «мотивация»  означает факторы и процессы, побуждающие  людей к действию или бездействию  в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или выполняют какие-либо действия в течение продолжительного времени.

    Некоторые ученые выделили два направления  в изучении мотивации. Первое изучает причины, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, влияния различных мотивов, ценностей и потребностей.

    Во  втором направлении делается попытка  объяснить, почему люди работают с различной  степенью интенсивности. В следующем  разделе рассматривается, как индивид  готовится к деятельности и достигает  требуемого для работы уровня возбуждения.

    Причины, по которым спортсмены занимаются определенным видом спорта (точно так же, как  и причины, заставляющие любого из нас  делать что-либо), могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании.

    В последние 50 лет многие талантливые  психологи, физиологии психиатры направляли свою энергию на изучение проблемы мотивации.  

  1. Комплекс  мотивов спортивной деятельности.

       Мотив - побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают  этой активности определенное направление  и удерживают человека в рамках данного  пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается  неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это  вполне объяснимо физическими и  психическими напряжениями, и человек  должен знать, во имя чего он напрягается.

           Классификация мотивов спортивной деятельности:

  • по направленности на процесс или результат деятельности.
  • по степени устойчивости.
  • по связи с целями спортивной деятельности.
  • по месту в системе “Другие Я”.
  • по доминирующей установке.
  • процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.)
  • ситуативные (кратковременные, проходящие).
  • мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска).
  • мотивация избегания неудачи.

    Следует отметить, что неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в  определении существа этого явления  наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов. Многие авторы пытались упорядочить разнообразные  мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев.

    На  протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и  для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.

    Так, что на начальном этапе причинами  прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:

    • стремление к самосовершенствованию;
    • стремление к самовыражению и самоутверждению;
    • социальные установки;
    • удовлетворение духовных и материальных потребностей.

    Каждая  из перечисленных причин имеет для  конкретного спортсмена большую  или меньшую действенность в  связи с его ценностными ориентациями.

    Американский  психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:

    • стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;
    • стремление к совершенству;
    • повышение социального статуса;
    • потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
    • получение материальных поощрений.

    Ю. Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему  мотиву. В первой группе, условно  названной “коллективистами”, доминирующими  являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе - “индивидуалистов” - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше  выступают в командах, а вторые, наоборот, - в личных соревнованиях.

    Общественный  мотив характеризуется осознанностью  общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого  мотива ставят перед собой высокие  перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения  характеризуется чрезмерной ориентацией  спортсменов на оценку своих спортивных результатов. Следует отметить, что  при психологическом обеспечении  спортивной деятельности важно учитывать  и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов  возможно только при правильном соотношении  общественного и индивидуального  мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного  мотива одинаково приводит к негативным результатам.

    Доминирование мотивов подтверждают данные исследований, полученные Е. Г. Знаменской: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют  большую увлеченность занятиями  спортом; спортсмены же, у которых  доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.

    Спортивные  психологи выделяют также более  конкретные варианты мотивации, связанной  с занятиями различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство.

    Обеспечение цикличности спортивных движений в  ходьбе, беге, плавании, гребле, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях  других видов, включающих локомоторные акты (прыжки - в легкой атлетике, опорные  прыжки - в гимнастике, разбег - в  акробатике и т.п.), предполагает четыре основных группы мотивов: реализация естественной координации движений, спринтерско-стайерский выбор, оптимизация энерготрат, синергизм. Каждая из этих четырех групп мотивов, как указывают исследователи, формируется в ходе тренировок и соревнований, достигая по мере совершенствования спортивного мастерства высокого развития Спортивная психология в трудах отечественных специалистов.

    Управление  движением предполагает иные акценты  мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию  движения по таким параметрам, как  быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной  попытки и многоборных качеств. Анализ литературных данных показывает, что к данной группе относится  большинство технических видов  состязаний, в которых спортсмены вместе с экипажами выступают  как рулевые (пилоты, шкиперы), а также  виды, связанные с точностью управления оружием, парашютом.

