Мимика и ее значение в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:49, реферат

Краткое описание

Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.54 Кб (Скачать)

  ОБЫЧНО  вам показывают, куда вы должны сесть, но если предоставят возможность  выбрать, постарайтесь сесть рядом  с собеседником, а не против него через стол. Так легче заставить  его увидеть в вас потенциального единомышленника. Люди, сидящие бок  о бок, охотнее сотрудничают, чем находясь лицом к лицу. Сидите свободно, удобно расположив руки, но не разваливайтесь и не наклоняйтесь вперед слишком сильно. Если же вы, напротив, откинетесь на спинку кресла, это будет выглядеть высокомерно, особенно если вы пристально смотрите в это время на собеседника.

  ДАЖЕ  если вы волнуетесь, постарайтесь избежать явно выраженной защитной позы, не складывайте  на груди руки и не сжимайте судорожно  колени. Суета, ерзанье на стуле, верченье в руках карандаша и других мелких предметов - все эти жесты  могут выдать вашу нервозность. Держать  руки не напряженными и показывать ладони - это один из способов продемонстрировать свою искренность и доброжелательность. Вполне естественно чувствовать  некоторое напряжение, и надо дать ему проявиться. Люди, не выказывающие никаких признаков волнения во время  важного собеседования, могут также  восприниматься, как слишком самоуверенные  и не сосредоточенные.

  СМОТРИТЕ  на проводящего собеседование, но не пытайтесь “есть его глазами”. Постарайтесь держаться непринужденно и избегайте слишком часто отводить взгляд, так как можете показаться не внушающим доверия человеком с бегающими глазами. Постреливание глазами по сторонам воспринимается как признак хитрости и ненадежности. Реагируйте на слова собеседника в зависимости от общего настроения беседы, но не переусердствуйте как с улыбками, так и с серьезностью.

  ВЫ  можете сделать собеседника более  восприимчивым и достичь взаимопонимания, используя присущий ему язык жестов. Такое поведение называют синхронным или “позиционным эхом”. Это может  выражаться в том, что вы также  сложите руки, поставите ноги, то есть примите ту же позу, но тут надо быть начеку. Иногда такого рода подражание может привести к результату, прямо  противоположному ожидаемому.

  Преднамеренное  отражение жестов поможет лишь в  том случае, когда сопровождается положительными и конструктивными  сигналами. Например, если работодатель откинулся на спинку стула, и всем своим видом показывает, кто тут  главный, копировать его поведение  все равно что щелкать его по носу. И конечно, будет очевидно, что вы обезьянничаете, если будете воспроизводить позы и движения собеседника подчеркнуто преувеличенно.

  ЕСЛИ  вы с чем-то не согласны и хотите отстоять свои права по принципиальным на ваш взгляд вопросам, то делайте  более четкие жесты и принимайте более выразительные позы, чем  обычно, но не принимайте в этом случае угрожающих поз!

  И еще один немаловажный аспект. Если в ходе собеседования с работодателем  мы совершаем что-то, приводящее нас  в смущение и смятение, то большинство из нас лишь усугубляют ситуацию последующей реакцией. В таких случаях мы заливаемся краской, бормочем извинения или пытаемся объясниться, начинаем волноваться, смотрим в пол, покрываемся испариной и производим впечатление человека неискреннего и не заслуживающего доверия. Хотя это вовсе не так. Старая поговорка: “никогда не извиняйся, никогда не объясняйся”, конечно, груба, но, тем не менее, если “инцидент” действительно пустяковый, вы только привлечете ненужное внимание к нему тем, что будете стараться загладить его. Если работодатель огорчит вас своими выводами в конце вашего с ним диалога, то в большей степени это произойдет не потому, что вы неудачно выразились или повели себя каким-то странным образом, а из-за того, что вы потеряли уверенность в себе и он смог это почувствовать.

  И перед тем, как привести в боевую готовность весь имеющийся в вашем  распоряжении арсенал для достижения поставленной цели, дайте ответ на вопрос: “Можете ли вы показать, что  стоите того, чтобы на вас поставить?”  Помните, что самые логически  обоснованные аргументы очень редко  прокладывают себе дорогу самостоятельно, особенно если они вступают в противоречие с другими аспектами вашего поведения, и прежде всего с языком жестов. Вы должны не только убеждать других, но и убедительно при этом выглядеть. Это означает, что вам следует  добиваться определенного эффекта  и стараться обеспечить максимальное соответствие между своими словами  и языком жестов.

  В этом вам способна помочь сознание того, что вы не только проситель, взывающий  к доброй воле другого человека, но и сам он может оказаться  в выигрыше, приняв вас на работу, и ваша задача помочь ему увидеть  свою собственную выгоду.

    Итак, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать движения и мимику, с другой — уметь интерпретировать реакции партнера. 

     Жесты делают нашу речь выразительной. Жест должен быть отточенным и своевременным, если же вы не можете похвастать качеством исполнения своих жестов, то лучше стоять истуканом, нежели совершать судорожные «членовращения». Потому главное, как и во все другом, здесь умеренность. Но не отчаивайтесь, если вопрос очень важен для вас, то вполне можно прибегнуть к помощи профессионала, под чьим чутким руководством ваш язык жестов сможет приобрести изысканность и лоск и просто сразить собеседника.  
 
