Межличностные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить причину возникновения и завершения межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
Задачи: 1. провести исследование межличностных отношений, направленности личности членов данного коллектива; 2. определить внешние и внутренние факторы возникновения и завершения конфликтов в коллективе;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Возникновение конфликтов в организации. 5
1.1 Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов. 5
1.2 Межличностные конфликты. 13
1.3 Оснавные стадии протекания конфликта в организации. 18
1.4 Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации. 20
Глава 2. Практическое применение исследования конфликтных ситуаций. 25
2.1 Диагностика предрасположенности работников к конфликтному поведению(по К.Томасу) 25
2.2 Тест на выявление степени агрессивности. 27
2.3 Анализ полученных результатов. 28
Глава 3. Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса. 30
Заключение. 39
Приложение. 42
Список литеретуры. 54

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ..doc

— 255.00 Кб (Скачать)


1

 

Содержание             

Введение                                                                                                                   2

Глава 1. Возникновение конфликтов в организации.                                          5

1.1 Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов.                    5

1.2 Межличностные конфликты.                                                                         13

1.3 Оснавные стадии протекания конфликта в организации.                           18

1.4 Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.       20

Глава 2. Практическое применение исследования конфликтных ситуаций.   25

2.1 Диагностика предрасположенности работников к конфликтному поведению(по К.Томасу)                                                                                      25

2.2 Тест на выявление степени агрессивности.                                                  27

2.3 Анализ полученных результатов.                                                                  28

Глава 3. Пути урегулирования и разрешения конфликтов и стресса.             30

Заключение.                                                                                                           39

Приложение.                                                                                                          42

Список литеретуры.                                                                                              54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Можно жить, обходясь без слова  «конфликт»,  но  нельзя  жить  без

  конфликтов. Вряд ли найдется такой человек, который никогда не  попадал  ни в какие конфликты.

    Однако  хотим  мы  того  или  нет,  но  конфликты  в  нашей  жизни  неизбежны, и остается лишь позаботиться о том,  чтобы  уменьшить  вред, который они способны принести, и, если возможно, извлечь из них  какую-то пользу. А для этого необходимо знать, что  такое  конфликт,  как  он возникает, и что с ним делать. Нахождение  причины  конфликта  является его разрешением.  Актуальность темы просматривается в идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда  были  одними  из центральных в различных религиозных течений. Межличностные конфликты – самый распространенный тип конфликтов, с которым люди сталкиваются практически каждый день в той или иной форме  Конфликт, особенно в настоящее нестабильное время, является  одним из важнейших неразрешенных вопросов для человека, хотя  о  конфликте  и его причинах уже сказано очень много.

    Объект: межличностные конфликты в трудовом коллективе.

    Предмет:  закономерности  возникновения,  развития  и   завершения межличностных конфликтов в трудовом коллективе под влиянием  внешних  и внутренних факторов.

      Цель: определить причину возникновения и завершения  межличностных конфликтов в трудовом коллективе.

    Задачи: 1. провести    исследование    межличностных    отношений, направленности личности членов данного коллектива; 2. определить  внешние  и   внутренние факторы возникновения и завершения конфликтов в коллективе;  3. на  основе этого сделать вывод о природе и  динамике  межличностных  конфликтов  в данном трудовом коллективе.

       Гипотеза: причина межличностных конфликтов в  трудовом  коллективе состоит  в  несовместимости  ценностей   и   идеалов   членов   данного  коллектива.

     Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения  и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и  политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

    Этот все возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур и отдельных людей практической помощи в разрешении конфликтов.

    Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.

   В какой-то мере это противоречие – осознание необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней касается и психологов.  В тоже время проблема конфликта является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Не меньшую роль они играют  и в социальной жизни человека, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, проблема конфликта  проходит через разные области психологического знания. Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами. Не маловажное значением имеет умение управлять  конфликтами в организации. Основную роль в этом играют менеджеры различного уровня и от того на сколько они подготовлены к поведению в конфликтных ситуациях под час зависит успешная работа этой организации. Таким образом, изучение предрасположенности менеджеров к различным типам поведения в конфликтной ситуации на сегодняшний день является актуальной задачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Возникновение конфликтов в организации.

1.1 Типология конфликта. Причины возникновения конфликтовю.

 

     Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой без­надежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

        Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это при­знак неэффективной деятельности организации и плохого управле­ния. В наше время теоретики и практики управления все чаще скло­няются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конф­ликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обще­стве столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специ­альная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее раз­витие внесли социология, философия, политология и, конечно, психо­логия.

     Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Мы же подробнее остановимся на тех, которые происходят в организациях.

     Существуют различные определения конфликта, но все они под­черкивают наличие противоречия, которое принимает форму разно­гласий. если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение про-тивоположнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

    Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лица­ми или группами.

     Наблюдения показывают, что 80 процентов конфликтов возникает по­мимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

      Главную роль в возникновении конфликтов играют так назы­ваемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способ­ствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводя­щие к конфликту непосредственно.

     Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никако­го значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами". На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

    Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "за­пускаем на орбиту" своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).

     Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конф­ликтогенов" — их, так называемая, эскалация.

     Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто макси­мально сильным среди всех возможных. Какова же общая схема этого процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес кон­фликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологи­ческий проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от воз­никшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стре­мительно нарастает. Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдер­жаться, а еще лучше - простить обиду. Однако число желающих "подставить другую щеку" не множится.

   Выделяют три основных типа конфликтогенов:

- стремление к превосходству;

- проявления агрессивности;

- проявления эгоизма.

   Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимо­действия с другими людьми?

1. Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).

    Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столк­новения, конфликта.    

    Это происходит только тогда, когда суще­ствующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаи­модействие людей, препятствуют достижению поставленных це­лей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфлик­тное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мне­ния, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и имен­но в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит поло­жительный характер.

    Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений,тоихназывают функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному вза­имодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, пони­мать их причины и возможные последствия. Конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистичес­кими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением опре­делённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не сред­ством достижения конкретного результата, а самоцелью.

     Начавшись как реалистический, конфликт может превратить­ся в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрица­тельных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в органи­зации — создание благоприятной психологической атмосферы, по­вышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует  и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса. Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Информация о работе Межличностные конфликты