    Ситуативное противоборство как проявление специфики  мотивов более всего сопряжено  с использованием арсенала приемов  и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии  и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит  мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров  по команде. Из проведенного литературного  анализа следует, что данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых  видов.

    Результаты  практических исследований, проведенных  спортивными психологами показывают, что контакт с противниками или  партнерами также является важной мотивационной  особенностью избранного вида спорта. Различают три основные разновидности  контактов: непосредственные (в борьбе, боксе, регби и др.), опосредованные (волейбол, футбол, шахматы теннис и  др.) и условные (плавание, спортивная гимнастика и др.) Итак, если мотивы определяют выбор пути, направление  движения, то цели, - насколько далеко человек намерен пройти по данному  пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек  хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому  цели - это своеобразные вехи, которые  человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно  связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

    Многие  исследователи спортивной мотивации: А. Пилоян, Б. Д. Кретти, Ю. Ю. Палайма, А. Ц. Пуни и др., отмечают разную степень  осознанности трех ее слагаемых. Потребности  и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.

    Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре  спортивной деятельности следующие  функции:

    • является пусковым механизмом деятельности;
    • поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
    • регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

    Обобщая все вышеизложенное, можно сделать  следующие выводы.

    Блок  мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

    Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением  цели. 

  1. Источники мотивации.

    Мотивы  можно также классифицировать и  по источнику их возникновения. Например, некоторые мотивы возникают из внешних по отношению к индивиду или задаче источников. К ним относятся различные формы явного и косвенного социального поощрения (одобрение, похвала), а также более ощутимые признаки успеха (денежные вознаграждения,  подарки).  Другими источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с другими и т. п., а также особенности самой двигательной задачи. К последнему мотиву относятся такие качества, как новизна, техническая или физическая сложность упражнений.

    Характеристика  мотивационной структуры отдельного спортсмен на затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере того как ребенок становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется.

    Спортсмены, достигшие относительного успеха, и  спортсмены высокого класса являются продуктом определенного процесса отбора.

    Поощрения усилий ребенка (старания, доступность  для него необходимого снаряжения и возможность тренироваться), зависят от его физических данных и конституции, материальных средств и от того, какое место данный вид деятельности занимает в системе ценностей культуры или среды, в которой воспитывается ребенок.

    Более того, мотивы, которые, по-видимому, влияют на физическую деятельность ребенка, часто отличаются от мотивов, обусловливающих мотивы выступления взрослого спортсмена.

    Потребность в достижении успеха проходит, по крайней мере, три стадии развития по мере созревания ребенка. Сначала, до шести лет, он, выполняя двигательные задачи, воспринимает себя автономно. В начальной школе он начинает соревноваться с другими, и у него формируются так называемые социальные потребности в достижении успеха. Позже происходит постепенное уравновешивание автономных и социальных потребностей.

    Аналогичные изменения претерпевает в жизни ребенка и роль социальных побуждений и поощрений при активизации его деятельности. Первоначально его деятельность изменяется незначительно,

    когда он выступает в присутствии зрителей или своего товарища. Это его просто возбуждает, но совсем не обязательно, что при этом улучшится его результат. После шести лет ребенок становится достаточно чувствительным к социальным последствиям победы или поражения. В подростковом и юношеском возрасте он уже начинает оценивать задачи примерно как взрослый человек, учитывая, насколько они представляют для него какую-то ценность или интерес.

    Приведенная ниже схема иллюстрирует изменение  этих двух групп мотивов в процессе развития ребенка. Для мотивационной системы более взрослого человека характерна все большая ее усложненность, диффузность и, следовательно, затруднительность ее измерения по мере того, как индивид сталкивается с различными ситуациями в период своего созревания.

    Тренерам  чаще всего приходится работать с  детьми, у которых уже сформированы основные потребности в достижении успеха и направленность деятельности. Например, у мальчика, родители которого (особенно отец) всегда ставили перед ним четкие и легкодостижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего будет низкий уровень потребности в достижении успеха. У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низкие потребности в достижении. С другой стороны, если родители (или по крайней мере один из родителей, желательно отец) ставили перед сыном трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, то у него скорее всего будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом.

Информация о работе Мотивация спортивной деятельности