     Язык жестов сугубо национален, в этом его прелесть. Китайцу ничего не скажут такие обычные для нас жесты, как покручивание пальцем у виска, многозначительное постукивание по лбу или глубокомысленное почесывание в затылке. С другой стороны, многое в поведении и жестах китайцев для нас непривычно и не понятно, а иногда и просто неприятно. Поднятый вверх большой палец в России — «хорошо, здорово», в США, Англии, Скандинавских странах — голосование на дороге или «у меня все в порядке». Палец, резко выброшенный вверх, — сексуальное оскорбление, нецензурное ругательство, а в Греции — «замолчи, заткнись». Кружок, образуемый пальцами руки во Франции, — «у меня ничего нет», в США — «окей, все в порядке», в Японии — деньги, а в некоторых средиземноморских странах так обозначают гомосексуального мужчину. Европеец, говоря о себе, показывает на грудь, японец — на нос. Мы, считая, сгибаем пальцы руки в кулак, немцы — разгибают пальцы. В общем, чтобы все перечислить потребуется много времени.  
 
     Не торопитесь с выводами, на практике проверяя какую-либо информацию из этой сферы, обязательно подкрепляйте свои наблюдения анализом. Помните, что смотреть и видеть — не одно и то же.  
Мимика и жестикуляция могут оказаться просто устойчивыми привычками вашего собеседника. Скрещенные на груди руки, скрещенные подрагивающие ноги могут информировать не о психическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно, а может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, занять позицию слабого, опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной на руке и привычкой беречь руку, если, например, 
собеседникиграет на музыкальных инструментах.  
 
     Наполеоновская поза (руки сложены на груди) — защитная позиция или негативное состояние. Прикосновение раскрытыми ладонями к груди — жест честности и открытости. Закладывание рук за спину с захватом запястий — свидетельство неудовлетворенности, попытки взять себя в руки.  
 
     Поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника, говорят о прямоте, откровенности человека. Если же ладони смотрят вниз, а руки совершают покачивающиеся движения вверх-вниз — жест говорит о стремлении успокоить, остановить человека или группу людей.  
 
    Сжатые в кулаки пальцы, желваки на скулах — свидетельства враждебности. Подпирание ладонью щеки — демонстрация скуки. Поглаживание подбородка свидетельствует о раздумье, желании принять решение. Постукивание пальцами — о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице на рукаве — о стремлении замаскировать неуверенность,нервозность.  
 
  Мимикой можно управлять, и многие люди с успехом с этим справляются.
 
 
 

Значение  мимики и жестикуляции при общении

При разговоре человек невольно следит за поведением собеседника. Важно куда и как он смотрит. Широко открытые глаза выражают заинтересованность, любопытство, внимание. Хитро прищуренные глаза — признак сомнения, недоверия. Если собеседник испытывает неловкость, смущение, он старается отвести взгляд в сторону.

Но  не только выражение глаз помогает понять реакцию и состояние как  слушающего, так и говорящего. Например, собеседник, выслушав, безнадежно махнул рукой. Он мог бы свое отношение выразить вербально, т. е. словами: «Ничего не получится!», «Положение безнадежное!», но он сделал соответствующий жест и этим все было сказано.

Жесты, выражение глаз, мимика, поза, движения тела — невербальные средства общения. Их изучает кинесика (от греч. Kinesis — «движение»). Особое внимание кинесика уделяет мимике и жестикуляции.

Мимика (от греч. mimikos — «подражательный») — 1 „ Движения лицевых мышц, выражающие внутреннее душевное состояние. 2. Искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.

Мимика  позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Задание 14. Какие чувства выражают: 1) поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; 2) нахмуренные брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы; 3) сведенные к переносице брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ; 4) сияющие глаза, приподнятые уголки губ, широкая улыбка.

Для каждого участвующего в беседе, с  одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

Поэтому рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, кривить в усмешке губы, то постарайтесь отучиться от этого. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Помимо  мимики при разговоре люди невольно жестикулируют. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производит человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно: языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без  жеста: Дочь у меня вот тут сидит? Нет, непонятна, Где тут? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще  где? Указательное местоимение требует  уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на его иждивении.

Не  случайно в русском языке существует немало устойчивых выражений, которые  возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия.

Задание 15. Дайте толкование каждому фразеологизму. В каких ситуациях они могут быть использованы?

Вытаращить  глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, пялить глаза, хлопать глазами, строить глазки; нахмурит брови, и бровью не шевельнуть; поджать губы, скривить губы; лоб наморщить; раскрыть рот, разинуть рот; вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; погрозить пальцем; показать нос.

Знаменитый  оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты».

В различных риториках, начиная с  античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А.Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет:

Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое  движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают.

Как видно из цитаты, Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает  ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время он отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий время от времени потирает кончик носа, дергает себя за ухо, поправляет галстук, вертит пуговицу, т. е. повторяет какие-то механические жесты.

Механические  жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе. Помимо механических жесты по своему назначению бывают еще ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи —  то, что обычно передает интонация.

С юмором, легкой насмешкой образно  говорит народ о темпе речи некоторых выступающих: У него слово слову костыль подает; Говорит, что. воду цедит; За твоим языком не поспеешь босиком; Строчит, как из пулемета.

Задание 16. Произнесите эти образные выражения, сопровождая их ритмическими жестами. Понаблюдайте, чем ваши жесты различаются и чем это обусловлено.

Как вы заметили, в одних случаях текст  сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. В другом случае производятся частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Речь  наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными, Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: вытаращить глаза, скривить губы.

Задание 17. Напишите, на какое чувство, на какое  состояние указывают сочетания.

Бить  себя в грудь, глаза на лоб лезут, стукнуть кулаком по столу, ударить (хлопнуть) себя по лбу, повернуться  спиной, пожать плечами, развести руками, сжать губы, надуть губы, указать на дверь.

В глазах человека можно прочесть его характер и мысли, настроение, отношение к  окружающему миру и конкретным людям.

Они рассказывают, о том кому они принадлежат, гораздо  больше, чем можно себе представить. Далеко не каждый может понять, что  говорят глаза. О том, как научится понимать их язык, и пойдет речь.

Информация о работе Мимика и ее значение в общении